Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя

Оглавление

Оглавление……………………………………………………………………2
Понятие мировоззрения……………………………………………………..3
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия…………..6
Основной вопрос философии………………………………………………10
Философия в системе культуры …………………………………………...13
Функции философии………………………………………………………..15
Список использованной литературы и источников………………………17

Файлы: 1 файл

Философия контрольная.docx

— 36.34 Кб (Скачать)

При формулировании О. в. ф. марксизм-ленинизм исходит из того, что понятия духовного  и материального, субъективного  и объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной  реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному или объективному. О. в. ф. заключает в себе, помимо вопроса об объективно существующем отношении психического и физического, духовного и материального вообще, также вопрос о познавательном отношении человеческого сознания к миру: "... Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?" 5. Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма, агностицизма. Положительное решение этой проблемы принципиально различно в материализме и идеализме. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом или допущений. Историческая ограниченность домарксовского материализма (метафизичность, механицизм, идеалистическое понимание истории) сказывалась и в решении им О. в. ф. Эта ограниченность была преодолена лишь философией марксизма, которая понимает духовное как специфический продукт развития материи, распространяет диалектико-материалистическое решение О. в. ф. на познание общественной жизни. "Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия"6. Это положение составляет отправной пункт материалистического понимания истории. В решении О. в. ф. выявляются два главных философского направления — материализм и идеализм, борьба которых составляет содержание историко-философского процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Философия в системе культуры.

Философия многогранна. Обширно  поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях  нередко односторонне акцентируются  лишь те или иные аспекты этого  сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия — наука» или  «философия — религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир  человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение тематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в  принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию  природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура  гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» — области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).

В такой схеме можно  учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет  неограниченно добавлять в нее  новые разделы философского миропонимания.

Культурологический подход дал возможность исследовать  философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы  связей, в которой она проявляет  себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности  в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии  как культурно-исторического явления  позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как  единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое  преодоление устаревших и утверждение  новых форм опыта. Кроме того, удается  проследить их сложные взаимосвязи  и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.

Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые  возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.

В самом деле, с исторической точки зрения философия — не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени  ее возникновения человечеством  уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии — это  рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

5.Функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

 -мировоззренческую,

 -методологическую,

 -мыслительно-теоретическую,

 -гносеологическую,

 -критическую,

 -аксиологическую,

-социальную,

 -воспитательно-гуманитарную,

 -прогностическую

Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности  картины мира, представлений об его  устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

 Методологическая функция  заключается в том, что философия  вырабатывает основные методы  познания окружающей действительности.

 Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  философия учит концептуально  мыслить и теоретизировать –  предельно обобщать окружающую  действительность, создавать мыслительно-логические  схемы, системы окружающего мира.

 Гносеологическая –  одна из основополагающих функций  философии – имеет целью правильное  и достоверное познание окружающей  действительности (то есть механизм  познания).

Роль  критической функции  – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать  противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности  знания.

 Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого  axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

 Социальная функция  – объяснить общество, причины  его возникновения, эволюцию современное  состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения  или смягчения, совершенствования  общества.

 Воспитательно-гуманитарная  функция философии состоит в  том, чтобы культивировать гуманистические  ценности и идеалы, прививать  их человеку и обществу, способствовать  укреплению морали, помочь человеку  адаптироваться в окружающем  мире и найти смысл жизни.

 Прогностическая функция  заключается в том, чтобы на  основании имеющихся философских  знаний об окружающем мире  и человеке, достижениях познания  спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных  процессов, человека, природы и общества.

 

Список использованной литературы и источников:

1.Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21

2.Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26

3.Хайдеггер М. Что это такое - философия?//Вопросы философии,1993.- N8.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

1Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283

2 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.282-291

3 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.283

4 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.283

5 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.283

6 Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 55—56)

 


Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе