Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя

Оглавление

Оглавление……………………………………………………………………2
Понятие мировоззрения……………………………………………………..3
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия…………..6
Основной вопрос философии………………………………………………10
Философия в системе культуры …………………………………………...13
Функции философии………………………………………………………..15
Список использованной литературы и источников………………………17

Файлы: 1 файл

Философия контрольная.docx

— 36.34 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Новосибирский юридический  институт (филиал)

национального исследовательского

Томского государственного университета

 

Кафедра общественных наук

Тема: Философия, круг ее проблем и роль в обществе

 

 

 

Контрольная работа по

Философии

студентки 1-го курса

заочного отделения

Пикаловой Екатерины

Максимовны

Группа 22-ЗБП

Проверил: Печурин

Игорь  Васильевич

 

 

Новосибирск 2013

 

 

Оглавление……………………………………………………………………2

 Понятие мировоззрения……………………………………………………..3

Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия…………..6

Основной вопрос философии………………………………………………10

Философия в системе культуры …………………………………………...13

Функции философии………………………………………………………..15

Список использованной литературы и источников………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие мировоззрения. 

Мировоззрение  –  необходимая  составляющая  человеческого   сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих  других, а их  сложное  взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей,   чувств,   настроений, стремлений, надежд, соединяясь в  мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание  людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То  медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно - исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их  мысли,  чувства,  интересы.  Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей  тактике  подвержено историческим переменам. Оно активно  улавливает,  преломляет  большие  и  малые, явные и скрытые процессы  общественных  изменений.

Строго говоря, каждый человек  или социальная  группа,  выделенная  по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим),  имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно

отличающиеся от  них  самые  общие  представления  о  мире  и  жизненные

программы. и все же при многообразии  вариантов  исторически  изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.

Мировоззрение – образование  интегральное. В  нем  принципиально важна

связь его компонентов, их «сплав». и как в сплаве  различные сочетания

элементов, их пропорции  дают  разные  результаты,  так  нечто  подобное

происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем  важную  роль  обобщенные

знания  –  повседневные,  или  жизненно-практические,  профессиональные,

научные. Чем солиднее запас  знаний в ту или иную эпоху, у того или иного

народа или отдельного человека, тем более серьезную  опору может получить

соответствующее  мировоззрение.  Наивное,  непросвещенное  сознание   не

располагает достаточными  средствами  для  четкого,  последовательного,

рационального  обоснования  своих  взглядов,  обращаясь  часто  к   фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности,  обоснованности,  продуманности,

внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает  разной.

По знания никогда не заполняют  собой  всего  поля  мировоззрения.  Кроме знаний о мире (включая и  мир  человека)  в  мировоззрении  осмысливается

также весь уклад человеческой  жизни,  выражаются  определенные системы

ценностей  (представления  о  добре  и  зле  и  другие),  выстраиваются

«образы» прошлого и «проекты» будущего, получают  одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Программы жизни, действия, направленность поступков  имеют  под  собой

две «опоры»: знания и ценности. Они во многом противоположны

по своей сути. Познанием  движет  стремление  к  истине  –  объективному

постижению реального  мира. Ценностное сознание  иное:  оно  воплощает  в

себе особое отношение  людей ко всему происходящему  в соответствии  с  их

целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла   жизни.

В ценностном сознании формируются  нравственные, эстетические  (и вообще мировоззренческие) идеалы.  Важнейшими  понятиями,  с  которыми  издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла,  красоты и  уродства.  Через  соотнесение  с  нормами,  идеалами   осуществляется оценивание –  определение  ценности  происходящего.  Система  ценностных ориентаций играет  очень  важную  роль  в  индивидуальном  и  групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности  познавательный  и ценностный  способы  освоения  мира  в  человеческом  сознании,   жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в  согласие.  Должно достигаться также напряженное единство  других  «полярных»  компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей,  осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез – сложная и  мучительная  духовно-практическая  работа,  призванная   обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций. Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты»  человеческого  опыта,  –  способно  раздвигать  узкие   рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут  жить  потом.  В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру  прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Исторические типы мировоззрения:  миф, религия, философия.

Несмотря на то, что в  процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень  знаний, мировоззренческие вопросы  продолжают оставаться нерешенными, что  и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории  принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое мировоззрение  представляет собой исторически  первый тип мировоззрения или  способ оформления мировоззренческих  представлений и возникает на этапе становления человеческого  общества. Это мировоззрение свойственно  первобытнообщинному строю и  раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество  форм, выражающих различные этапы  становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Вторым историческим типом  мировоззрения была религия. Религиозное  мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Отделение умственного труда  от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также  стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда  на мир и место человека в нем - философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основной вопрос философии.

Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого философского учения. "Философы, — пишет Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма".1

При постановке О. в. ф. возникает  вопрос не только о приоритете материального  или духовного, но и относительно того, что считать материальным, а что духовным. Отсюда проистекает  возможность многочисленных модификаций  в решении О. в. ф. как в материализме, так и в идеализме. Гегель, например, принимает за первичное некое  вне человека существующее мышление ("абсолютную идею"), А. Шопенгауэр исходит из представления о бессознательной  космической воле, Э. Мах считает, что все вещи состоят из ощущений.

Многие домарксистские и  немарксистские философы не считают  вопрос об отношении духовного к  материальному О. в. ф. Для Ф. Бэкона, например, О. в. ф. — это проблема овладения стихийными силами природы. Французский философ 20 в. А. Камю полагал, что О. в. ф. есть вопрос о том, стоит ли жить. Лишь немногие из философов, в первую очередь Гегель и Л. Фейербах, близко подошли к правильной формулировке О. в. ф. Вычленение же О. в. ф. и выяснение его роли в построении философских учений принадлежит Энгельсу 2.Энгельс рассматривал О. в. ф. как теоретический итог интеллектуальной истории человечества. Уже в религиозных верованиях первобытных людей содержится определенное представление об отношении психического к физическому, души к телу. Однако теоретическое рассмотрение этого отношения стало возможным лишь благодаря развитию абстрагирующего мышления, самонаблюдения, анализа. Исторически эта ступень интеллектуального развития совпадает с образованием противоположности между умственным и физическим трудом. В средние века, когда религия стала господствующей формой общественного сознания, О. в. ф., по словам Энгельса, "... принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века" 3. Но лишь благодаря ликвидации духовной диктатуры клерикализма в ходе буржуазных революций О. в. ф. "... мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение..."4.

Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе