Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:14, реферат
Конфуций. Конфуцианство
Введение
Религии Китая никогда не существовали
в форме жестко централизованной «церкви».
Традиционная религия Древнего Китая
представляла собой смесь местных верований
и своеобразных церемоний, объединенных
в единое целое универсальными теоретическими
построениями ученых мужей. Тем не менее,
как среди образованных слоев населения,
так и среди крестьян наибольшую популярность
завоевали три великих философских школы,
зачастую называемые тремя религиями
Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.
В период «культурной революции» 1960-х
годов традиционные религии Китая испытывали
настоящие гонения. Разрушались культовые
сооружения, было запрещено отправление
религиозных обрядов, служители культа
и верующие подвергались моральным и физическим
оскорблениям. После смерти Мао Цзэдуна
пришедшее к власти более умеренное руководство
взяло курс на более терпимое отношение
к религии. Было восстановлено конституционное
право на свободу вероисповедания, а китайские
религиозные лидеры получили возможность
для возобновления прерванных контактов
со своими коллегами за пределами Китая.
2.б) Лао- Цзы
Лао-Цзы (он
же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н.
э. в Древнем Китае. Считается основателем
даосизма, хотя в своем настоящем виде
даосизм имеет весьма мало общего с философией
самого Лао-Цзы, настолько последняя подверглась
различного рода дополнениям, изменениям
и искажениям. Лао-Цзы – автор знаменитого
трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного
выяснению ключевого в философии даосизма
понятия Дао. Этот трактат стал каноническим
сочинением религиозного даосизма и многократно
переводился на европейские языки.
Лао-Цзы родился в 604 году до н.э. в древнекитайском
царстве Чу, в уезде Ку, области Ли, в деревне
Цюйжэнь, неподалёку от современного Пекина.
Согласно преданию, беременная мать носила
его в себе несколько десятков лет и родила
уже стариком, из-за чего он и получил своё
имя Лао-Цзы ("Старый ребёнок"). В действительности
же его звали Ли Эр.
2.Доасизм
Даосизм – религия, сложившаяся в
Китае во II-III вв. н.э. на основе философского
учения о «дао», возникшего в VI-V вв. до
н.э. Согласно традиции, основателем даосизма
считается Лао-Цзы (Ли-Боянь, род. В 604 г.
до н.э.), а виднейшим его представителем
был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.). Учение даосизма
изложено в трактатах, названных по именам
этих мыслителей. Это трактат «Лао-Цзы»,
который более известен под названием
«Дао дэ дзын» («Книга о пути и силе») и
«Чжуан цзы».
Основным понятием даосизма является
«путь» («дао»), толкуемое как основа, закон,
порядок вечного изменения мира и людей.
Этот «путь» не зависит ни от богов, ни
от человека и невыразим в словах, но предполагает
«естественность» процесса изменения
всего сущего. Являясь первоосновой и
закономерностью бытия всего сущего, «дао»
выступает в даосизме субстанцией-основой
и извечным, естественным и всеобщим законом
спонтанного возникновения и развития
Вселенной, человека и общества.
«Дао» присутствует во всем, но не исчерпывается
ничем единичным, не познается разумом
и не выражается в словах. «Дао» также
рассматривается как порождающее начало
всего сущего и синоним единого мирового
целого. «Дао» присуща благая сила – «дэ»
(«добродетель»), посредством которой
оно проявляет себя в мире, причем формы
проявления – действующие субъекты рассматриваются
как воплощение «дао».
Важнейшими принципами даосизма являются
также «цзы жань» («самоестественность
», «спонтанность») и «увэй» («неотклонение
от пути», «недеяние»). Первый из них дословно
означает то, что само по себе таково, каково
оно есть. Это означает, что «дао» абсолютно
свободно, ни от чего не зависит и следует
лишь своей собственной природе. Отсюда
вытекает принцип следования «дао», т.е.
поведения, согласующегося в микрокосме
– с «дао» (природой) человека, а в микрокосме
– с «дао» Вселенной.
Мудрец не должен, исходя из собственных
субъективно ограниченных желаний и пристрастий,
противодействовать природе окружающих
его вещей и явлений. Напротив, он должен
«следовать вещам». Все вещи равны между
собой, поэтому истинный мудрец свободен
от пристрастия и предвзятости: он одинаково
смотрит на знатного и раба, соединяется
с вечностью и с Вселенной и не печалится
ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность
и неизбежность.
С другой стороны, мудрец может, используя
своё постижение природы той или иной
вещи, поставить ее себе на службу, как
бы «плыть по течению в нужном направлении».
Постижение природы вещей и согласованность
с ней позволяет «мягкому побеждать твердое»
и «слабому превозмогать сильного». Всякое
же действие, противоречащее «дао», означает
пустую трату сил и приводит к неудаче
и гибели. Вселенную нельзя привести в
порядок искусственным образом – для
установления в ней гармонии и порядка
необходимо дать свободу ее имманентным
качествам.
Соответственно, мудрый правитель, следующий
«дао», не делает ничего, чтобы управлять
страной, и тогда она процветает, пребывая
в спокойствии и гармонии. «Мудрый говорит
себе: я освобождаюсь от стремления совершать
(принцип «увей» - В.К.), и люди сами собой
меняются к лучшему; я стремлюсь к тишине
и покою, и люди сами собой приходят к порядку;
я не ведаю делами управления, а люди сами
по себе обретают достаток», - говорится
в 57-м стихе книги «Лао-Цзы». Позднее под
влиянием буддизма принцип «увей» стал
все больше трактоваться как вообще отказ
от активной внешней деятельности, как
пассивность, компенсируемая внутренним
усилием духа.
Как религиозная система даосизм сформировался
в II в. Н.э. как синтез типологически близких
учений Лао-Цзы и Чжуан-цзы, усилившего
мистическое истолкование «дао» и принципа
«увей», философских школ натурфилософов,
верований шаманов, практики магов и доктрины
«бессмертных святых». Постепенно сформировался
и культ обожествления Лао-Цзы.
Во II-III вв. под влиянием буддизма в даосизме
появляются монашество и монастыри, что
было чуждо установкам первоначального
даосизма. В это же время усиливается тенденция
к доминированию в даосской религиозной
практике психоделических методов созерцательной
медитации. Основное внимание начинает
уделяться приемам внутреннего самосовершенствования.
Эта тенденция приводит к появлению в
XII в. В Северном Китае новых даосских школ,
важнейшая из которых, школа «Пути совершенной
истины», становится ведущим даосским
направлением и остается таковым вплоть
до настоящего времени. Основное внимание
эта школа уделяет нравственному совершенствованию
и даосской практике созерцания.
Основной целью и центральной концепцией
религиозного даосизма является достижение
бессмертия. Учение о бессмертии предполагает,
что последователь даосизма, посредством
определенной практики, включающей в себя
гимнастические и дыхательные упражнения,
правила половой гигиены, медитацию и
алхимию, может достичь не только духовного,
но и физического бессмертия, а также развить
в себе сверхъестественную силу и способности.
Поскольку даосизм отрицает бессмертие
души, отделенной от тела, и рассматривает
человека в качестве целостного психофизического
существа, данная доктрина предполагала
два аспекта религиозной практики: совершенствование
тела (гимнастические и дыхательные упражнения)
и совершенствование духа (созерцание,
медитация).
Так как источником жизни в даосизме считается
«дао», то и само бессмертие рассматривается
как достижение полного единства с ним.
Из всех методов обретения бессмертия
наиболее важным считается алхимия. Даосская
традиция выделяет два типа алхимии: «внешнюю»
и «внутреннюю». «Внешняя» алхимия основана
на вере в возможность создания эликсира
бессмертия или путем производства «искусственного
золота», или путем создавания эликсира
из киновари и ее соединения с другими
веществами.
«Внутренняя» алхимия, исходя из тезиса
о подобии микро- и макрокосма, человеческого
тела и Вселенной, считает возможным создать
эликсир бессмертия в самом организме
из его соков и тонких энергий («ци», «цзин»,
«шень») посредством психофизических
упражнений и созерцания.
При этом было разработано оригинальное
учение о строении человеческого организма,
в основе которого лежит концепция «каналов»
(«цзин»), по которым «ци» циркулирует
по телу, и так называемых «киноварных
полей» («дань тять») – своеобразных резервуаров
и сосредоточий «ци». Постепенно «внутренняя»
алхимия вытеснила «внешнюю», которая
начиная с позднего средневековья, стала
восприниматься как ложная.
К X-XII вв. в Китае существовало уже множество
постоянно возникающих и распадающихся
даосских сект. Господствующий класс в
целом игнорировал даосизм, хотя в отдельные
периоды существовали попытки провозгласить
его государственной религией, возводить
даосские храмы и делать обязательным
изучение «Дао дэ дзин».
К XIII в. Религиозный даосизм уже располагал
сформировавшимся институтом священнослужителей,
готовивших себе смену, детально разработанной
системой обрядов, каноническими книгами
и пантеоном многочисленных божеств, обладающих
различной степенью могущества. При этом
единой централизованной структуры, которая
могла бы осуществлять верховное руководство
всеми общинами, в даосизме так и не возникло.
Даосское духовенство подразделялось
на две основные категории. К первой из
них, высшей, относились даосские монахи.
Они жили при больших монастырях (являвшихся,
как правило, духовным центром одной из
даосских школ или сект, но организационно
считавшихся самостоятельными), имели
хорошее образование и посвящали свою
жизнь медитации и изучению канонических
трактатов, создавая большие библиотеки
и коллекции рукописей. Они соблюдали
строгое безбрачие, как правило, были вегетарианцами
и отличались от мирян внешним видом.
Под руководством монахов при монастырях
проходили курс обучения проповедники,
маги, врачеватели и гадатели, составлявшие
вторую, низшую категорию даосского духовенства
– его практиков. Получив необходимые
знания в монастыре, священнослужители-практики
разъезжались по стране и выполнили свои
обязанности (гадания, предсказания, врачевание,
призвание и изгнание духов, и другие обряды)
в местных общинах. Они обзаводились семьями
и жили так же, как и окружающие их миряне,
от которых они не отличались ни одеждой,
ни внешним видом.
По традиции, перед совершением того или
иного обряда даосский священнослужитель
должен медитировать, соблюдать половое
воздержание, а так же не употреблять спиртных
напитков и пряной пищи. После нескольких
месяцев такой подготовки его тело «заряжается»
силой звезд, которую он посредством обрядовых
песнопений и телодвижений может передавать
на землю. И только получив заряд такой
энергии, священнослужитель может изгонять
злых духов, лечить болезни и обновлять
жизненные силы и плодородие земли в той
общине, которая заказывает соответствующий
обряд.
Даосский культ природы и учение о бессмертии
оказали сильнейшее влияние на различные
сферы материальной и духовной культуры
Китая: науку (медицину и химию, уровень
которой позволил сделать такие выдающиеся
изобретения, как бумага и порох), искусство
и литературу. Культ природы также сыграл
огромную роль и в развитии китайской
пейзажной живописи.
Последователи различных направлений
и сект даосизма выдвигали несходные принципы
благочестия и образа жизни, но сходились
в признании пяти заповедей и десяти добродетелей.
Пять заповедей весьма напоминают выдержку
из христианских «десяти заповедей», что
демонстрирует их общечеловеческое содержание:
не убивай, не лги, не пей вина, не воруй,
не прелюбодействуй.
Десять добродетелей отражают обычаи
и традиции общинно-патриархального уклада
Китая и характерный для даосизма культ
природы, гармонии и порядка. Это сыновний
долг, верность к старшим, любовь, терпение,
увещевание против злых деяний, самопожертвование,
разведение животных и посадка деревьев,
постройка дорог и колодцев, просвещение
неразумных, чтение священных книг и соблюдение
церемоний.
Наряду с этим нравственным кодексом даосизм
включал множество всяческих суеверий
и предрассудков, что характерно для стран
с традиционным укладом жизни (гадания,
заклинания, знахарство, призывания «добрых
духов» и «изгнание злых», колдовство
и алхимия). Начиная с позднего средневековья
влияние даосизма, стало ослабевать, и
он постепенно стал вытесняться другими
религиями. В настоящее время его влияние
в Китае невелико.
Заключение
Китайская система религиозного синкретизма,
явившаяся результатом сложного процесса
синтеза всех трех учений: конфуцианства,
даосизма и буддизма, складывалась медленно
и постепенно, на протяжении ряда столетий.
Главенствующим в этом сложном процессе
всегда было конфуцианство. Однако даже
после провозглашения его в Хань официальной
государственной идеологией конфуцианству
далеко не сразу удалось доказать и отстоять
свой бесспорный приоритет в духовной
культуре Китая. Дело в том, что после крушения
Хань в конце II в. н. э. Китай целых четыре
столетия был раздроблен на независимые
государства, управлявшиеся императорами
как китайских, так и некитайских династий.
В этот длительный период раздробленности,
смут и междоусобиц обстановка в стране
отнюдь не способствовала успеху конфуцианства.
Конечно, в сфере государственного управления
и административно-политической структуры,
так же как и в области общественных отношений
и в системе этики, выработанные в Хань
конфуцианские стандарты продолжали существовать
и даже определять характер и развитие
китайского общества. Однако многочисленные
иноземные вторжения расшатывали только
что установившиеся общекитайские социальные
нормы и традиции, децентрализация ослабляла
роль конфуцианской бюрократической структуры
и рождала локальные центробежные тенденции
феодальной знати.
Китай III—VI вв. меньше всего характеризовался
абсолютным господством конфуцианства,
хотя оно по традиции и продолжало считаться
официальной государственной идеологией,
а его приверженцы, как правило, стояли
у руля правления и занимали основные
посты в системе администрации. В этот
период китайской истории то в одном, то
в другом из многочисленных государств
временами приходили к власти правители,
симпатизировавшие буддистам или даосам,
— и эти религии выходили на передний
план, завоевывали прочные позиции и влиятельных
сторонников. Понятно, что в таких условиях
все основные идеологические системы
Китая имели достаточно благоприятные
возможности для своего независимого
существования и развития. И хотя каждая
из этих систем многое заимствовала от
остальных, длительная практика сосуществования
в рамках уже сформировавшейся китайской
цивилизации с ее устоявшимися культурными
стандартами и общепризнанной системой
ценностей вела к еще большему взаимовлиянию
и выдвижению на передний план того общего,
что было у них. И конфуцианство, и даосизм,
и буддизм были еще вполне самостоятельными
и даже соперничавшими друг с другом идеологиями.
Даосизм
возник во 2-й половине I тысячелетия до
н. э. в чжоуском Китае практически одновременно
с учением Конфуция. Согласно традиции,
основателем даосизма считается Лао-цзы
(Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род.
в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем
был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма
изложено в трактатах, названных по именам
этих мыслителей (трактат «Лао-цзы» более
известен под названим «Дао дэ цзин»).
В настоящее время большинство учёных
приходит к выводу, что трактат «Чжуан-цзы»
появился около 300 до н. э., приблизительно
в то же время что и «Лао-цзы», в связи с
чем датировка возникновения даосизма
передвигается с VI—V вв. до н. э. (как считалось
ранее) к IV—III вв. до н. э.
Хотя концепции Инь-Ян, тоже часто связывают с именем Лао-цзы, но на самом же деле она была создана и активно использовалась по крайней мере 4800 лет назад, т.е. за несколько тысячелетий до Лао-цзы и его знаменитой работы "Дао Дэ Дзин", излагающей принципы даосизма.
Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао («Путь») – первооснове и закономерности бытия всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао также рассматривается как порождающее начало всего сущего – «мать» Поднебесной, и выступает синонимом единого мирового целого – Да куай («Великий ком»).
Дао присуща благая сила дэ («добродетель»), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.
К ведущим даосским концепциям относятся также принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние). Первый из них дословно означает «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с дао (природой) человека, а в макрокосме – с дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен «следовать вещам» (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.
С другой
стороны, мудрец может, используя свое
постижение природы той или иной
вещи, поставить ее себе на службу, как
бы «плыть по течению в нужном направлении».
Постижение природы вещей и
Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом – для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.
Другим очень существенным для даосизма понятием является категория «пневмы» или «эфира» – ци. Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой как бы «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь – духом. В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле – одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем ци гун («работа с ци»).
Первоначальное ци (юань ци) просто и внекачественно, однако в процессе порождения Универсума оно как бы поляризуется и дифференциируется. Два важнейших космологических состояния единого ци – это инь и ян (инь-ци и ян-ци) – т. е. женское, покой, холодное, темное, мягкое с одной стороны, и мужское, движение, горячее, светлое, твердое – с другой. Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии Тай Цзи («Великий Предел»).
Элементы мистики и иррационализма, содержащиеся в учении даосов, постепенно привели к разделению даосизма во II-III вв. н. э. на философский (дао цзя), получивший дальнейшее развитие в неодаосизме (Хэ Янь, Ван Би, Цзи Кан, Сян Сю, Го Сян и другие философы), и религиозный (дао цзяо).
Учение ИНЬ-ЯН
Учение ИНЬ-ЯН – это учение о двух противоположных началах ИНЬ и ЯН, которые находятся в постоянном движении, в состоянии вечной борьбы, тем самым создают гармонию в окружающей среде и равновесие внутри человека. Согласно концепция инь – ян, энергия инь и ян присутствуют везде, во всем и являются бесконечными, как вселенная, они способны плавно перетекать в свою противоположность, как утро переходит в день, день переходит в вечер, а вечер переходит в ночь, зиму сменяет весна и т. д. Тоже самое происходит и в нашем организме, мы бываем активны и пассивны, работаем и отдыхаем, спим и бодроствуем.
Ян – активное начало.
Инь – пассивное.
К ян относят:
все быстрое, светлое, горячее, короткое,
высокое, сильное, быстро протекающее,
мужское начало, все нематериальное, левая сторона.
Символы ян – небо, солнце, дерево и огонь.
К инь относят:
предсказуемое, низкое, холодное,
мягкое , медленное, длинное, скрытое, слабое,
медленно протекающие процессы, все материальное,
женское начало, правая сторона.
Символ инь – земля, металл и вода.
Следует обратить внимание на то, что символ земля надо понимать, как планета земля , а металл и вода – это первоэлементы. Согласно учению инь – ян, земля как первоэлемент, занимает место, между инь и ян и возникают нарушения и сбивается ход вещей, что ведет к изменениям в движении энергии. Так как концепция инь – ян рассматривает не только человека, но вообще все (вселенную), то нет ничего удивительного в том, что учения инь – ян и у – син применялись в Китае и применяются до сих пор для объяснения природных явлений.
В китайской медицине учение инь – ян занимает, если не самое главное, то одно из центральных мест. С точки зрения концепции инь – ян человек разделен, если можно так сказать, на зоны в которых преимущественно пребывает инь или ян. Верх – ян. Низ – инь. Внутренняя часть – инь. Внешняя – ян. Морфологические структуры – инь. Деятельность организма – ян. Инь является основой для ян. Внутренние органы так же делятся на ян и инь. К органам ян относятся: желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь, желчный пузырь и ненаходится в центре, первоэлемент земля, не относится не к инь и не к ян.
Cогласно концепции инь – ян, противоборство двух начал, ведет к взаимному ограничению и тем самым достигается гармония, в том случае если нарушается равновесие и одна энергия преобладает над другой, имеющий морфологической основы – орган тройной обогреватель. К органам инь относятся: сердце, легкие, селезенка, печень, почки и не имеющий морфологической основы – орган перекард. Как указано выше в каждом человеке есть зоны и органы относящиеся к двум началам, но это не надо понимать буквально, потому что в каждом органе, не зависимо от того к какому виду энергии (инь или ян) он относится, есть два начала и разделение на органы инь – ян, не говорит о том , что в органе инь нет ян, а в органе ян нет инь, энергии инь и ян присутствуют абсолютно во всем и везде, не исключая человека , его организм в целом и органы каждый в отдельности.