Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:14, реферат
Конфуций. Конфуцианство
Введение  
Религии Китая никогда не существовали 
в форме жестко централизованной «церкви». 
Традиционная религия Древнего Китая 
представляла собой смесь местных верований 
и своеобразных церемоний, объединенных 
в единое целое универсальными теоретическими 
построениями ученых мужей. Тем не менее, 
как среди образованных слоев населения, 
так и среди крестьян наибольшую популярность 
завоевали три великих философских школы, 
зачастую называемые тремя религиями 
Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. 
В период «культурной революции» 1960-х 
годов традиционные религии Китая испытывали 
настоящие гонения. Разрушались культовые 
сооружения, было запрещено отправление 
религиозных обрядов, служители культа 
и верующие подвергались моральным и физическим 
оскорблениям. После смерти Мао Цзэдуна 
пришедшее к власти более умеренное руководство 
взяло курс на более терпимое отношение 
к религии. Было восстановлено конституционное 
право на свободу вероисповедания, а китайские 
религиозные лидеры получили возможность 
для возобновления прерванных контактов 
со своими коллегами за пределами Китая. 
2.б) Лао- Цзы
Лао-Цзы (он 
же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. 
э. в Древнем Китае. Считается основателем 
даосизма, хотя в своем настоящем виде 
даосизм имеет весьма мало общего с философией 
самого Лао-Цзы, настолько последняя подверглась 
различного рода дополнениям, изменениям 
и искажениям. Лао-Цзы – автор знаменитого 
трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного 
выяснению ключевого в философии даосизма 
понятия Дао. Этот трактат стал каноническим 
сочинением религиозного даосизма и многократно 
переводился на европейские языки.  
Лао-Цзы родился в 604 году до н.э. в древнекитайском 
царстве Чу, в уезде Ку, области Ли, в деревне 
Цюйжэнь, неподалёку от современного Пекина. 
Согласно преданию, беременная мать носила 
его в себе несколько десятков лет и родила 
уже стариком, из-за чего он и получил своё 
имя Лао-Цзы ("Старый ребёнок"). В действительности 
же его звали Ли Эр.  
2.Доасизм 
Даосизм – религия, сложившаяся в 
Китае во II-III вв. н.э. на основе философского 
учения о «дао», возникшего в VI-V вв. до 
н.э. Согласно традиции, основателем даосизма 
считается Лао-Цзы (Ли-Боянь, род. В 604 г. 
до н.э.), а виднейшим его представителем 
был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.). Учение даосизма 
изложено в трактатах, названных по именам 
этих мыслителей. Это трактат «Лао-Цзы», 
который более известен под названием 
«Дао дэ дзын» («Книга о пути и силе») и 
«Чжуан цзы».  
Основным понятием даосизма является 
«путь» («дао»), толкуемое как основа, закон, 
порядок вечного изменения мира и людей. 
Этот «путь» не зависит ни от богов, ни 
от человека и невыразим в словах, но предполагает 
«естественность» процесса изменения 
всего сущего. Являясь первоосновой и 
закономерностью бытия всего сущего, «дао» 
выступает в даосизме субстанцией-основой 
и извечным, естественным и всеобщим законом 
спонтанного возникновения и развития 
Вселенной, человека и общества.  
«Дао» присутствует во всем, но не исчерпывается 
ничем единичным, не познается разумом 
и не выражается в словах. «Дао» также 
рассматривается как порождающее начало 
всего сущего и синоним единого мирового 
целого. «Дао» присуща благая сила – «дэ» 
(«добродетель»), посредством которой 
оно проявляет себя в мире, причем формы 
проявления – действующие субъекты рассматриваются 
как воплощение «дао».  
Важнейшими принципами даосизма являются 
также «цзы жань» («самоестественность 
», «спонтанность») и «увэй» («неотклонение 
от пути», «недеяние»). Первый из них дословно 
означает то, что само по себе таково, каково 
оно есть. Это означает, что «дао» абсолютно 
свободно, ни от чего не зависит и следует 
лишь своей собственной природе. Отсюда 
вытекает принцип следования «дао», т.е. 
поведения, согласующегося в микрокосме 
– с «дао» (природой) человека, а в микрокосме 
– с «дао» Вселенной.  
Мудрец не должен, исходя из собственных 
субъективно ограниченных желаний и пристрастий, 
противодействовать природе окружающих 
его вещей и явлений. Напротив, он должен 
«следовать вещам». Все вещи равны между 
собой, поэтому истинный мудрец свободен 
от пристрастия и предвзятости: он одинаково 
смотрит на знатного и раба, соединяется 
с вечностью и с Вселенной и не печалится 
ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность 
и неизбежность.  
С другой стороны, мудрец может, используя 
своё постижение природы той или иной 
вещи, поставить ее себе на службу, как 
бы «плыть по течению в нужном направлении». 
Постижение природы вещей и согласованность 
с ней позволяет «мягкому побеждать твердое» 
и «слабому превозмогать сильного». Всякое 
же действие, противоречащее «дао», означает 
пустую трату сил и приводит к неудаче 
и гибели. Вселенную нельзя привести в 
порядок искусственным образом – для 
установления в ней гармонии и порядка 
необходимо дать свободу ее имманентным 
качествам.  
Соответственно, мудрый правитель, следующий 
«дао», не делает ничего, чтобы управлять 
страной, и тогда она процветает, пребывая 
в спокойствии и гармонии. «Мудрый говорит 
себе: я освобождаюсь от стремления совершать 
(принцип «увей» - В.К.), и люди сами собой 
меняются к лучшему; я стремлюсь к тишине 
и покою, и люди сами собой приходят к порядку; 
я не ведаю делами управления, а люди сами 
по себе обретают достаток», - говорится 
в 57-м стихе книги «Лао-Цзы». Позднее под 
влиянием буддизма принцип «увей» стал 
все больше трактоваться как вообще отказ 
от активной внешней деятельности, как 
пассивность, компенсируемая внутренним 
усилием духа.  
Как религиозная система даосизм сформировался 
в II в. Н.э. как синтез типологически близких 
учений Лао-Цзы и Чжуан-цзы, усилившего 
мистическое истолкование «дао» и принципа 
«увей», философских школ натурфилософов, 
верований шаманов, практики магов и доктрины 
«бессмертных святых». Постепенно сформировался 
и культ обожествления Лао-Цзы.  
Во II-III вв. под влиянием буддизма в даосизме 
появляются монашество и монастыри, что 
было чуждо установкам первоначального 
даосизма. В это же время усиливается тенденция 
к доминированию в даосской религиозной 
практике психоделических методов созерцательной 
медитации. Основное внимание начинает 
уделяться приемам внутреннего самосовершенствования. 
Эта тенденция приводит к появлению в 
XII в. В Северном Китае новых даосских школ, 
важнейшая из которых, школа «Пути совершенной 
истины», становится ведущим даосским 
направлением и остается таковым вплоть 
до настоящего времени. Основное внимание 
эта школа уделяет нравственному совершенствованию 
и даосской практике созерцания.  
Основной целью и центральной концепцией 
религиозного даосизма является достижение 
бессмертия. Учение о бессмертии предполагает, 
что последователь даосизма, посредством 
определенной практики, включающей в себя 
гимнастические и дыхательные упражнения, 
правила половой гигиены, медитацию и 
алхимию, может достичь не только духовного, 
но и физического бессмертия, а также развить 
в себе сверхъестественную силу и способности.  
Поскольку даосизм отрицает бессмертие 
души, отделенной от тела, и рассматривает 
человека в качестве целостного психофизического 
существа, данная доктрина предполагала 
два аспекта религиозной практики: совершенствование 
тела (гимнастические и дыхательные упражнения) 
и совершенствование духа (созерцание, 
медитация).  
Так как источником жизни в даосизме считается 
«дао», то и само бессмертие рассматривается 
как достижение полного единства с ним. 
Из всех методов обретения бессмертия 
наиболее важным считается алхимия. Даосская 
традиция выделяет два типа алхимии: «внешнюю» 
и «внутреннюю». «Внешняя» алхимия основана 
на вере в возможность создания эликсира 
бессмертия или путем производства «искусственного 
золота», или путем создавания эликсира 
из киновари и ее соединения с другими 
веществами.  
«Внутренняя» алхимия, исходя из тезиса 
о подобии микро- и макрокосма, человеческого 
тела и Вселенной, считает возможным создать 
эликсир бессмертия в самом организме 
из его соков и тонких энергий («ци», «цзин», 
«шень») посредством психофизических 
упражнений и созерцания.  
При этом было разработано оригинальное 
учение о строении человеческого организма, 
в основе которого лежит концепция «каналов» 
(«цзин»), по которым «ци» циркулирует 
по телу, и так называемых «киноварных 
полей» («дань тять») – своеобразных резервуаров 
и сосредоточий «ци». Постепенно «внутренняя» 
алхимия вытеснила «внешнюю», которая 
начиная с позднего средневековья, стала 
восприниматься как ложная.  
К X-XII вв. в Китае существовало уже множество 
постоянно возникающих и распадающихся 
даосских сект. Господствующий класс в 
целом игнорировал даосизм, хотя в отдельные 
периоды существовали попытки провозгласить 
его государственной религией, возводить 
даосские храмы и делать обязательным 
изучение «Дао дэ дзин».  
К XIII в. Религиозный даосизм уже располагал 
сформировавшимся институтом священнослужителей, 
готовивших себе смену, детально разработанной 
системой обрядов, каноническими книгами 
и пантеоном многочисленных божеств, обладающих 
различной степенью могущества. При этом 
единой централизованной структуры, которая 
могла бы осуществлять верховное руководство 
всеми общинами, в даосизме так и не возникло.  
Даосское духовенство подразделялось 
на две основные категории. К первой из 
них, высшей, относились даосские монахи. 
Они жили при больших монастырях (являвшихся, 
как правило, духовным центром одной из 
даосских школ или сект, но организационно 
считавшихся самостоятельными), имели 
хорошее образование и посвящали свою 
жизнь медитации и изучению канонических 
трактатов, создавая большие библиотеки 
и коллекции рукописей. Они соблюдали 
строгое безбрачие, как правило, были вегетарианцами 
и отличались от мирян внешним видом.  
Под руководством монахов при монастырях 
проходили курс обучения проповедники, 
маги, врачеватели и гадатели, составлявшие 
вторую, низшую категорию даосского духовенства 
– его практиков. Получив необходимые 
знания в монастыре, священнослужители-практики 
разъезжались по стране и выполнили свои 
обязанности (гадания, предсказания, врачевание, 
призвание и изгнание духов, и другие обряды) 
в местных общинах. Они обзаводились семьями 
и жили так же, как и окружающие их миряне, 
от которых они не отличались ни одеждой, 
ни внешним видом.  
По традиции, перед совершением того или 
иного обряда даосский священнослужитель 
должен медитировать, соблюдать половое 
воздержание, а так же не употреблять спиртных 
напитков и пряной пищи. После нескольких 
месяцев такой подготовки его тело «заряжается» 
силой звезд, которую он посредством обрядовых 
песнопений и телодвижений может передавать 
на землю. И только получив заряд такой 
энергии, священнослужитель может изгонять 
злых духов, лечить болезни и обновлять 
жизненные силы и плодородие земли в той 
общине, которая заказывает соответствующий 
обряд.  
Даосский культ природы и учение о бессмертии 
оказали сильнейшее влияние на различные 
сферы материальной и духовной культуры 
Китая: науку (медицину и химию, уровень 
которой позволил сделать такие выдающиеся 
изобретения, как бумага и порох), искусство 
и литературу. Культ природы также сыграл 
огромную роль и в развитии китайской 
пейзажной живописи.  
Последователи различных направлений 
и сект даосизма выдвигали несходные принципы 
благочестия и образа жизни, но сходились 
в признании пяти заповедей и десяти добродетелей. 
Пять заповедей весьма напоминают выдержку 
из христианских «десяти заповедей», что 
демонстрирует их общечеловеческое содержание: 
не убивай, не лги, не пей вина, не воруй, 
не прелюбодействуй.  
Десять добродетелей отражают обычаи 
и традиции общинно-патриархального уклада 
Китая и характерный для даосизма культ 
природы, гармонии и порядка. Это сыновний 
долг, верность к старшим, любовь, терпение, 
увещевание против злых деяний, самопожертвование, 
разведение животных и посадка деревьев, 
постройка дорог и колодцев, просвещение 
неразумных, чтение священных книг и соблюдение 
церемоний.  
Наряду с этим нравственным кодексом даосизм 
включал множество всяческих суеверий 
и предрассудков, что характерно для стран 
с традиционным укладом жизни (гадания, 
заклинания, знахарство, призывания «добрых 
духов» и «изгнание злых», колдовство 
и алхимия). Начиная с позднего средневековья 
влияние даосизма, стало ослабевать, и 
он постепенно стал вытесняться другими 
религиями. В настоящее время его влияние 
в Китае невелико.  
Заключение  
Китайская система религиозного синкретизма, 
явившаяся результатом сложного процесса 
синтеза всех трех учений: конфуцианства, 
даосизма и буддизма, складывалась медленно 
и постепенно, на протяжении ряда столетий. 
Главенствующим в этом сложном процессе 
всегда было конфуцианство. Однако даже 
после провозглашения его в Хань официальной 
государственной идеологией конфуцианству 
далеко не сразу удалось доказать и отстоять 
свой бесспорный приоритет в духовной 
культуре Китая. Дело в том, что после крушения 
Хань в конце II в. н. э. Китай целых четыре 
столетия был раздроблен на независимые 
государства, управлявшиеся императорами 
как китайских, так и некитайских династий. 
В этот длительный период раздробленности, 
смут и междоусобиц обстановка в стране 
отнюдь не способствовала успеху конфуцианства. 
Конечно, в сфере государственного управления 
и административно-политической структуры, 
так же как и в области общественных отношений 
и в системе этики, выработанные в Хань 
конфуцианские стандарты продолжали существовать 
и даже определять характер и развитие 
китайского общества. Однако многочисленные 
иноземные вторжения расшатывали только 
что установившиеся общекитайские социальные 
нормы и традиции, децентрализация ослабляла 
роль конфуцианской бюрократической структуры 
и рождала локальные центробежные тенденции 
феодальной знати.  
Китай III—VI вв. меньше всего характеризовался 
абсолютным господством конфуцианства, 
хотя оно по традиции и продолжало считаться 
официальной государственной идеологией, 
а его приверженцы, как правило, стояли 
у руля правления и занимали основные 
посты в системе администрации. В этот 
период китайской истории то в одном, то 
в другом из многочисленных государств 
временами приходили к власти правители, 
симпатизировавшие буддистам или даосам, 
— и эти религии выходили на передний 
план, завоевывали прочные позиции и влиятельных 
сторонников. Понятно, что в таких условиях 
все основные идеологические системы 
Китая имели достаточно благоприятные 
возможности для своего независимого 
существования и развития. И хотя каждая 
из этих систем многое заимствовала от 
остальных, длительная практика сосуществования 
в рамках уже сформировавшейся китайской 
цивилизации с ее устоявшимися культурными 
стандартами и общепризнанной системой 
ценностей вела к еще большему взаимовлиянию 
и выдвижению на передний план того общего, 
что было у них. И конфуцианство, и даосизм, 
и буддизм были еще вполне самостоятельными 
и даже соперничавшими друг с другом идеологиями.  
Даосизм 
возник во 2-й половине I тысячелетия до 
н. э. в чжоуском Китае практически одновременно 
с учением Конфуция. Согласно традиции, 
основателем даосизма считается Лао-цзы 
(Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род. 
в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем 
был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма 
изложено в трактатах, названных по именам 
этих мыслителей (трактат «Лао-цзы» более 
известен под названим «Дао дэ цзин»). 
В настоящее время большинство учёных 
приходит к выводу, что трактат «Чжуан-цзы» 
появился около 300 до н. э., приблизительно 
в то же время что и «Лао-цзы», в связи с 
чем датировка возникновения даосизма 
передвигается с VI—V вв. до н. э. (как считалось 
ранее) к IV—III вв. до н. э. 
Хотя концепции Инь-Ян, тоже часто связывают с именем Лао-цзы, но на самом же деле она была создана и активно использовалась по крайней мере 4800 лет назад, т.е. за несколько тысячелетий до Лао-цзы и его знаменитой работы "Дао Дэ Дзин", излагающей принципы даосизма.
Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао («Путь») – первооснове и закономерности бытия всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао также рассматривается как порождающее начало всего сущего – «мать» Поднебесной, и выступает синонимом единого мирового целого – Да куай («Великий ком»).
Дао присуща благая сила дэ («добродетель»), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.
К ведущим даосским концепциям относятся также принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние). Первый из них дословно означает «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с дао (природой) человека, а в макрокосме – с дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен «следовать вещам» (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.
С другой 
стороны, мудрец может, используя свое 
постижение природы той или иной 
вещи, поставить ее себе на службу, как 
бы «плыть по течению в нужном направлении». 
Постижение природы вещей и 
Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом – для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.
Другим очень существенным для даосизма понятием является категория «пневмы» или «эфира» – ци. Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой как бы «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь – духом. В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле – одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем ци гун («работа с ци»).
Первоначальное ци (юань ци) просто и внекачественно, однако в процессе порождения Универсума оно как бы поляризуется и дифференциируется. Два важнейших космологических состояния единого ци – это инь и ян (инь-ци и ян-ци) – т. е. женское, покой, холодное, темное, мягкое с одной стороны, и мужское, движение, горячее, светлое, твердое – с другой. Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии Тай Цзи («Великий Предел»).
Элементы мистики и иррационализма, содержащиеся в учении даосов, постепенно привели к разделению даосизма во II-III вв. н. э. на философский (дао цзя), получивший дальнейшее развитие в неодаосизме (Хэ Янь, Ван Би, Цзи Кан, Сян Сю, Го Сян и другие философы), и религиозный (дао цзяо).
Учение ИНЬ-ЯН
Учение ИНЬ-ЯН – это учение о двух противоположных началах ИНЬ и ЯН, которые находятся в постоянном движении, в состоянии вечной борьбы, тем самым создают гармонию в окружающей среде и равновесие внутри человека. Согласно концепция инь – ян, энергия инь и ян присутствуют везде, во всем и являются бесконечными, как вселенная, они способны плавно перетекать в свою противоположность, как утро переходит в день, день переходит в вечер, а вечер переходит в ночь, зиму сменяет весна и т. д. Тоже самое происходит и в нашем организме, мы бываем активны и пассивны, работаем и отдыхаем, спим и бодроствуем.
Ян – активное начало.
Инь – пассивное.
К ян относят:
все быстрое, светлое, горячее, короткое,
высокое, сильное, быстро протекающее,
мужское начало, все нематериальное, левая сторона.
Символы ян – небо, солнце, дерево и огонь.
К инь относят:
предсказуемое, низкое, холодное,
мягкое , медленное, длинное, скрытое, слабое,
медленно протекающие процессы, все материальное,
женское начало, правая сторона.
Символ инь – земля, металл и вода.
Следует обратить внимание на то, что символ земля надо понимать, как планета земля , а металл и вода – это первоэлементы. Согласно учению инь – ян, земля как первоэлемент, занимает место, между инь и ян и возникают нарушения и сбивается ход вещей, что ведет к изменениям в движении энергии. Так как концепция инь – ян рассматривает не только человека, но вообще все (вселенную), то нет ничего удивительного в том, что учения инь – ян и у – син применялись в Китае и применяются до сих пор для объяснения природных явлений.
В китайской медицине учение инь – ян занимает, если не самое главное, то одно из центральных мест. С точки зрения концепции инь – ян человек разделен, если можно так сказать, на зоны в которых преимущественно пребывает инь или ян. Верх – ян. Низ – инь. Внутренняя часть – инь. Внешняя – ян. Морфологические структуры – инь. Деятельность организма – ян. Инь является основой для ян. Внутренние органы так же делятся на ян и инь. К органам ян относятся: желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь, желчный пузырь и ненаходится в центре, первоэлемент земля, не относится не к инь и не к ян.
Cогласно концепции инь – ян, противоборство двух начал, ведет к взаимному ограничению и тем самым достигается гармония, в том случае если нарушается равновесие и одна энергия преобладает над другой, имеющий морфологической основы – орган тройной обогреватель. К органам инь относятся: сердце, легкие, селезенка, печень, почки и не имеющий морфологической основы – орган перекард. Как указано выше в каждом человеке есть зоны и органы относящиеся к двум началам, но это не надо понимать буквально, потому что в каждом органе, не зависимо от того к какому виду энергии (инь или ян) он относится, есть два начала и разделение на органы инь – ян, не говорит о том , что в органе инь нет ян, а в органе ян нет инь, энергии инь и ян присутствуют абсолютно во всем и везде, не исключая человека , его организм в целом и органы каждый в отдельности.