Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:14, реферат
Конфуций. Конфуцианство
Конфуций. Конфуцианство
Кун-фу-цзы —
благородный учитель Кун, Конфуций. Китайский
мудрец, принесший религию, которая стала
основой государственного управления,
культуры и политики огромной страны. Впрочем,
религию ли? Ведь Конфуций почти ни слова
не сказал о Боге, о вере, о том, с чем мы привыкли
связывать слово «религия»... И все же именно
религию в ее изначальном смысле, ведь religio —
«восстановление связи». Связи с Богом,
с Небом, с другими людьми, с самим собой.
Конфуций говорил о человечности и моральном
долге, о знании и любви, о том, что значит
быть благородным мужем, который живет
высокими помыслами своей души и стремится
к общему Благу, и что значит быть маленьким
человеком, который стремится лишь к собственной
выгоде и комфорту.
Восток — дело тонкое. Чтобы понять Конфуция,
надо стать немножко китайцем, и тогда,
возможно, нам откроется особый мир. Мир,
в котором есть Небо и есть Земля, есть вечное
и есть преходящее. Мир, в котором все существа
объединены в одно целое. Мир, в котором
фокусом всех связей между Небом и Землей
выступает Человек, особенно правитель,
чей долг — следовать закону Неба, быть
справедливым. Тогда и подданные будут
справедливыми, ибо правитель — это «исправитель».
В этом мире наше единственное предназначение —
быть человечными, а значит, сострадательными
и великодушными.
В этом мире есть прошлое и будущее, во время
оно, как и ныне, разорванные и разделенные.
Почему? Потому что разорван сам человек,
мы с вами, призванные соединять. Мы отвергаем
свое прошлое и стремимся в будущее, но, ошибаясь
в прошлом, впадаем в иллюзию и о будущем.
«Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность
и люблю ее», — говорил Конфуций. Традиция —
корень мира. Если хочешь, чтобы ствол
и ветви были крепкими и приносили плоды,
вернись к своим подлинным корням, к истокам,
поверь и полюби...
Конфуций. Биография
Родился Конфуций
в 551 г. до нашей эры в царстве
Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым
воином из знатного княжеского рода. В
первом браке у него родились только девочки,
девять дочерей, а наследника не было.
Во втором браке столь долгожданный мальчик
родился, но, к несчастью, был калекой.
Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на
третий брак, и его женой соглашается стать
молодая девушка из рода Янь, которая считает,
что нужно выполнить волю отца. Видения,
которые посещают ее после свадьбы, предвещают
появление великого человека. Рождению
ребенка сопутствует множество чудесных
обстоятельств. Согласно традиции, на
его теле имелось 49 знаков будущего величия.
Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из
рода Кун, известный на Западе под именем
Конфуция.
Отец Конфуция умер, когда мальчику было
3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь
воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство,
чистота личной жизни сыграли большую
роль в формировании характера ребенка.
Уже в раннем детстве Конфуций отличался
выдающимися способностями и талантом
предсказателя. Он любил играть, подражая
церемониям, бессознательно повторяя
древние священные ритуалы. И это не могло
не удивлять окружающих. Маленький Конфуций
был далек от игр, свойственных его возрасту;
главным его развлечением стали беседы
с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали
в школу, где обязательным было освоение
6 умений: умение выполнять ритуалы, умение
слушать музыку, умение стрелять из лука,
умение управлять колесницей, умение писать,
умение считать.
Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью
к учению, пробужденный ум заставлял его
читать и, самое главное, усваивать все
знания, изложенные в классических книгах
той эпохи, поэтому впоследствии о нем
говорили: «Он не имел учителей, но лишь
учеников». При окончании школы Конфуций
один из всех учащихся сдал сложнейшие
экзамены со стопроцентным результатом.
В 17 лет он уже занимал должность государственного
чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета
должны быть верны — вот единственно о
чем я должен заботиться», — говорил Конфуций.
Позже в его ведение поступил и скот царства
Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены
— вот моя забота», — таковы были слова
мудреца.
«Не беспокойся о том, что не занимаешь
высокого поста. Беспокойся о том, хорошо
ли служишь на том месте, где находишься».
В двадцать пять лет за свои бесспорные
достоинства Конфуций был отмечен всем
культурным обществом. Одним из кульминационных
моментов в его жизни стало приглашение
благородного правителя посетить столицу
Поднебесной. Это путешествие позволило
Конфуцию в полной мере осознать себя
наследником и хранителем древней традиции
(таковым считали его и многие современники).
Он решил создать школу, основанную на
традиционных учениях, где человек учился
бы познавать Законы окружающего мира,
людей и открывать собственные возможности.
Конфуций хотел видеть своих учеников
«целостными людьми», полезными государству
и обществу, поэтому учил их различным
областям знания, основывающимся на разных
канонах. Со своими учениками Конфуций
был прост и тверд: «Почему тот, кто не
задает себе вопросы «почему?», заслуживает
того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему
я его должен учить?»
«Кто не жаждет знать, того не просвещаю.
Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто
по одному углу не может выявить соотношения
трех углов, — я для того не повторяю».
Слава о нем распространилась далеко за
пределы соседних царств. Признание его
мудрости достигло такой степени, что
он занял пост Министра правосудия — в
те времена самую ответственную должность
в государстве. Он сделал так много для
своей страны, что соседние государства
стали опасаться царства, блестяще развивавшегося
усилиями одной личности. Клевета и наветы
привели к тому, что правитель Лу перестал
внимать советам Конфуция. Конфуций покинул
родное государство и отправился в путешествие
по стране, наставляя правителей и нищих,
князей и пахарей, молодых и стариков.
Везде, где он проходил, его умоляли остаться,
однако он неизменно отвечал: «Мой долг
распространяется на всех людей без различия,
ибо я считаю всех, кто населяет землю,
членами одной семьи, в которой я должен
исполнять священную миссию Наставника».
Для Конфуция знание и добродетель были
едины и неразделимы, и поэтому жизнь в
соответствии со своими философскими
убеждениями являлась неотъемлемой частью
самого учения. «Подобно Сократу, он не
отбывал «рабочее время» со своей философией.
Не был он и «червем», зарывшимся в свое
учение и сидящим на стуле вдали от жизни.
Философия была для него не моделью идей,
выставляемых для человеческого осознания,
но системой заповедей, неотъемлемых от
поведения философа». В случае Конфуция
можно смело ставить знак равенства между
его философией и его человеческой судьбой.
Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою
смерть он предсказал ученикам заранее.
Несмотря на внешне скромные биографические
данные, Конфуций остается величайшей
фигурой в духовной истории Китая. Один
из его современников говорил: «Поднебесная
давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо
возжелало сделать Учителя пробуждающим
колоколом»
Конфуций не любил говорить о себе и весь
свой жизненный путь описал в нескольких
строчках:
В этом высказывании весь Конфуций — человек
и идеал традиции, известной как конфуцианство.
Его путь от учёбы через познание «воли
Неба» к свободному следованию желаниям
сердца и соблюдению правил поведения,
которые он считал священными, «небесными»,
стал нравственным ориентиром всей культуры
Китая.
Итак, человек для Конфуция — это человек, оснащенный знаниями и стремящийся к знаниям, знание же для него — прежде всего знание нравственное, т.е. познание законов жизни. Когда Конфуция спросили о смерти, он резонно заметил: «Мы не знаем, что такое жизнь, — что уж нам говорить о смерти?!» Учитель был великим моралистом и гуманистом, он учил восхищаться знанием, преклоняться перед всем изящным и радующим глаз (эстетика в его учении да и вообще в древнекитайской мысли воплощалась в термине юэ, букв. «музыка»), строго соблюдать завещанные древностью нормы, ритуалы и церемониал, ценить гармонию и чувство меры и восхищаться теми, кто преуспел во всем этом. Но вместе с тем Конфуций, как и вся шанско-чжоуская традиция до него, почти не интересовался проблемами онтологии и натурфилософии, мистики и сверхъестественного, магии и суеверий. Все, что не имело самого непосредственного отношения к тому, как людям следует жить и какими они должны быть в этой жизни, как создать гармоничное общество и совершенное государство, было вне сферы его интересов и внимания. Небо, его воля и связанная с ней судьба людей — вот, пожалуй, единственный элемент мистики, который можно встретить в афоризмах Конфуция. Но и рассуждения на эту тему отнюдь не насыщены мистикой и верой в сверхъестественное. Даже наоборот, ни весьма трезвы и рационалистичны — просто небесная воля в них играет роль надчеловеческой разумной силы, вектор которой пять-таки вполне познаваем: веди себя как должно, и Небо всегда будет с тобой.
Благо Человека — наивысшая цель и ценность в доктрине Конфуция. Но его гуманизм столь же мало походил на европейский гуманизм времен Возрождения, как требование философа всегда принимать во внимание, что любят и хотят люди, ни в коей мере не имело ничего общего с демократическими настроениями. Совсем напротив, люди в конфуцианстве — не субъект, но прежде всего объект — объект заботы, управления, наставления. Правда, не все. Цзюнь-цзы — это именно субъекты («цзюнь-цзы не инструмент»), тогда как противопоставленные им сяо-жэнь (простые люди, те, кто привычно заботится не о высокой морали, но о повседневной низменной выгоде) и есть объекты, ими и следует управлять, о них и должны заботиться в их же собственных инте-ресах высокоморальные цзюнь-цзы.
Патернализм Конфуция вполне вписывался в традицию и устраивал власть имущих, как и устраивал их возвеличенный им культ предков и мудрецов. Но максимализм Учителя, его нравственная бескомпромиссность были неприемлемы, и отнюдь не случайно, что самого Конфуция на службу не брали, отделываясь от него ничего не обязывающими должностями вроде дафу при не имеющем реальной власти правителе. Разумеется, такого рода синекура к концу жизни мудреца в чжоуском Китае уже мало что значила. Как известно, в этом скромном статусе он и умер, горько оплакиваемый учениками, которые во время длительного траура жили рядом с его могилой. Именно усилиями учеников и был составлен трактат «Луньюй», зафиксировавший для потомков мудрость Учителя.
Афоризмы, конкретные
поучения и вся тональность доктрины
Конфуция позволяют заключить, что
по своей натуре Великий Учитель
был не столько консерватором-
Конечно, форме
в этой доктрине придавалось огромное
значение, она была элементом ритуала
и церемониала, основой социального
порядка. Но при всем том главным
было все же то, чем и как заполнена
форма. А заполнялась она не только
патернализмом и культом
Разумеется, все это выявилось далеко не сразу. Ни ученики Конфуция, ни ученики его учеников и последующие поколения конфуцианцев вначале многого не добились. Им внимали, к ним шли учиться, их идеи находили слушателей и почитателей, но правители в конце Чуньцю и тем более в Чжаньго в них не были заинтересованы. Чжоу-луская модель эволюции Поднебесной, стократ усиленная и улучшенная, как бы обретшая крылья в конфуцианстве, не была принята даже там, где она появилась, т.е. в домене Чжоу или в Лу, переживавших нелегкий период упадка власти легитимных правителей. Там же, где легитимные правители из числа могущественных чжухоу обретали силу, в чести были реформаторы и законодатели другого типа — из числа тех, кто не делал нарочитого акцента на древние традиции и высокую нравственность, но, напротив, считал своим долгом прямо и откровенно, преимущественно силовыми методами, проводить необходимые реформы и никак не увязывать их с тем, что будто бы было в древности. Впрочем, эта по-своему весьма логичная практическая политика правителей не меняла того факта, что на поставленный трансформирующимся Китаем вызов следовало искать ответы. Один из них, конфуцианский, стал широко известен уже в V в. до н.э. За ним, в конце V и в IV в. до н.э., последовали другие, каждый из которых заслуживает внимания и оценки.
Учение о человеке
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры,
характеризующие поведение
Целью своего учения
Конфуций ставил постижение смысла человеческой
жизни, главным для него было уяснить
скрытую природу человека, то, что
движет им и его стремлениями. По
обладанию определенными
1) Цзюнь-цзы (благородный
муж) - занимает одно из центральных мест
во всем учении. Ему отведена роль идеального
человека, примера для подражания двум
остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между
Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении
используется в основном в сочетании с
Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Конфуций выразил свои мысли об идеальном
человеке, написав: "Благородный муж
думает прежде всего о девяти вещах: о
том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать
четко, о том, чтобы лицо было приветливым,
о том, чтобы речь была искренней, о том,
чтобы действия были осторожными, о необходимости
спрашивать других, когда возникают сомнения,
о необходимости помнить о последствиях
своего гнева, о необходимости помнить
о справедливости, когда есть возможность
извлечь пользу".
Смысл жизни
благородного человека заключается
в достижении Дао, материальное благополучие
отходит на второй план: “Благородный
муж беспокоится лишь о том, что не может
постичь Дао, его не волнует нищета”. Какими
же качествами должен обладать Цзюнь-цзы?
Конфуций выделяет два фактора: “жэнь”
и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый
фактор, можно перевести как “благорасположенность”.
По мнению Конфуция, благородный человек
должен относится к людям очень гуманно,
ведь гуманность по отношению друг к другу
является одним из основных положений
учения Конфуция. Составленная им космогоническая
схема рассматривает жизнь как подвиг
самопожертвования, в результате которого
и возникает этически полноценное общество.
Еще один вариант перевода - “человечность”.
Благородный человек всегда правдив, не
подстраивается под других. “Человечность
редко сочетается с искусными речами и
умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора
очень сложно, практически невозможно
со стороны. Как считал Конфуций, стремиться
к достижению “жэнь” человек может лишь
по искреннему желанию сердца, и определить,
достиг он этого или нет, может также лишь
он сам.
“Вэнь” - “культура”. Благородный муж
должен иметь богатую внутреннюю культуру.
Без духовной культуры человек не может
стать благородным, это нереально. Но,
в то же время, Конфуций предостерегал
от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда
в человеке одерживают верх свойства натуры,
получается дикость, когда образованность
- одна ученость.” Конфуций понимал, что
общество не может состоять из одних “жэнь”
- оно потеряет жизнеспособность, не будет
развиваться, и, в конце концов, регрессирует.
Однако нереально и общество, включающее
в себя одних “вэнь” - прогресса не будет
и в этом случае. По мнению Конфуция, человек
должен сочетать в себе естественные страсти
(т.е. природные качества) и приобретенную
ученость. Это дано не каждому и добиться
этого может лишь идеальная личность.
Как же узнать, определить принадлежность
человека к определенной категории? В
качестве индикатора здесь используется
принцип “хэ” и противоположного ему
“тун”. Этот принцип можно назвать принципом
правдивости, искренности, независимости
во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ , но не
стремится к тун , маленький человек напротив,
стремится к тун, но не стремится к хэ”.
Более полно характер этого принципа можно
уяснить из следующих изречений Конфуция:
“Благородный человек вежлив, но не льстив.
Маленький человек льстив, но не вежлив”.
“Благородный муж стремится к справедливости,
поэтому он не может следовать тун. Маленький
человек стремится к выгоде, поэтому он
не может следовать хэ".
"Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого
сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый
льстивыми намерениями".
"Багородный муж стремится к гармонии
и согласию с другими и с самим собой, ему
чуждо быть со своей компанией. Маленький
человек стремится быть заодно со своей
компанией, ему чужды гармония и согласие”.
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного
Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все
то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность
мышления, активность и т. д. Именно это
превращало его в важную, неотъемлемую
часть теории управления государством.
В то же время Конфуций не осуждает и маленького
человека, он просто говорит о разделе
сфер их деятельности. Сло Жэнь, по мнению
Конфуция, должны выполнять неподобающие
благородным людям функции, заниматься
черновой работой. Одновременно Конфуций
использовал образ маленького человека
в воспитательных целях. Придав ему практически
все отрицательные человеческие свойства,
он сделал Сло Жэнь примером того, к чему
скатится человек, не пытающийся совладать
со своими природными страстями, примером,
подражания которому все должны избегать.
Во многих изречениях Конфуция фигурирует
Дао. Что это такое? Дао - одна из основных
категорий древнекитайской философии
и этико-политической мысли. Лучше всех
это понятие попытался раскрыть знаменитый
русский ученый-востоковед Алексеев: "
Дао - есть сущность, есть нечто статически
абсолютное, есть центр круга, вечная точка
вне познавании и измерений, нечто единственно
правое и истинное... Оно - самопроизвольное
естество. Оно для мира вещей, поэта и наития
есть Истинный Владыка... Небесный станок,
лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит,
притягивающий не противящуюся ему человеческую
душу".
Таково Дао как высшая субстанция, инертный
центр всех идей и всех вещей. Таким образом
Дао - предел человеческих стремлений,
но достичь его дано не каждому. Но Конфуций
не считал, что достичь Дао невозможно.
По его мнению, люди могут осуществить
свои стремления и даже избавиться от
ненавистных состояний, если будут неуклонно
следовать “установленному для них Дао”.
Сопоставляя Дао и человека, Конфуций
подчеркивал, что человек - центр всего
его учения.