Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:46, контрольная работа
Одним из величайших умов человечества, основоположником нeмецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) - поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени. Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Введение ……………………………………………………………………….….3
1. Философия И. Канта……………………………………………….………4
2. Понятие детерминизма. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность……………………...…13
3. Решение теста……………………………………………………….….…16
Заключение……………………………………………………………….……...17
Список литературы……………………………………………………….….….18
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:
Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.
Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
(То
есть все в мире обладает
количеством, качеством,
Сами категории:
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов — противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.
Согласно
Канту с помощью категорий
— предельно общих
Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".
Главные вопросы "Критики практического разума":
И.
Кант следующим образом
В
настоящее время моральный
В
своей третьей книге
Социально-политические взгляды И. Канта:
Историческое значение философии Канта в том, что им было:
2. Понятие детерминизма. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность
Понятие «детерминизм» употребляется в двух основных значениях:
Философский индетерминизм не отрицает существование зависимостей в эмпирическом мире, но утверждает существование первичной причины, которая сама ни от чего не зависит (Бог). А. Введенский заметил, что материалист может объяснить на основании законов науки все, кроме существования самой материи и ее законов.
Многообразие детерминистских связей пытался систематизировать еще Аристотель. Он выделил четыре типа причинности:
В Новое время утвердился взгляд на причинно-следственную связь как взаимно-однозначную (так называемый жесткий лапласовский детерминизм). Иными словами, определенная причина якобы способна вызвать лишь определенное единственное следствие. Несоответствие жесткого лапласовского детерминизма реальным процессам природы и общества заставило ученых усомниться во всеобщности причинно-следственной связи.
Рассмотрим основные типы детерминистских связей.
Причина и следствие (каузальная связь). Причиной называется явление или событие, которое порождает или вызывает к жизни новое явление, называемое следствием. Причина предшествует во времена следствию. Однако обнаружение даже устойчивой временной связи между событиями не обязательно свидетельствует о наличии причинно-следственных отношений. От понятия причины следует отличать понятие повода. Повод - событие, заставляющее причину «сработать». Понятие повода применимо лишь в сфере человеческой деятельности.
Второй тип детерминистской связи - обратное влияние следствия на свою собственную причину. Примером такой связи может служить отношение производства и науки.
Третий тип детерминации — обусловленность: модификация каузальной связи в зависимости от условий ее осуществления. Например, протекание химических реакций может зависеть от внешних условий: температуры, давления, наличия катализатора.
Четвертый тип детерминации - целевая причинность. В качестве причины выступает не реальное событие, а цель (образ желаемого будущего). Из определения ясно, что целевая причинность реализуется лишь в сфере сознательной деятельности субъектов.
Пятый вид - корреляция; взаимозависимость двух или более групп факторов. Изменения в одной группе влекут за собой изменения в других группах. Этим понятием обозначают порой сходство, аналогию различных явлений, когда причины такого сходства не ясны. Примером может служить сходство в формулировках закона Кулона и закона гравитационного взаимодействия.
Знание детерминистских связей является важнейшим условием успешной практической и познавательной деятельности. Современная форма детерминизма, основанная на признании не только динамических, но и статистических закономерностей, на вероятностном подходе к изучению и оценке как природных, так и социальных явлений, прочно утвердилась в современном научном мышлении.
Необходимость
и случайность.
Необходимость первоначально была замечена
в процессе познания причинно-следственных
отношений. Осмысливая связь следствия
с причиной, мы обнаруживаем, что за известной
причиной следует не любое, а строго определенное
следствие.
Необходимость есть то, что обязательно
должно произойти в конкретных условиях.
Она вытекает из внутренней основы явления,
его сущности. Случайность - это то, что
может быть, а может и не быть, может произойти,
а может и не произойти. Она имеет основание
не в сущности данного явления, а в воздействии
на данное явление других явлений.
Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каждое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Случайность выступает как форма проявления необходимости.
Возможность
и действительность. Одна из сторон
взаимосвязи между объективно существующими
и возникающими на их основе новыми явлениями.
Возможность - это то, чего еще нет, но оно
может быть. Действительность есть ставшая,
реализовавшаяся возможность.
Возможность и действительность выступают
как тесно связанные противоположности,
которые подвижны. В процессе развития
они могут меняться местами. Чтобы быть
результативной, практическая деятельность
должна опираться на действительность.
Возможности
могут быть прогрессивными и реакционными.
Первые ускоряют развитие, вторые тормозят
его. Возможности, порожденные закономерным
развитием системы и