Философия Кандратьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Одним из величайших умов человечества, основоположником нeмецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) - поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени. Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….….3
1. Философия И. Канта……………………………………………….………4
2. Понятие детерминизма. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность……………………...…13
3. Решение теста……………………………………………………….….…16
Заключение……………………………………………………………….……...17
Список литературы……………………………………………………….….….18

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

  • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
  • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

       Само  человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

  • формы чувственности;
  • формы рассудка;
  • формы разума.

      Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

      Рассудок  — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

       Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

       Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто  учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

  • количество;
  • качество;
  • отношение;
  • модальность.

       (То  есть все в мире обладает  количеством, качеством, отношениями,  модальностью.)

       Сами  категории:

  • количества — единство, множество, цельность;
  • качества — реальность, отрицание, ограничение;
  • отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
  • модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

       Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов — противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

       Согласно  Канту с помощью категорий  — предельно общих характеристик  всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

       Наряду  с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".

       Главные вопросы "Критики практического разума":

  • Какой должна быть мораль?
  • Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:
  • чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
  • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;
  • мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

       И. Кант следующим образом сформулировал  моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

       В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

  • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
  • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

       В своей третьей книге критического периода — "Критика способности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:

  • целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
  • целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);
  • целесообразности духа (наличие Бога).

       Социально-политические взгляды И. Канта:

  • философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
  • видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
  • был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;
  • осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
  • считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

       Историческое  значение философии  Канта в том, что им было:

  • дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
  • выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");
  • выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
  • сформулирован категорический императив — моральный закон;
  • выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
  • осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

       2. Понятие детерминизма. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность

     Понятие «детерминизм» употребляется в двух основных значениях:

  • всеобщая взаимосвязь явлений;
  • учение о всеобщей зависимости явлений.

       Философский индетерминизм не отрицает существование  зависимостей в эмпирическом мире, но утверждает существование первичной причины, которая сама ни от чего не зависит (Бог). А. Введенский заметил, что материалист может объяснить на основании законов науки все, кроме существования самой материи и ее законов.

     Многообразие  детерминистских связей пытался систематизировать еще Аристотель. Он выделил четыре типа причинности:

  • материальная (зависимость вещей от материала);
  • формальная (или сущностная, поскольку у Аристотеля понятие формы и сущности совпадают);
  • деятельная (зависимость вещи от субъекта, ее производящего);
  • целевая (зависимость вещи от ее цели, предназначения).

       В Новое время утвердился взгляд на причинно-следственную связь как  взаимно-однозначную (так называемый жесткий лапласовский детерминизм). Иными словами, определенная причина  якобы способна вызвать лишь определенное единственное следствие. Несоответствие жесткого лапласовского детерминизма реальным процессам природы и общества заставило ученых усомниться во всеобщности причинно-следственной связи.

     Рассмотрим  основные типы детерминистских связей.

     Причина и следствие (каузальная связь). Причиной называется явление или событие, которое порождает или вызывает к жизни новое явление, называемое следствием. Причина предшествует во времена следствию. Однако обнаружение даже устойчивой временной связи между событиями не обязательно свидетельствует о наличии причинно-следственных отношений. От понятия причины следует отличать понятие повода. Повод - событие, заставляющее причину «сработать». Понятие повода применимо лишь в сфере человеческой деятельности.

     Второй тип детерминистской связи - обратное влияние следствия на свою собственную причину. Примером такой связи может служить отношение производства и науки.

     Третий тип детерминации — обусловленность: модификация каузальной связи в зависимости от условий ее осуществления. Например, протекание химических реакций может зависеть от внешних условий: температуры, давления, наличия катализатора.

     Четвертый тип детерминации - целевая причинность. В качестве причины выступает  не реальное событие, а цель (образ желаемого  будущего). Из определения ясно, что целевая причинность реализуется лишь в сфере сознательной деятельности субъектов.

     Пятый вид - корреляция; взаимозависимость двух или более групп факторов. Изменения в одной группе влекут за собой изменения в других группах. Этим понятием обозначают порой сходство, аналогию различных явлений, когда причины такого сходства не ясны. Примером может служить сходство в формулировках закона Кулона и закона гравитационного взаимодействия.

     Знание  детерминистских связей является важнейшим условием успешной практической и познавательной деятельности. Современная форма детерминизма, основанная на признании не только динамических, но и статистических закономерностей, на вероятностном подходе к изучению и оценке как природных, так и социальных явлений, прочно утвердилась в современном научном мышлении.

       Необходимость и случайность. Необходимость первоначально была замечена в процессе познания причинно-следственных отношений. Осмысливая связь следствия с причиной, мы обнаруживаем, что за известной причиной следует не любое, а строго определенное следствие. 
Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности. Случайность - это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а в воздействии на данное явление других явлений.

       Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каждое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Случайность выступает как форма проявления необходимости.

       Возможность и действительность. Одна из сторон взаимосвязи между объективно существующими и возникающими на их основе новыми явлениями. Возможность - это то, чего еще нет, но оно может быть. Действительность есть ставшая, реализовавшаяся возможность. 
Возможность и действительность выступают как тесно связанные противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результативной, практическая деятельность должна опираться на действительность.

       Возможности могут быть прогрессивными и реакционными. Первые ускоряют развитие, вторые тормозят его. Возможности, порожденные закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями, называются реальными. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости (например, каждый человек может стать миллионером).

Информация о работе Философия Кандратьева