Философия как способ духовного освоения действительности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 12:40, контрольная работа

Краткое описание

Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук, включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем, в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия Гегеля

Файлы: 1 файл

Копия Контр_фил.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Министерство образования Российской Федерации Уральская государственная юридическая академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ

 

НА ТЕМУ «ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент 3 курса заочного отделения

группа

 

 

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2008

Вопрос 1. Предмет философии в его историческом развитии.

 

Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук, включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем, в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия Гегеля

Если взглянуть на историю философии, с точки зрения времени и исторических фактов, то в этом царстве философских учений нельзя не увидеть две исполинские пограничные фигуры - Платона и Гегеля. Следует иметь в виду, что работы названных великих философов по своему характеру и значению противоположны. Тщательно выписанные диалоги Платона представляют собой введение, вход в историю философии и вместе с тем пролегомены к его неписанным лекциям о благе, на которые опирается Аристотель в "Метафизике". Система Гегеля, изложенная им в виде учебного пособия к лекциям в "Энциклопедии философских наук", есть, напротив, выход, исход из истории философии в философию как науку, первым образцом которой выступает его "Наука логики". Это открытие всеобщей диалектики, составившее эпоху и подготовившее переворот в понимании предмета философии, которая обобщала результаты наук о природе и истории было не случайностью, а необходимым результатом исторического развития философии. Дело в том, что история философии не есть лишь временная последовательность, череда многих учений. Она есть единый процесс становления философии логической наукой - процесс, отнюдь не хронологический, хотя и совершающийся в реальном историческом времени. Именно этот необходимый логический процесс выступает причиной неугасимого интереса к философскому наследию Платона и Аристотеля, Плотина и Прокла, Декарта, Спинозы и Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля - короче, к philosophia perennis, которая и есть настоящая, т. е. вечно современная, философия.

При непонимании необходимого предмета философии, философии природы и философии истории могут возрождаться, но они не являются формами философии, а входят в положительную науку о природе и истории. Возрождение этих форм означает, что еще не достигнута ступень всеобщей диалектики Гегеля. Философия природы и философия истории, исторически неизбежные на определенных ступенях развития философии, и делали ее наукой наук. Но это не относится к всеобщей диалектике Гегеля, которая по своему предмету соответствует тому, что Аристотель называет первой философией. Система Гегеля была последней исторической формой развития философии. Она заключает в себе всю предшествующую «философию, снимает историческую форму в логической форме развития философии и благодаря этому указывает различие предмета философии и предмета положительных наук. Философия Гегеля, завершая собой историческое, стихийное развитие предмета философии, не могла еще вследствие господства метафизики в естествознании и исторической науке обойтись без философии природы и философии духа. Но философским моментом в этих двух формах является только всеобщая диалектика, а все остальное входит в положительную науку.

Познание особенных форм природы и истории общества является теперь положительной наукой, а не философией. А так как особенные формы природы и общества исключаются из философии, то связанные с ними особенные формы мышления, как и соответствующие им эмпирические методы познания, необходимо входят уже в предмет положительной науки. Философия как наука наук завершена потому, что достигла завершения историческая форма развития предмета философии, который выступил теперь в своей необходимости. Предметом философии стала всеобщая диалектика бытия и мышления.

Переворот в понимании предмета философии вызван, таким образом, открытием всеобщей диалектики, познание которой только и есть философия, если даже эта диалектика скрыта в исторической форме развития. Всеобщая диалектика, как уже отмечено, есть завершение исторической формы развития предмета философии и, следовательно, выступает в своей развитой необходимости только на высшей ступени. Хотя диалектика Гегеля содержит в себе все историческое развитие философии, понять это историческое содержание, снятое и подчиненное высшей исторической ступени развития предмета, невозможно без рассмотрения самого исторического процесса развития философии.

Во-первых, необходимо понять, что по своему содержанию история философии есть по преимуществу история. Не случайно, Платон и Гегель, произведения которых сохранила для нас история, делают центральным понятием своих учений - идею. Платон в своих диалогах излагает теоретический взгляд на идею как вид и род вещей, поскольку она есть то, что сообщает неопределенной материи собственную определенность единого. Гегель занят логическим развитием понятия абсолютной идеи как конкретного тождества мышления и бытия, сущности и существования, субъекта и объекта. Начиная с Демокрита и в особенности с Платона, понятие идеи играет важнейшую роль в истории философии потому, что именно идея есть единый предмет философии во веки веков, под какими бы определениями она не выступала (как у Парменида, у Гераклита, у Демокрита, у Анаксагора, у Сократа, у Аристотеля, у Плотина и Прокла, у Декарта и Спинозы, у Лейбница, единство апперцепции у Канта, Я у Фихте или тождество у Шеллинга). Необходимо уяснить себе, что без поставленной Платоном проблемы идей - собственных определений вещей и того абсолютного сущего, которое, по его словам, движется в покое, живет и разумно мыслит (см.: Sophist. 248e-249a) - не было бы и учений главных исторических противников идеализма, эмпириков и материалистов от Эпикура до Бэкона, Локка, Ламетри и Гольбаха (не говоря уже о Фейербахе, Марксе, Энгельсе, Плеханове и Ленине).

Во-вторых, необходимо понять, что по своей форме история философии есть история мышления - того, что Платон назвал диалектикой или диалектическим методом, а Гегель - логическим методом или наукой логики. Начиная с Гераклита, Сократа и особенно с Платона, проблема метода становится важнейшей философской проблемой потому, что именно диалектический или логический метод есть единый метод философии во веки веков. Этот метод развивается в различных философских учениях и поэтому выступает в своих различных формах, особенно в Новое время, когда проблема метода выходит в истории философии на передний план и формулируется как проблема аналитического или индуктивного метода у Бэкона и Локка, синтетического или дедуктивного метода у Декарта и Спинозы и трансцендентального метода у Канта, Фихте и Шеллинга.

В-третьих, и это самое трудное, необходимо понять, что содержание и форма, предмет и метод философии есть одно - целое. Поэтому каждый шаг в историческом развитии бытия предмета философии есть шаг в историческом развитии способа философского мышления. И наоборот, каждый шаг философского метода есть шаг в сознательном самораскрытии предмета философии - сущего как такового самого по себе, идеи или истины. Именно в этом смысле истина есть alhjeia, т. е. несокрытость. Полное откровение абсолютного сущего, бытия как такового происходит лишь в философском мышлении, в методе. Впервые эта природа философского метода была осознана Платоном. Для него диалектический mej-odoc есть не просто путь по следу какой-то скрытой от исследователя истины, как для Сократа, а исследование самой истины или идеи, которая для разумного мышления с самого начала открыто совершает свой путь - неподвижное круговое движение в своих собственных определениях, эйдосах (см.: Resp. 508е-511е, 53Id-534d). Философский метод поистине есть т. е. замкнутое целое саморазвития философского предмета, а философский предмет поистине есть завершенный, т. е. систематический метод. Поэтому в своем развитом, совершенном виде философская наука есть система логики - замкнутый в себе круг логического движения или движения логоса, в котором, как было известно еще Гераклиту, начало и конец, "путь вверх" и "путь вниз" совпадают.

В историческом развитии предмета философии каждая ступень не выступает в чистом виде его необходимости, присущей этой ступени. Внешняя форма проявления, вызванная ограниченностью ступени, отлична от внутренней необходимости предмета философии.  Каждая ступень развития предмета скрывает в своей непосредственности момент необходимости. Философия проделала долгое историческое развитие и прошла ряд ступеней предмета, прежде чем всеобщий предмет философии, снимая свои исторические формы, достиг высшего проявления необходимости и благодаря этому получил сознательное выражение в его необходимости. Эта ступень есть завершение исторической формы развития предмета философии, благодаря чему раскрывается необходимость его начала и дальнейших ступеней, которые становятся снятыми моментами всеобщей диалектики бытия и мышления.

Вопрос 2.Задачи философского знания, их социо-историческое изменение.

 

Идеи мыслителей эпохи возрождения были развиты Философией нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены устаревшего метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики, но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечить господство человека над природой. Гоббс же был создателем всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали метод эмпирического исследования природы, то Декарт стремился разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое учение выдвинул Лейбниц, высказавший ряд диалектических идей.

Важнейший этап развития западноевропейской Философии – немецкая классическая Философия (Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую диалектику. Вершина немецкого классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляло учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе.

В XVIII и XIX веках интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, основоположником которого был Ломоносов, и, начиная с Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых общественных деятелей России. Выдающиеся русские материалисты – Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов – стали знаменосцами борьбы русской революционной демократии. Русская материалистическая Философия середины 19 века выступила с резкой критикой идеалистической Философии, в частности немецкого идеализма. Русский материализм 19 века разрабатывал идею диалектического развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть идеализма. Философия революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики.

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием Науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельствам античных авторов, слово «философия» встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «философия» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Философии исторически связано с возникновением зачатков научного знания, с проявлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования Философии появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы – естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет, так как ряд научных дисциплин занимают промежуточное положение. 

Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли Науки, проблемный характер ориентации современной Науки вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, подчас относящихся к разным подсистемам Науки, конкретное решение которых определяется характером соответствующей проблемы. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрёстке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и других. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйственных и социальных задач, типичны для современной Науки.

Философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённому системы взглядов на мир и место человека в нём; она исследует познавательное, ценностное социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики являлась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой арабской Философии был восточный парапатетизм, а крупнейшими философами этого учения были Ибн Сина и Ибн Рушд.

Информация о работе Философия как способ духовного освоения действительности человека