Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 21:01, реферат
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.
Введение........................................................................................................3
Глава 1: Вехи жизни и творчества Николая Кузанского.
1.1. Начало пути .......................................4
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского.............8
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский..............................13
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского
1.5
Глава 2: Философия Николая Кузанского.
2.1 Проблема соотношения бога и мира...............................................15
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"..................17
2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"…..19
2.4 Проблема бесконечности и новая космология.............................25
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие природы и бога
2.6 Познание
2.7 Вера и знание
2.8 Интуиция и бесконечность познания
Заключение................................................................................27
Список литературы...........................................................................30
Заключение
Основное содержание творчества Николая
Кузанского было плодотворным и прогрессивным
для развития философии. Кузанец, испытавший
влияние развивающегося естествознания,
а также гуманизма Возрождения, был сам
выдающимся представителем естественнонаучной
и гуманистической мысли той эпохи.
Прогрессивное значение его творчества
определяется той ролью, которую Кузанец
сыграл в истории диалектики.
Именно диалектическое учение Николая
Кузанского о совпадение противоположностей
нашло свое продолжение и развитие в философии
немецкого классического идеализма конца
XVIII - начала XIX веков. Диалектичность философии
Николая Кузанского позволила ему сделать
шаги к материализму. Эти шаги, не будучи
последовательными, привели философа
к пантеизму, заключавшему в себе известную
материалистическую тенденцию.
Именно понимание бога как "свернутого"
и мира как "развернутого" максимума
нашло свое продолжение в материалистическом
пантеизме Б. Спинозы.
Не менее важную роль сыграла также космология
Николая Кузанского, базировавшаяся на
диалектико-пантеистическом мировосприятии
философа. Революционная идея бесконечности
Вселенной, идея отсутствия во Вселенной
центра и окружности, верха и низа была
воспринята и развита Джордано Бруно.
Николай Кузанский стоит в одном ряду
с гуманистами Возрождения. Один из первых
мыслителей этого времени Кузанский высоко
поднял значение личности человека, проповедуя
могущество, безграничную способность
человеческого ума к познанию. Человек
- бог, творец; эта идея гуманиста Николая
Кузанского носит, по существу, атеистический
характер, ибо несовместима с религиозным
представлением о человеке.
Велика заслуга Кузанца и в разработке
гносеологических проблем. В соответствии
с потребностями буржуазии Кузанец пытался
решить задачу наиболее эффективного
познания природы. Он ввел в познание математический
и естественнонаучный методы, что роднит
его с будущим.
Николай Кузанский одним из первых среди
философов высказал мысль о противоречивости
процесса познания, догадку о том, что
"познание есть вечное, бесконечное
приближения мышления к объекту", каковым
была для него бесконечность, понимаемая
как совпадение противоположностей.
Объективно идеи Кузанца противоречили
феодальной идеологии и подрывали ее.
Именно в его учении берет свое начало
натурфилософия Возрождения. Поэтому
на основании вышесказанного Николая
Кузанского можно считать одним из выдающихся
представителем ранебуржуазной культуры.
1. Антология мировой философии. Т.2. - М.: 1990.
2. Введение в философию. В 2 ч. Ч.1/ Под редакцией И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.
3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:, 1980.
История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991.
4. История философии: Запад - Россия - Восток книга вторая: Философия XV-XIX веков. - М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А. Шикалина, 1996.
5. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов/ Под ред.И. И. Кального. - СПб.: Издательство "Лань", 2003.
6. Канке В.А. Философия.
Исторический и
7. Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т.2. - М.:, 1980.
8. Макиавелли Н. Государь. М.: 1990.
9. Новейший философский словарь. - Мн.: Книжный двор, 2003.
10.Б. Рассел. История западной философии. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002.
11. Дж. Реале, Д. Антисери.
Западная философия от истоков
12. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002.
13. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.
14. Философия. / Под ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.
15. Хрестоматия по истории
انا احبك - это на классике
بحبك - диалект
Информация о работе Философия эпохи возрождения. Николай Кузанский