Философия эпохи возрождения. Николай Кузанский

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.

Оглавление

Введение........................................................................................................3
Глава 1: Вехи жизни и творчества Николая Кузанского.
1.1. Начало пути .......................................4
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского.............8
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский..............................13
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского
1.5
Глава 2: Философия Николая Кузанского.
2.1 Проблема соотношения бога и мира...............................................15
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"..................17
2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"…..19
2.4 Проблема бесконечности и новая космология.............................25
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие природы и бога
2.6 Познание
2.7 Вера и знание
2.8 Интуиция и бесконечность познания
Заключение................................................................................27
Список литературы...........................................................................30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 
Заключение  
 
Основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развития философии. Кузанец, испытавший влияние развивающегося естествознания, а также гуманизма Возрождения, был сам выдающимся представителем естественнонаучной и гуманистической мысли той эпохи. 
Прогрессивное значение его творчества определяется той ролью, которую Кузанец сыграл в истории диалектики. 
Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение и развитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII - начала XIX веков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму. Эти шаги, не будучи последовательными, привели философа к пантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию. 
 
Именно понимание бога как "свернутого" и мира как "развернутого" максимума нашло свое продолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы. 
Не менее важную роль сыграла также космология Николая Кузанского, базировавшаяся на диалектико-пантеистическом мировосприятии философа. Революционная идея бесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно. 
Николай Кузанский стоит в одном ряду с гуманистами Возрождения. Один из первых мыслителей этого времени Кузанский высоко поднял значение личности человека, проповедуя могущество, безграничную способность человеческого ума к познанию. Человек - бог, творец; эта идея гуманиста Николая Кузанского носит, по существу, атеистический характер, ибо несовместима с религиозным представлением о человеке. 
Велика заслуга Кузанца и в разработке гносеологических проблем. В соответствии с потребностями буржуазии Кузанец пытался решить задачу наиболее эффективного познания природы. Он ввел в познание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим. 
Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть вечное, бесконечное приближения мышления к объекту", каковым была для него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей. 
Объективно идеи Кузанца противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения. Поэтому на основании вышесказанного Николая Кузанского можно считать одним из выдающихся представителем ранебуржуазной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Антология мировой  философии. Т.2. - М.: 1990.

2. Введение в философию.  В 2 ч. Ч.1/ Под редакцией И.Т.  Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

3. Горфункель А.Х. Философия  эпохи Возрождения. М.:, 1980.

История философии в  кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991.

4. История философии:  Запад - Россия - Восток книга вторая: Философия XV-XIX веков. - М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А. Шикалина, 1996.

5. Кальной И.И., Сандулов  Ю.А. Философия для аспирантов/ Под ред.И. И. Кального. - СПб.: Издательство "Лань", 2003.

6. Канке В.А. Философия.  Исторический и систематический  курс. - М.: Логос, 2002.

7. Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т.2. - М.:, 1980.

8. Макиавелли Н. Государь. М.: 1990.

9. Новейший философский  словарь. - Мн.: Книжный двор, 2003.

10.Б. Рассел. История  западной философии. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002.

11. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК "Петрополис", 1994.

12. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002.

13. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.

14. Философия. / Под ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.

15. Хрестоматия по истории философии:  Учеб. Пособие для вузов. Ч.1. - М.: Гуманитарный издательский центр  "Владос", 1997.

 

 

 

 

انا احبك - это на классике 
بحبك - диалект


Информация о работе Философия эпохи возрождения. Николай Кузанский