Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 23:48, реферат
Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиозными верованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной системе и о богосоответствии своего опыта. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, углублять и образовывать свой духовный опыт иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и компромиссов ослабеет, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению.
Введение ………………………………………………………………………....3
1. Философия Ивана Ильина
1.1 Основные вехи биографии И.Ильина. ………………………………...4
1.2Познание истины, как духовное начало пробуждения народа. ……...8
1.3Роль и задача философии в познании добра. …………………………10
1.4Порядок, красота, справедливость, счастье в философии Ивана Ильина. ………………………………………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..19
Что же можно назвать духовным опытом, позволяющим сделаться познающему и истине единым? Безусловно, веру. «Истинная вера возникает не из субъективных настроений и не из произвольных построений. Она зарождается в полноценном опыте и бывает всегда укоренена в предметном созерцании духа. Этот духовный опыт имеет дело с реальностями не чувственного (совесть) или не только чувственного (художество) или прямо сверхчувственного (религия) характера. Этот опыт не “мечта” и не “помешательство”. Он требует духовного трезвения и поддается духовной проверке. Он имеет свою подготовку, свое очищение и особые упражнения; он осуществляется в предметном восприятии и добивается полной и окончательной очевидности. И тот, кто заранее все это отрицает и не желает этого знать, - тот не имеет ни права, ни основания критиковать веру и отрицать религию».
Истинная вера в Бога
и добро делает возможным для философа «узреть сверхземное,
надо реализовать и оформить в себе сверхземной
способ жизни, из которого потом и возникает
сверхземной язык... И все это — в пределах
земной жизни».
Вера не есть пассивное созерцание духовных
реальностей. Вера – не только мистический
акт, дающий возможность созерцать Бога.
Вера – есть борьба, искусство которой
«состоит в том, чтобы извлекать из борьбы
с лишениями, опасностями и испытаниями
все новую и новую силу духа». Это борьба,
прежде всего с собой, со своей ленью и
бунтом человеческого естества против
жизни духа. Бунт этот «должен быть преодолен,
иначе человеку грозит разложение личности.
Он может быть отчасти укрощен силою воли;
отчасти утешен новыми, иными радостями;
он может быть подвергнут молитвенному
заклинанию; во всяком случае — утихомирен.
Жизнь человеческая покоится на управлении
самим собою и на самовоспитании; искусство
жить есть искусство воспитывать себя
самого к Божественному». «Терпение совсем
не есть “пассивная слабость” или “тупая
покорность”, как думают иные люди, напротив
— оно есть напряженная активность духа.
И чем больше оно прикрепляется к смыслу
побеждаемого страдания, тем сильнее становится
его творческая активность, тем вернее
наступает его победа. Терпение есть не
только искусство ждать и страдать, оно
есть, кроме того, вера в победу и путь
к победе; более того — оно есть сама победа,
одоление слабости, лишения и страдания,
победа над длительностью, над сроками,
над временем: победа человека над своего
тварностью и над всякими “жизненными
обстоятельствами”. Терпение есть поистине
“лестница совершенства»...
Итак, философ для Ильина – человек, имеющий твердую веру и борющийся с собственными страстями. Это человек, способный вознестись над суетою мира в созерцании Бога и добра, соединяющийся с предметом своего познания в духовном опыте посредством веры.
1.4 Порядок, красота, справедливость, счастье в философии И. Ильина.
Незнание истины и
отсутствие духовного опыта делает человека
осколком в гармоничной картине мироздания
и истины. «Весь мир ищет единения и устроения;
вся жизнь его проходит в борьбе за живой,
творческий порядок; и смысл мирового
множества в том, чтобы найти себе верную
сопринадлежность, целесообразное взаимослужение,
творческое равновесие. Так обстоит на
всех ступенях бытия: и в малой клетке
и величавом течении планет, и в полевой
былинке и в личной душе, в произведении
искусства и в человеческом обществе.
Всюду мир живет необходимым и выбрасывает
излишнее; и там, где лишнее бывает извергнуто,
оно или распадается в мировой прах, или
смыкается в болезненное новообразование,
грозящее расстройством и гибелью.
Существо, отколовшееся от мира, не участвует
в великом хоре вселенной и его личный
голос не ведет свою самостоятельную и
верную мелодию. Оно не несет совместно
с другими бремя мирового бытия; и именно
поэтому для него становится невыносимым
и личное бремя жизни».
«Каждая человеческая душа имеет призвание стать неким гармоническим единством, живущим и действующим из единого духовного центра. Человек должен обладать духовно укорененным характером. Он должен быть подобен городу с единым крепким кремлем, в котором покоятся почитаемые им святыни. Или еще: он должен быть подобен художественному произведению искусства, в котором все обосновано единою, главною идеею. Поэтому он не должен позволять жизни заносить себя пылью и распылять себя по мелочам».
Восприятие и передачу красоты Ильин видит не только в удачном выражении и красивом сочетании, но в стремлении художника «явить сверхчувственное, предметное содержание своего аффекта в виде адекватного, чувственно-единичного образа, «красивость» и «удачность» которые могут быть только порождением сверхчувственного предмета, уловленного в адекватном опыте. Такова природа всего художественного».
«Творящий человек должен внять мировой глубине и сам запеть из нее. Он должен научиться созерцать сердцем, видеть любовью: уходить из своей малой личной оболочки в светлые пространства Божии».
Справедливость же не следует представлять себе как нечто устойчивое, раз и навсегда данное. Справедливость – не схема, общая для всех людей. «Справедливость нельзя найти ни в виде общих правил, ни в виде государственных учреждений. Она не «система», а жизнь. Ее нужно представлять себе в виде потока живой и предметной любви к людям. Только такая любовь может разрешить задачу: она будет творить жизненную справедливость, создавать в жизни и в отношениях людей все новое и новое предметное неравенство.
Вот почему в жизни важнее всего не «найденная раз навсегда» справедливость: это иллюзия, химера, вредная и неумная утопия. В жизни важнее всего живое сердце, искренно желающее творческой справедливости; и еще — всеобщая уверенность, что люди действительно искренно хотят творческой справедливости и честно ищут ее».
И, наконец, что же есть счастье? «Есть только одно истинное «счастье» на земле - пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти все; почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло.
Сердце поет, когда оно любит; оно поет от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссякает. Не иссякает и тогда, когда приходят страдания и муки, когда человека постигает несчастье, или когда близится смерти, или когда злое начало в мире празднует победу за победой, и кажется, что сила добра иссякла и что добру суждена гибель».
Заключение
Таким образом, познакомившись с творчеством
этого поистине выдающегося мыслителя
и философа, я пришла к выводу, что он был
человеком, для которого будущее России
не безразлично, не безразлично духовная
жизнь народа и не важно, признан ли он
или отвергнут. Вопрос о сущности и условиях
возникновения религиозного опыта и органически
связанного с ним чувства нравственной
ответственности, занимает центральное
место в философском творчестве Ивана
Александровича Ильина. И здесь автор
говорит о том, что жизнь без веры превращается
в существование.
Человек по своей природе должен быть религиозным. И в наше время каждый религиозный человек должен быть готов к тому, что другие люди самых различных религий и исповеданий, и особенно вовсе неверующие, спросят его об источниках и основаниях его веры, ибо мы живём в такую эпоху, когда источники являются, по видимому, ”деструктивными” - и эти основания отвергнуты и поруганы. Основанием всякой религиозной веры является личный религиозный опыт человека, а источником - пережитое в этом опыте Откровение. Перед своим религиозным опытом современный человек не имеет права стоять в беспомощности и недоумении: он должен активно и ответственно строить его и владеть им, как верным путём, ведущим к Богу; он должен знать, куда он идёт, как он ориентируется в тумане разноверия и соблазнов, каков его путь и почему он считает свой путь верным; он должен уметь отзываться на вопросы затруднённых и беспомощных и спешить им на помощь. Иными словами, он должен владеть своим религиозным актом, чтобы защищать его от соблазнов и покушений, и чтобы помогать другим, ещё не выносившим своего религиозного опыта. И самым драгоценным и могучим религиозным актом является сердечное созерцание, а оно в свою очередь является важнейшим в составе религиозного опыта.
Познакомившись с идеями и взглядами Ивана Александровича Ильина, я пришла к выводу, что его теория истинной религиозности - это как раз то, что на сегоднящий день недостаёт нашему народу. Я целиком и полностью согласна с его позицией о возвращении к истокам религиозности, ведь для того, чтобы религиозный опыт был целостным, надо проследить этапы его становления не потеряв ни одной составляющей единицы, иначе можно потерять его целостность.
Я считаю, что особенность творчества Ильина заключается в том, что он всегда не навязывал своих точек зрения, и всю свою любовь и преданность Родине он выразил в своих произведениях, которые написал для своего народа, народа живущего на его Родине.
И в заключении своей работы
мне ещё раз хочется
Список используемой литературы
1. Алексеева Л.П. «Категория нравственности и образованности в творческом наследии И.А. Ильина» М., 2006г.,51стр.
2. Гулыга А.В. «Русская идея и творцы» М., 2003г., 447стр.
3. Гутлин М.Н. «Понятия духа и духовной жизни в философии И.А. Ильина» // социал.-гуманит. знания-М, 2004-№2, стр.334-340.
4. Зеньковский В.В. «История русской философии», том-2, Ростов, 2004 г., 541стр.
5. Лутовинов В.И. «Духовно-религиозная концепция патриотизма И. Ильина и современность»// Нац. безопастность и геополитика России- 2003г., №5-6, стр. 114-126.
6. Янин И.Т. «Из русской мысли о России» Калининград, 2002г., 470 стр.