Философия Ивана Ильина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 23:48, реферат

Краткое описание

Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиозными верованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной системе и о богосоответствии своего опыта. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, углублять и образовывать свой духовный опыт иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и компромиссов ослабеет, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………....3
1. Философия Ивана Ильина
1.1 Основные вехи биографии И.Ильина. ………………………………...4
1.2Познание истины, как духовное начало пробуждения народа. ……...8
1.3Роль и задача философии в познании добра. …………………………10
1.4Порядок, красота, справедливость, счастье в философии Ивана Ильина. ………………………………………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

 

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

 

Кафедра «Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Философия Ивана Ильина»

 

                                      

                                     

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                                       Выполнил  ст. С-114

                             Романец С.Ф.                                             Москальцова А.А.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 (подпись)                                                                 (подпись)                                      

_____________                                                      _______________

 (дата проверки)                                                        (дата сдачи на проверку)

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2011

Содержание

 

 

 

 

Содержание ……………………………………………………………………...2                                                                                                                                         

Введение ………………………………………………………………………....3                    

1. Философия Ивана Ильина                                                           

       1.1 Основные вехи биографии И.Ильина. ………………………………...4

       1.2Познание истины, как духовное начало пробуждения народа. ……...8

       1.3Роль и задача философии в познании добра. …………………………10

       1.4Порядок, красота, справедливость, счастье в философии Ивана Ильина. …………………………………………………………………………  14

Заключение………………………………………………………………………17                     

Список используемой литературы……………………………………………..19                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиозными верованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной системе и о богосоответствии своего опыта. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, углублять и образовывать свой духовный опыт иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и компромиссов ослабеет, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению. Именно это и происходит с современным человечеством : у него остались догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и жизненной силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и воинствующим безбожием.

 

Современное человечество богато “православными“,“католиками” и “протестантами”, им христианство чуждо и непонятно. А те люди, которые называют себя христианами - христиане лишь по имени, они лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. И эта своеобразная безрелигиозность религиозно - сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного религиозного кризиса. И чтобы выйти из этого кризиса, необходимо вернуться сначала умственным взорам, а потом цельной душой к живым пленникам сущей религиозности и пережить, в меру своих сил, вместе с ними их опыты, чтобы затем сравнить его со скудным опытом наших дней и сделать соответствующие выводы. Они веровали иначе потому, что иначе любили, иначе созерцали, иначе видели, по иному молились, иначе вкладывались волей, не так мыслили и не так строили свою жизнь. Их верование прежде всего было цельно : целостно охватывало их существо, и целостно определяло их действия. А целостность веры есть аксиома подлинного религиозного опыта.

 

Я считаю, что эта проблема на сегодняшний день актуальна, ведь жизнь человека потерявшего веру теряет всякий смысл. И сейчас предпринимаются попытки решения этой проблемы. Такие философы как И. Смирнов, В. Ю. Верещагин, Н. П. Полторацкий в своих работах обращаются к наследию Ивана Александровича Ильина, пытаются воскресить его идеи, взгляды и убеждения. Но несмотря на все это, степень разработки данной проблемы крайне низка. Этот вопрос мало освещен в работах современных философов, а об авторе, т. е. И. Ильине, о человеке, который является по сути последним защитником чистоты православия, отстаивавшего право народа на самобытное национальное сознание. На сегодняшний день просто забывают. Поэтому основная цель моей работы - философски обсудить проблему православия религии, как одной из основных черт русского национального характера, выделенную И.А. Ильиным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философия Ивана Ильина                                                           

     1.1Основные вехи биографии Ильина

Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года в дворянской семье губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и жены его Екатерины Юльевны Швейкерт.

В 1901г. он закончил гимназию с золотой медалью. 15 июля 1901 г. Ильин подал прошение ректору Московского университета о зачислении его на юридический факультет. Здесь же у него сложился глубокий интерес к философии. Об этом свидетельствуют его кандидатские сочинения об идеальном государстве Платона и об учении Канта о «вещи в себе» в теории познания.

В период до социалистической революции выходят его философские работы: «Идея личности в учении Штирнера. «Опыт по истории индивидуализма» (1911), «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа» (1912), «Шлейермахер и его «Речи о религии» (1912), «О любезности. Социально-психологический опыт» (1912), «О возрождении гегельянства» (1912), «Философия Фихте как религия совести» (1914), «Основное нравственное противоречие войны» (1914), «Духовный смысл войны» (1915), «Философия как духовное делание» (1915), «Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве» (1915). Были опубликованы также шесть больших статей о философии Гегеля, вошедшие потом в знаменитую двухтомную монографию, изданную в 1918 г. и ставшую его диссертацией («Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»), которую он блестяще защитил, получив при этом сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.

После октябрьской революции Ильин читает лекции на юридическом факультете Московского университета и в других высших учебных заведениях Москвы. Он активно противостоит официальной политике. Его позиция была четко определена: «Уходят ли от постели больной матери? Да еще с чувством виновности в ее болезни? Да, уходят— разве только за врачом и лекарством. Но, уходя за лекарством и врачом, оставляют кого-нибудь у ее изголовья. И вот – у этого изголовья мы и остались. Мы считали, что каждый, кто не идет к белым и кому не грозит прямая казнь, должен оставаться на месте».

Шесть раз большевики подвергали Ильина аресту, дважды его судили. Последний раз его арестовали 4 сентября 1922 г. и обвинили в том, что он «с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России Рабоче-крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности». Вскоре он был выслан за рубеж в числе других ученых.

В Берлине он вместе с другими русскими эмигрантами включился в работу по организации Религиозно-философской академии, философского общества и журнала при ней. В 1924 г. избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

С 1925 г. за рубежом начинают выходить его крупные философские работы: «Религиозный смысл философия. Три речи» (1925), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления. (1935), «Основы художества. О совершенном в искусстве» (1937). «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов-Шмелев», но не нашел для нее издателя (она вышла только в 1959 г.). Выходят в свет его знаменитые брошюры: «Родина и мы» (1926), «Яд большевизма» (1931), «О России. Три речи» (1934), «Творческая идея нашего будущего»(1937), «Основы христианской культуры» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Кризис безбожия» (1951) и др.

В 1934 г., через полгода после прихода Гитлера к власти, Ильин был удален, из Института. Иван Александрович решил покинуть Германию и переехать в Швейцарию. В июле 1938 г, Ильины уехали в Цюрих. Там Ильин пишет свои «Огни жизни. Книга утешений», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «О грядущей русской культуре».

1954 г. он умер. Похоронен  Иван Александрович в Цолликоне  под Цюрихом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Познание истины, как духовное начало пробуждения народа.

Иван Ильин – русский философ, патриот, высланный из России большевиками. Сердце же его навсегда было в России. Он мыслил о ней, он пытался осмыслить глубину и причину падения русского народа в Октябрьской революции.

Почему же в России была возможна такая трагедия? В народе, судьба которого представляет комплекс противоречий, постигать идею которого – это постигать взаимоотрицающие стороны, слепленные воедино в русском сознании.

«Чего же не хватало в России? Почему тысячелетняя форма государственного спасения и национально-политического самоутверждения могла исчезнуть с такой катастрофической легкостью от первого же порыва народного, уличного и солдатского бунта?

Ответим: России не хватало крепкого и верного монархического правосознания. Правосознания - не в смысле «рассуждения» только и «понимания» только, но в том глубоком и целостном значении, о котором теперь должна быть наша главная забота: правосознания - чувства, правосознания - доверия, правосознания - ответственности, правосознания - действенной воли, правосознания - дисциплины, правосознания - характера, правосознания - религиозной веры».

Падение России было обусловлено падением религиозного идеала и духовной культуры. «Духовная культура народа определяется тем, живет ли он духовным опытом или нет; и если живет, то…интенсивна и предметна ли эта жизнь или нет. Этим то состоянием всенародного духовного опыта определяется и судьба национальной философии.

Так, народ, утративший или выродивший свой подлинный и чистый религиозный опыт, будет жить, вместо религии пустыми суевериями или мертвыми обрядами. Слабый в молитве, немощный в богоиспытании, он будет мертвенно-бесплоден и в богопознании: его философия будет иметь скудный и бледный сверхчувственный опыт о Боге, а его философия религии будет нагромождать пустые и мертвые выдумки».

«Суеверия и мертвые обряды» - не обязательно языческая темнота и необразованность. Это может быть и высокие размышления. Но размышления, исключающие подлинную истину из своего круга. Причина падения России – в отвержении того истинного религиозного опыта, в извращении истины, в попытке заменить истину суррогатами, не являющимися таковой. «Истина всегда есть истинный смысл, подлежащий закону тождества и закону внутренней непротиворечивости. Итак, истина имеет нечувственную форму, и путь к ней ведет через восприятие нечувственных содержаний».

Средоточием истины Ильин считает путь богоискательства, а обретением ее – «поющее сердце». Душа человеческая, которая есть наивысшая красота (по словам Макария Египетского) должна преисполниться добра. Добра, которое есть «нечувственный предмет; совесть есть живой орган, открывающий к нему доступ».

Духовное здравие народа зависит, в большей степени, не от его благополучия и сытости. Оно зависит напрямую от того, насколько истина и добро укоренены в сердцах людей. Ильин провозглашает, что основой народа являются те «неведомые праведники, коими держатся города и царства, образуют истинную, реальную основу человеческой жизни». И чем больше таковых, тем крепче нация, тем больше вероятности появления добрых вождей, ведущих и устрояющих жизнь народа в благополучии. Именно «жизнь народа слагает ту духовную лабораторию, в которой творит потом его вождь, - чувством, волею, воображением, мыслью и деяниями. Отсутствие духовных вождей свидетельствует о временном духовном оскудении нации; и обратно…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль и задача философии в познании добра.

Какова же роль философии в познании истины и в принятии добра, вследствие чего сердце начинает петь?

«Философия, по слову Гегеля, есть культивирование религиозного содержания, но в иной форме – в форме систематического опыта и разумного, очевидного и адекватного, мыслящего познания».  
Философию Ильин называет наукой. И как всякая наука философия должна иметь свой предмет и свой метод. Предметом философии является истина, методом же ее постижения – опыт. Постичь истину возможно лишь тогда, когда она сделается частью познающего. «Именно опыт делает философию наукою и вводит ее в глубину жизни. Ибо наука вообще невозможна вне опыта; она питается опытным переживанием предмета, его систематическим созерцанием. Систематическое восприятие есть уже, само по себе, живая и жизненная практика, воспитывающая душу и населяющая ее предметными содержаниями. Итак, в основе философии лежит систематическая практика духовного опыта». «Для того чтобы верно познавать, философ должен жить так, чтобы его предмет становился его собственным жизненным содержанием; он должен жить тем, что познает; так, чтобы его личная жизнь стала жизнью предмета в нем».

Информация о работе Философия Ивана Ильина