Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:06, контрольная работа
Конец XIX-XX в – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Одним из нескольких течений в философии является иррационализм.
Следуя тенденциям биологизации человеческой психики, Фрейд распространил на объяснение ее развития, так называемый биогенетический закон. Согласно этому закону, индивидуальное развитие организма (онтогенез) в краткой или сжатой форме повторяет основные стадии развития всего вида (филогенез). Применительно к ребенку это означало, что, переходя от одного возраста к другому, он следует за теми основными этапами, которые прошел человеческий род в своей истории. Руководствуясь этой версией, Фрейд утверждал, что ядро бессознательной психики современного ребенка образовано из древнего наследия человечества. В фантазиях ребенка и его влечениях воспроизводятся необузданные инстинкты наших диких предков.
Используя понятия об энергии и инстинкте, взятых из физики и биологии, Фрейд вкладывает в них свое понимание. Фрейд придает термину “энергия” значение психологического “заряда”, служащего источником влечения. Этот “заряд” изначально заложен в организме и в этом смысле подобен инстинкту. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведением, — инстинкт самосохранения, без которого живая система рухнула бы, и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Именно этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в его теперь уже не биологической, а психологической теории на царственное место и окрашен именем либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается.
Твердая убежденность Фрейда в том, что главным объяснительным принципом всех побуждений, страстей и бед человеческих следует считать либидо, восстановила против него подавляющее большинство тех, с кем он вел исследования бессознательной психики, начиная от Брейера, решительно рассорившимся со своим вчерашнем соавтором. В настоящее время фрейдовская теория либидо, развитая его последователями, стала одной из общепринятых концепций в психологии.
Обращение Фрейда к данным, касающихся психики “первобытных людей”, “дикарей”, ставило целью доказать сходство между их мышлением и поведением и симптомами неврозов. Об этом говорилось в его работе “Тотем и табу” (1913 г.). Фрейд пытается психоаналитически объяснить целый комплекс этических проблем. Он обращается к истокам возникновения моральности и делает вывод о наличии определенного “категорического императива”, что свидетельствует о моральных основах человеческого бытия. Само понятие у первобытного человека еще не существовало. Опираясь на идеи этнографа Аткисона, Фрейд выводит моральность из первых запретов — табу. Табу на кровопролитие между родственниками, а также запрет инцеста, с одной стороны, и стремление человека к удовлетворению своих влечений, с другого, — вот те основы, на которых строилась моральность с точки зрения психоанализа.
Рассмотрение этической
Благодаря сублимации, то есть замене сексуальной цели другой, более ценной в культурном и социальном отношении, бессознательные влечения людей направляются в русло творческой деятельности, способствуют формированию и обогащению духовного мира человека.
Фрейд считал социальной несправедливостью то, что культурная мораль требует от всех людей одинакового сексуального поведения. Сексуальность — не единственный канал получения удовлетворения человеком. В своей работе “Неудовлетворение культурой” (1930 г.) Фрейд обращается к освещению трудовых процессов. Он считает, что профессиональная трудовая деятельность на основе свободного выбора дает человеку очень большое удовлетворение. Но в современном западном обществе большинство людей работает лишь по необходимости, и поэтому не получает от труда никакого удовлетворения, кроме денег. Принуждение к труду есть одна из характерных особенностей данного общества.
Не менее важным вкладом Фрейда в психологию, является практический аспект его открытий. Фрейд стал главным основоположником современной психотерапии. Психотерапевтические принципы, развитые в психоанализе, в той или иной мере используются в большинстве психотерапевтических направлений. Основным вкладом Фрейда в этом аспекте являются: принципы взаимодействия психотерапевта и пациента, феномен, приобретший в дальнейшем в психоанализе особое значение под именем “трансфера” (перенесения). Общение врача с пациентом приобретало особую эмоциональную окраску, когда этот пациент переносил свои неизжитые бессознательные желания, сохранившиеся с детских лет и некогда испытываемые по отношению к родителям, на личность самого врача. Фрейд (в отличие от Брейера, открывшего трансфер) подвергнул это явление изучению, увидел в нем способ разъяснить больному истинные причины его невроза, не применяя гипноз, и, таким образом, довести до сознания больного смысл его переживаний, помочь тем самым их изжить, освободиться от них (благодаря тому, что стал понимать, что же его мучает). Этические принципы, разработанные в психоанализе, являются основой всех этических кодексов профессиональных психотерапевтических организаций. Все эти вопросы рассматриваются в ряде статей и Лекциях по введению в психоанализ (1916 и 1933).
Вклад З.Фрейда
Значение трудов Зигмунда Фрейда трудно переоценить. Хотя он и не был основателем психоанализа, тем не менее, именно Фрейд определил большинство основных понятий и методов, которыми пользуются современные психоаналитики. Более того, он определил те принципы, по которым в дальнейшем развивалась психология.
Исследование трудов З.Фрейда позволяет
утверждать, что его научнй вклад имеет
не только конкретное значение для клинической
психологии и психотерапии, но и общенаучное социально-
Теоретический и практический научный вклад З.Фрейда в следующем:
заключение
Теория
Фрейда радикально изменила представление
о человеке в европейской культуре.
Традиционной системе взглядов был
нанесён тогда, пожалуй, самый сильный
удар. Со времён Просвещения человек
рассматривался, прежде всего, как разумное
создание. Но оказалось, он не хозяин даже
в собственном доме - своей психике.
Им руководят бессознательные
Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он явно преувеличил ее роль в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуется разумом, адекватно отражающим логику вещей и событий. Человек – это прежде всего сознательное, разумное существо. Не только мышление, но и эмоции пронизаны сознанием. Конечно, когда человек спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, он в этот момент не думает о значимости своего поступка, не рассчитывает, не обобщает, не размышляет – он действует мгновенно, под влиянием интуитивно-эмоционального порыва. Но ведь сама эта эмоция сформировалась на почве нравственно-воспитательных навыков, разумных стремлений, трудовой и иной взаимопомощи. Под этим порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой» сознательной жизни. Но, при всем при этом, признаемся сами себе: разум далеко не всегда господствует над остальными силами нашей души.