Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:06, контрольная работа
Конец XIX-XX в – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Одним из нескольких течений в философии является иррационализм.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
кафедра «Философии и истории"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Философия
тема Философия иррационализма. Зигмунд Фрейд
проверил
преподаватель
Тарасова
О.В.
Екатеринбург
2011
введение
Конец XIX-XX в – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Одним из нескольких течений в философии является иррационализм.
В широком
смысле этого слова под
Одной из наиболее заметных фигур иррационализма является Зигмунд Фрейд.
Краткая биография З.Фрейда
Зигмунд Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856г в семье небогатого торговца шерстью. В 1860г семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В молодости изучал гуманитарные дисциплины, но особый интерес для него представляли естественные науки, достижения которых произвели в середине прошлого века настоящую революцию в умах, заложив фундамент современного знания об организме, о живой природе. Окончил Венский университет, где получил степень доктора медицины, и, стал врачом Венской больницы. Женился на М.Берней. В 1884г присоединился к И.Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза. В 1885-1886гг работал с французским невропатологом Ж.Шарко в парижской клинике. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938г. В 1938г, после захвата нацистами Австрии, был вынужден покинуть Вену. Обосновался в Лондоне, где и умер 23 сентября 1939г.
Основные идеи З.Фрейда
Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, в основе человеческой деятельности лежат инстинкты, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.
Фрейд разработал общепсихологическую теорию личности, структура которой состоит из ОНО(Ид), Я (ЭГО) и СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО).
ОНО (ИД) — наиболее примитивная часть личности, из которой позднее развиваются Я и СВЕРХ-Я. ОНО есть у новорожденного, и состоит из основных биологических импульсов (или потребностей): нужды в еде, питье, удалении отходов, избегании боли и получении удовольствия. Под ОНО имеется в виду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Фрейд
полагал, что к основным биологическим потребностям относится также агрессия. Фактически он считал, что сексуальные и агрессивные потребности являются самыми важными инстинктами, определяющими всю жизнь личности. ОНО требует немедленного удовлетворения этих импульсов. Подобно маленькому ребенку, ОНО руководствуется принципом удовольствия: стремится получать удовольствие и избегать боли, невзирая на внешние обстоятельства.
Я (ЭГО) – дети вскоре узнают, что их импульсы не могут всегда удовлетворяться немедленно. Голоду придется подождать, пока кто-то не достанет еду. Освобождение прямой кишки или мочевого пузыря должно быть отложено, пока мы не дойдем до туалета. За некоторые импульсы родитель может наказать. Я — новая часть личности, которая развивается по мере того, как маленький ребенок научается учитывать требования реальности. Я подчиняется принципу реализма: удовлетворение импульсов следует отложить до наступления подходящей ситуации. По сути, Я — «ответственный исполнитель» личности: ОНО решает, какие действия являются подходящими и какие импульсы от ОНО следует удовлетворить и каким именно способом. Я является посредником между требованиями ОНО реалиями мира и требованиями СВЕРХ-Я.
СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО) – судит о правильности или неправильности действий. Вообще, СВЕРХ-Я — это перенесенная вовнутрь репрезентация ценностей и морали общества; оно включает совесть индивида, а также его представления о морально идеальном человеке. СВЕРХ-Я развивается в ответ на вознаграждения и наказания со стороны родителей. Поначалу родители контролируют поведение ребенка непосредственно, путем вознаграждения и наказания. Включая родительские стандарты в свое СВЕРХ-Я, ребенок ставит поведение под свой контроль. Ребенку уже не нужно, чтобы кто-то говорил ему, что красть неправильно, — это ему скажет СВЕРХ-Я. Нарушение стандартов СВЕРХ-Я или даже импульс, направленный на это, создает тревожность — первоначально это была боязнь потерять любовь родителей. Согласно Фрейду, эта тревожность в основном бессознательная, но может переживаться как чувство вины. Если родительские стандарты откровенно жесткие, человеком может овладеть чувство вины, и он начнет подавлять все агрессивные или сексуальные импульсы. Напротив, индивид, которому не удается включить в свое СВЕРХ-Я какие-либо стандарты приемлемого социального поведения, может вовлекаться в криминальное поведение. Говорят, что у такого человека слабое СУПЕР-ЭГО.
Между ними всегда существует постоянный конфликт, причем разум враждебен индивидуальности. Господствующими мотивами являются сексуальные, и лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация. Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания) или прямо ненормальных (неврозы, психозы).
Фрейд выдвигал так же версию об особом влечении, столь же могучем, как и сексуальное. Этот особый инстинкт, лежащий, наряду с сексуальным, в фундаменте любых форм поведения, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос, как антипод Эросу — силе, обозначающей, согласно философии Платона, любовь в широком смысле этого слова. Под Танатосом имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. К этой же группе он относил садизм. Садисту приятно видеть страдание, а причинять его еще приятнее.
То есть, Эрос — это любовь к жизни, Танатос — любовь к смерти.
В своей работе “По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд признает первичным влечением влечение к смерти, а целью жизни — умереть особым, присущим данному организму способом.
Проникнуть внутрь бессознательного возможно лишь с помощью специальной методики — психоанализа, основанного на технике свободных ассоциаций, сновидений и ошибочных действий.
Похоже, что теория Фрейда была как-то адекватна той исторической эпохе и тем пациентам, которые тогда у него были. Преимущественно, его пациентками являлись истеричные женщины, находившиеся в плохих отношениях с родителями, имевшие «пунктик» в сфере сексуальности. Успешные, душевно и духовно развитые личности к Фрейду не обращались и, более того, обходили его стороной.
Техника свободных ассоциаций заключается в том, что пациентам предлагается отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Запретных тем нет. Можно рассказывать о своем прошлом, о настоящем, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, рассказывать о своих опасениях и страхах. И, естественно, пациент может говорить все, что он думает о своем психоаналитике. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через определенное время открывает для пациента доступ к забытым (вытесненным) переживаниям, которые могут быть не только восстановлены в памяти, но и вновь эмоционально прожиты в контакте с психотерапевтом. Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации было аналогично состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но при существенном отличии: сознание не отключено и Я способно постепенно справляться с неосознанными эмоциональными конфликтами. Метод свободных ассоциаций помогает субъекту при помощи психотерапевта осознать свои влечения, хотя и подавленные, но продолжающие «взрывать» поведение, влиять на его ход. Именно этот процесс Фрейд и назвал «психоанализом», впервые употребив этот термин в 1896 году.
Оформился метод интерпретации после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений. Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации спонтанно обращались к своим снам. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным образом сновидения. На основании ассоциаций на содержание сновидения оказалось возможным понять скрытый смысл сновидения — его содержание — и таким путем получать доступ к подсознательным процессам. Таким образом, Фрейд впервые на практике продемонстрировал реальность «бессознательного». Свои открытия Фрейд изложил в книге «Толкование сновидений» (1900). В ней содержатся основные сведения о психоаналитической трактовке символики сновидений.
Об отношении между
Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, была блестяще продемонстрирована Фрейдом в книге “Психопаталогия обыденной жизни” (1901 г.). Различные ошибочные действия, забывания имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы. Если, например, открывая заседание, председатель объявляет его закрытым, то это не простая оговорка, а выражение его нежелания обсуждать на этом заседании неприятный для него вопрос. Подобные примеры читатель найдет в работе Фрейда, согласно которой ничего случайного в психических реакциях человека нет.
В другой работе — “Остроумие и его отношение к бессознательному” (1905 г.) шутки интерпретируются Фрейдом как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладываются на сознание индивида различные социальные нормы.
В 1905 году была опубликованы «Три очерка по теории сексуальности», в которых впервые изложена концепция детской сексуальности и теория либидо, разработке которой Фрейд посвятил всю свою жизнь. Либидо, «энергия Эроса», наряду с «влечением» — два главных понятия фрейдовской теории сексуальности и психического аппарата в целом, фундаментальные концепции психоанализа. Здесь же предлагалась схема психосексуального развития личности — от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное половое влечение к лицу противоположного пола.
Фрейд полагал, что в течение первых 5 лет жизни индивид проходит несколько этапов развития, влияющих на его личность. Исходя из широкого определения сексуальности, он назвал эти периоды психосексуальными стадиями. На каждой из них исходящие от «ОНО» импульсы к поиску удовольствия сосредоточиваются на определенном участке тела и на действиях, относящихся к этому участку. Первый год жизни Фрейд называл оральной стадией психосексуального развития. В течение этого периода младенец получает удовольствие от кормления грудью и сосания и начинает класть в рот все, до чего может дотянуться. Второй год жизни Фрейд считал началом анальной стадии и полагал, что в это время дети находят удовольствие в удержании и выбросе фекалий. Эти удовольствия вступают в противоречие с родителями, пытающимися научить их ходить в туалет; здесь ребенок впервые знакомится с навязанным контролем. Во время фаллической стадии, длящейся примерно от 3 до 6 лет, дети начинают наблюдать разницу между мужчинами и женщинами и начинают направлять свои пробуждающиеся сексуальные импульсы на родителя противоположного пола. Именно на фаллической стадии ребенку предстоит разрешить эдипов конфликт.
Эдипов комплекс — характерная, по мнению Фрейда, установка ребенка по отношению к родителям, которая складывается в фаллической фазе сексуального развития примерно между 3 и 4 годами. Назван по имени героя древнегреческой легенды царя Эдипа, который, не зная того, убил собственного отца и женился на собственной матери. Для мальчика обычно характерен позитивный Эдипов комплекс (любовь к матери и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). Может развиться, однако, и обратный Эдипов комплекс — любовь к отцу и ненависть к матери. Согласно Фрейду, мальчик также боится, что его отец отплатит ему за эти импульсы, кастрировав его. Фрейд назвал это беспокойство страхом кастрации и считал его прототипом всех более поздних видов тревожности, вызванной запрещенными внутренними желаниями.
С разрешением эдипова конфликта прекращается фаллическая стадия, за которой следует период латенции; он длится примерно от 7 до 12 лет. В течение этого сексуально спокойного времени ребенок начинает меньше интересоваться своим телом и обращает свое внимание на навыки, необходимые, чтобы справляться с окружением. Наконец, отрочество и пубертатный период вводят его в генитальную стадию — зрелую фазу взрослой сексуальности и функционирования.
Фрейд понимал, что особые проблемы, возникающие на всякой стадии, могут задержать (или фиксировать) развитие, оказав долгосрочное влияние на личность индивида.