Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:07, реферат
Огромное значение на формирование древнеиндийского общества оказало следующее событие. Во второй половине II тысячелетия до н.э. с северо-запада в долину Инда и Ганга вошли первобытно-общинные племена ариев. Именно они оказали существенное влияние на формирование древнеиндийского общества и культуры. Если до этого они были в основном кочевниками и скотоводами, то, придя в Индию, они стали земледельцами. Древнеиндийское общество делилось на 4 варны (касты): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудра. Каждая варна — это достаточно замкнутая социальная группа, которая занимается строго определённой профессиональной деятельностью и браки возможны только между представителями одной варны.
Человек, достигший
состояния нирваны получил в
буддизме название "Архат". Причем
в "первоначальном" буддизме утверждалось,
что на это способен каждый человек
без какого-либо посредничества как со
стороны людей так и со стороны сверхъестественного.
Дальнейшее
развитие
Изначально будучи
состоянием человека, нирвана в последствии
стала онтологизироваться - становиться
состоянием мироздания. Параллельно буддисты
стали утвержадть что все в происходящее
в мире причинно обусловлено. т.е ничего
не происходит случайно. Также все происходящее
изменчиво и более того "моментально
изменяется" а следовательно душа человека
считалась "потоком сознания", который
в каждый момент изменяется. Вывод отсюда
- душа не является неизменной постоянной
субстанцией. (Субстанция - вещь, которая
в своем существовании не нуждается ни
в чем кроме самой себя более -определение
в рамках философии Нового времени) Так
как буддисты лишили душу свойства "субстанциональность",
они утверждали что она смертна, при этом
не отменяя сансару, что провоцирует закономерные
вопросы о том, как же собственно сансара
и карма осуществляются. В качестве обоснования
буддисты выдвигали идею что "будущие"
состояния души не зависят от "прошлых"
состояний души.
В дальнейшем буддизм разделился на два направления:
Хинаяна -
наиболее близкое к
Махаяна -
течение буддизма, в котором он
из философского учения
Чарвака (локаята)
Чисто материалистическое
направление. Чарваки отрицательно
относились к Ведам, они считали,
что те полны клеветы, противоречий
и там превалирует многословие.
Они отрицали бессмертие души и приводили
следующий аргумент: почему душа после
смерти тела не возвращается обратно,
влекомая своей любовью к близким людям?
Если бы она была бессмертна, то она бы
возвращалась. Отсюда чарваки считали,
что душа смертна.
Все мироздание,
как и человек, состоит из комбинаций
4 великих сутей: огонь, вода, земля и
воздух.
Сознание с
точки зрения чарваков было производной
от определенной комбинации сочетаний
этих 4 великих сутей. Когда возникает
сознание? Когда возникает тело,
как комбинация этих 4 различных
сутей. То есть чарваки очень близко
подошли к сегодняшней трактовке
сознания как свойства высокоорганизованной
материи. Когда тело погибает, то есть
определенное сочетание 4 великих сутей
исчезает, то соответственно исчезает
и сознание (как производная от этих 4 определенных
сочетаний). Сами по себе воздух, огонь,
вода и земля сознанием не обладают. Однако
свойства, первоначально отсутствовавшие
в разделенных частях целого, могут появиться
как нечто новое при соединении этих частей.
Чарваки были гедонистами.
То есть они видели смысл человеческой
жизни в счастье. А счастье они видели
в чувственных удовольствиях. Им возражали,
что зачастую удовольствия сопровождаются
страданиями. Ну и что, – отвечали чарваки,
- вполне удовольствие можно отделить
от страдания, вы же колосья риса, покрытые
пылью, не выбрасываете, а очищаете и дальше
используете.
Чарваки отрицали
существование
Санкхья
Санкхья (букв. исчисляющее,
перечисляющее). Основателем Санкхьи
считается мудрец по имени Капилла.
Ортодоксальная
санкхья
Согласно первоначальной (ортодоксальной) Санкхье, существуют два первичных начала -
Пракрити (букв. природа, натура) Происходит от "пракри"(букв. действие, способ, метод). Аналог в современном европейском мировоззрении - материальное первоначало. Пракрити - активное первоначало.
Пуруша. (букв. дух,
человек). Является аналогом мирового
духа. В отличие от Пракрити, являющегоя
активным первоначалом(в том смысле что
отвечает за все происходящие в мире процессы)
Пуруша не является активным первоначалом,
но обладает опять таки в отличие от Пракрити
знанием. Единственное что совершает Пуруша
- бездеятельное самосозерцание. Однако
мироздание возникает не исключительно
за счет деятельности Пракрити, а за счет
воздействия Пуруши на Пракрити. Связь
между двумя первоначалами в ортодоксально
Санкхье метафорически выражается как
"связь между хромым и слепым". Пракрити
в данном случае отводится роль слепого,
который несет на себе "хромого"(но
зато зрячего) Пурушу, а Пуруша указывает
ему путь. И структура мироздания возникает
за счет выявления(изначально не проявленного)Пракрити,
в результате действия Пуруши на Пракрити.
Процесс выявления Пракрити происходит в несколько стадий: На первой стадии выявления Пракрити появляется В физическом аспекте "махас"-мощь, величие(зародыш мира) и в писхическом аспекте "буддхи" -мировой разум. На следующей стадии из буддхи возникает "аханкара" - самосознание. Дальнейшее выявление Пракрити связано с наличием у него трех качеств, называемых "гунами"(букв. качество, свойство): Сатва, Раджас, Тамас.
Гуна сатва - ясное, здоровое качество, связанное со счастьем, знанием.
Гуна Раджас - страстное качество, производная от вожделения, страсти,связанное к действием
Гуна Тамас -
производное от неведения, связанное
с беспечностью.
Если "аханкаре"
преобладает гуна Тамас, то выявляются
пять "манматр" - пять тончайших, чувственно
не воспринимаемых сутей пяти первоэлементов(огонь,
вода земля, воздух и эфир). Первоэлементы
носят название "бхуты".
Если в "аханкаре"
преобладает гуна Сатва, то возникают
пять органов чувств, пять органов
действия(руки, ноги, рот, орган выделения,
орган деторождения) и "махас"
- ум человека. Вместе пять манматр, пять
бхуд, пять органов чувств и пять органов
действия, махас, аханкара, буддхи, Пракрити
и Пуруша образуют 25 категорий школы Санкхья.
Приину человеческих
страданий санкхьяики видели в непонимании
того, что подлинное "я" человека
это Пуруша, а не тело, ум и т.д., как можно
подумать. Пуруша, находится вне времени
и пространства, не действует и не подвергается
воздействию, и следовательно не страдает.
В дальнейшем Санкхья разделилась на теистическую и материалистическую Санкхью.
Теистическая
Санкхья
В теистической санкхье исчезают два основных первоначала - Пракрити и Пуруша и вместо них появляется единственное первоначало - бог "Брахма-Атман"
Материалистическая
Санкхья
В материалистической санкхье на первое место выдвигаются материальные первоначала, а именно пять первоэлементов -огонь, вода, земля. воздух и пространство(эфир). Считается, что душа смертна (так же, как и тело), и поэтому душу и самосознание обычно сводили к уму. Для познания окружающего мира и самого человека достаточно пяти органов чувств и ума.
Ньяя
Oснователям
философской школы Ньяя
Чувственное восприятие.
Логический вывод
Знание основанное на авторитете(шабда)
Знание основанное на сравнении(упамана)
Вайшешика
Подобно ньяикам вайшешики видели причину человеческиз страданий в отсутствии знаний, которые он в свою очередь связывали с познанием действительности, а именно "категорий" действительности Основателем школы Вайшешика считается Канада. Термин "Вайшешика" происходит ои слова "вишеша", что в переводе означает "особенность"(Так как представители школы вайшешика пытались выделить характерные особенности окружающих их предметов, людей и т.д.) Носителями различного рода качеств в учении вайшешиков являются "субстанции", в качестве которых они выделяли:
Пять субстанций в качестве физических первоэлементов - "Огонь", "Вода", "Земля", "Воздух" и "Эфир". Пять первоэлементов состоят из мельчайших, неделимых чувственно невоспринимаемых частиц - ану(атомов, если использовать более привычный древнегреческий термин). Причем атомы единообразны по форме и размерам, но при этом отличаются чувственными качествами - цветом, запахом, вкусом и температурой.
Время
Пространство
Душа
Ум
Гносеология
вайшешиков
Вайшешики выделяли в качестве центральных категорий в своем учении о познании категории «всеобщего»(общего) и «особенного»(единичного). Они утверждали что вещи имеют общую природу, благодаря чему мы имеем возможность называть их общем именем. Таким образом, «общее» существует в самих «вещах» В отличие от ньяиков вайшешики признавали только два вида познания - чуственное восприятие и логический вывод. Основным вкладом философской школы Вайшешика в развитие мировой философии и науки является развиваемая ими концепция атомизма, так как они считаются одними из ее основателей.