Философия Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:07, реферат

Краткое описание

Огромное значение на формирование древнеиндийского общества оказало следующее событие. Во второй половине II тысячелетия до н.э. с северо-запада в долину Инда и Ганга вошли первобытно-общинные племена ариев. Именно они оказали существенное влияние на формирование древнеиндийского общества и культуры. Если до этого они были в основном кочевниками и скотоводами, то, придя в Индию, они стали земледельцами. Древнеиндийское общество делилось на 4 варны (касты): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудра. Каждая варна — это достаточно замкнутая социальная группа, которая занимается строго определённой профессиональной деятельностью и браки возможны только между представителями одной варны.

Файлы: 1 файл

философия индии.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Человек, достигший  состояния нирваны получил в  буддизме название "Архат". Причем в "первоначальном" буддизме утверждалось, что на это способен каждый человек без какого-либо посредничества как со стороны людей так и со стороны сверхъестественного.  
 

Дальнейшее  развитие 

Изначально будучи состоянием человека, нирвана в последствии  стала онтологизироваться - становиться  состоянием мироздания. Параллельно буддисты стали утвержадть что все в происходящее в мире причинно обусловлено. т.е ничего не происходит случайно. Также все происходящее изменчиво и более того "моментально изменяется" а следовательно душа человека считалась "потоком сознания", который в каждый момент изменяется. Вывод отсюда - душа не является неизменной постоянной субстанцией. (Субстанция - вещь, которая в своем существовании не нуждается ни в чем кроме самой себя более -определение в рамках философии Нового времени) Так как буддисты лишили душу свойства "субстанциональность", они утверждали что она смертна, при этом не отменяя сансару, что провоцирует закономерные вопросы о том, как же собственно сансара и карма осуществляются. В качестве обоснования буддисты выдвигали идею что "будущие" состояния души не зависят от "прошлых" состояний души.  

В дальнейшем буддизм  разделился на два направления:

 Хинаяна - наиболее близкое к первоначальному  буддизму течение 

 Махаяна - течение буддизма, в котором он  из философского учения превращается  в религию. На смену понятия "Архат" (человек, достигший нирваны) приходит понятие "Бодхисатва" (человек, находящийся на пути к нирване). Появляется понятие о рае, как месте, где обитают спасенные души (Душа становится вечной и бессмертной). Будда перестает быть конкретным историческим лицом, его личность обожествляется, более того, появляется множество "Будд" Первоначальный восьмеричный путь забывается. Отголоском этого является то, что в современном индуизме Будда является одним из воплощений бога Вишну.

Чарвака (локаята)  

Чисто материалистическое направление. Чарваки отрицательно относились к Ведам, они считали, что те полны клеветы, противоречий и там превалирует многословие. Они отрицали бессмертие души и приводили  следующий аргумент: почему душа после  смерти тела не возвращается обратно, влекомая своей любовью к близким людям? Если бы она была бессмертна, то она бы возвращалась. Отсюда чарваки считали, что душа смертна.  

Все мироздание, как и человек, состоит из комбинаций 4 великих сутей: огонь, вода, земля и воздух.  

Сознание с  точки зрения чарваков было производной  от определенной комбинации сочетаний  этих 4 великих сутей. Когда возникает  сознание? Когда возникает тело, как комбинация этих 4 различных  сутей. То есть чарваки очень близко подошли к сегодняшней трактовке сознания как свойства высокоорганизованной материи. Когда тело погибает, то есть определенное сочетание 4 великих сутей исчезает, то соответственно исчезает и сознание (как производная от этих 4 определенных сочетаний). Сами по себе воздух, огонь, вода и земля сознанием не обладают. Однако свойства, первоначально отсутствовавшие в разделенных частях целого, могут появиться как нечто новое при соединении этих частей.  

Чарваки были гедонистами. То есть они видели смысл человеческой жизни в счастье. А счастье они видели в чувственных удовольствиях. Им возражали, что зачастую удовольствия сопровождаются страданиями. Ну и что, – отвечали чарваки, - вполне удовольствие можно отделить от страдания, вы же колосья риса, покрытые пылью, не выбрасываете, а очищаете и дальше используете.  

Чарваки отрицали существование сверхъестественного  знания, врожденного знания и знания, основанного на авторитете. И основой  познания они считали не разум, а  органы чувств. То есть они были одними из первых сенсуалистов.

Санкхья 

Санкхья (букв. исчисляющее, перечисляющее). Основателем Санкхьи  считается мудрец по имени Капилла.  

Ортодоксальная  санкхья 

Согласно первоначальной (ортодоксальной) Санкхье, существуют два первичных начала -

Пракрити (букв. природа, натура) Происходит от "пракри"(букв. действие, способ, метод). Аналог в современном европейском мировоззрении - материальное первоначало. Пракрити - активное первоначало.

Пуруша. (букв. дух, человек). Является аналогом мирового духа. В отличие от Пракрити, являющегоя активным первоначалом(в том смысле что отвечает за все происходящие в мире процессы) Пуруша не является активным первоначалом, но обладает опять таки в отличие от Пракрити знанием. Единственное что совершает Пуруша - бездеятельное самосозерцание. Однако мироздание возникает не исключительно за счет деятельности Пракрити, а за счет воздействия Пуруши на Пракрити. Связь между двумя первоначалами в ортодоксально Санкхье метафорически выражается как "связь между хромым и слепым". Пракрити в данном случае отводится роль слепого, который несет на себе "хромого"(но зато зрячего) Пурушу, а Пуруша указывает ему путь. И структура мироздания возникает за счет выявления(изначально не проявленного)Пракрити, в результате действия Пуруши на Пракрити.  

Процесс выявления Пракрити происходит в несколько стадий: На первой стадии выявления Пракрити появляется В физическом аспекте "махас"-мощь, величие(зародыш мира) и в писхическом аспекте "буддхи" -мировой разум. На следующей стадии из буддхи возникает "аханкара" - самосознание. Дальнейшее выявление Пракрити связано с наличием у него трех качеств, называемых "гунами"(букв. качество, свойство): Сатва, Раджас, Тамас.

Гуна сатва - ясное, здоровое качество, связанное  со счастьем, знанием.

Гуна Раджас - страстное качество, производная от вожделения, страсти,связанное к действием

Гуна Тамас - производное от неведения, связанное  с беспечностью.  

Если "аханкаре" преобладает гуна Тамас, то выявляются пять "манматр" - пять тончайших, чувственно не воспринимаемых сутей пяти первоэлементов(огонь, вода земля, воздух и эфир). Первоэлементы носят название "бхуты".  

Если в "аханкаре" преобладает гуна Сатва, то возникают  пять органов чувств, пять органов  действия(руки, ноги, рот, орган выделения, орган деторождения) и "махас" - ум человека. Вместе пять манматр, пять бхуд, пять органов чувств и пять органов действия, махас, аханкара, буддхи, Пракрити и Пуруша образуют 25 категорий школы Санкхья.  

Приину человеческих страданий санкхьяики видели в непонимании  того, что подлинное "я" человека это Пуруша, а не тело, ум и т.д., как можно подумать. Пуруша, находится вне времени и пространства, не действует и не подвергается воздействию, и следовательно не страдает.  

В дальнейшем Санкхья  разделилась на теистическую и материалистическую Санкхью.

Теистическая  Санкхья 

В теистической санкхье исчезают два основных первоначала - Пракрити и Пуруша и вместо них  появляется единственное первоначало - бог "Брахма-Атман"

Материалистическая  Санкхья 

В материалистической санкхье на первое место выдвигаются материальные первоначала, а именно пять первоэлементов -огонь, вода, земля. воздух и пространство(эфир). Считается, что душа смертна (так же, как и тело), и поэтому душу и самосознание обычно сводили к уму. Для познания окружающего мира и самого человека достаточно пяти органов чувств и ума.

Ньяя 

Oснователям  философской школы Ньяя является  Готама. Ему, в частности приписывается  авторство ее первоисточника - так  называемых ньяя-сутр. Подобно остальным  религиозно-философским школам древней  Индии, приверженцы школы Ньяя ставили своей целью в избавлении человека от страданий, причину которых они видели в отсутствии знаний, мудрости. Таким образом, ключевым аспектом учения ньяйиков является их учение о познании, которое они пытались построить на основе материалистической теории сущего. Ньяики признавали четыри вида познания:

 Чувственное  восприятие.

 Логический  вывод 

 Знание основанное  на авторитете(шабда) 

 Знание основанное  на сравнении(упамана) 

Вайшешика 

Подобно ньяикам  вайшешики видели причину человеческиз страданий в отсутствии знаний, которые он в свою очередь связывали с познанием действительности, а именно "категорий" действительности Основателем школы Вайшешика считается Канада. Термин "Вайшешика" происходит ои слова "вишеша", что в переводе означает "особенность"(Так как представители школы вайшешика пытались выделить характерные особенности окружающих их предметов, людей и т.д.) Носителями различного рода качеств в учении вайшешиков являются "субстанции", в качестве которых они выделяли:

 Пять субстанций в качестве физических первоэлементов - "Огонь", "Вода", "Земля", "Воздух" и "Эфир". Пять первоэлементов состоят из мельчайших, неделимых чувственно невоспринимаемых частиц - ану(атомов, если использовать более привычный древнегреческий термин). Причем атомы единообразны по форме и размерам, но при этом отличаются чувственными качествами - цветом, запахом, вкусом и температурой.

 Время 

 Пространство 

 Душа 

 Ум 

Гносеология вайшешиков 

Вайшешики выделяли в качестве центральных категорий  в своем учении о познании категории «всеобщего»(общего) и «особенного»(единичного). Они утверждали что вещи имеют общую природу, благодаря чему мы имеем возможность называть их общем именем. Таким образом, «общее» существует в самих «вещах» В отличие от ньяиков вайшешики признавали только два вида познания - чуственное восприятие и логический вывод. Основным вкладом философской школы Вайшешика в развитие мировой философии и науки является развиваемая ими концепция атомизма, так как они считаются одними из ее основателей.

Информация о работе Философия Индии