Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:07, реферат
Огромное значение на формирование древнеиндийского общества оказало следующее событие. Во второй половине II тысячелетия до н.э. с северо-запада в долину Инда и Ганга вошли первобытно-общинные племена ариев. Именно они оказали существенное влияние на формирование древнеиндийского общества и культуры. Если до этого они были в основном кочевниками и скотоводами, то, придя в Индию, они стали земледельцами. Древнеиндийское общество делилось на 4 варны (касты): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудра. Каждая варна — это достаточно замкнутая социальная группа, которая занимается строго определённой профессиональной деятельностью и браки возможны только между представителями одной варны.
Человек, достигший 
состояния нирваны получил в 
буддизме название "Архат". Причем 
в "первоначальном" буддизме утверждалось, 
что на это способен каждый человек 
без какого-либо посредничества как со 
стороны людей так и со стороны сверхъестественного.  
 
Дальнейшее 
развитие 
Изначально будучи 
состоянием человека, нирвана в последствии 
стала онтологизироваться - становиться 
состоянием мироздания. Параллельно буддисты 
стали утвержадть что все в происходящее 
в мире причинно обусловлено. т.е ничего 
не происходит случайно. Также все происходящее 
изменчиво и более того "моментально 
изменяется" а следовательно душа человека 
считалась "потоком сознания", который 
в каждый момент изменяется. Вывод отсюда 
- душа не является неизменной постоянной 
субстанцией. (Субстанция - вещь, которая 
в своем существовании не нуждается ни 
в чем кроме самой себя более -определение 
в рамках философии Нового времени) Так 
как буддисты лишили душу свойства "субстанциональность", 
они утверждали что она смертна, при этом 
не отменяя сансару, что провоцирует закономерные 
вопросы о том, как же собственно сансара 
и карма осуществляются. В качестве обоснования 
буддисты выдвигали идею что "будущие" 
состояния души не зависят от "прошлых" 
состояний души.  
В дальнейшем буддизм разделился на два направления:
 Хинаяна - 
наиболее близкое к 
 Махаяна - 
течение буддизма, в котором он 
из философского учения 
Чарвака (локаята)  
Чисто материалистическое 
направление. Чарваки отрицательно 
относились к Ведам, они считали, 
что те полны клеветы, противоречий 
и там превалирует многословие. 
Они отрицали бессмертие души и приводили 
следующий аргумент: почему душа после 
смерти тела не возвращается обратно, 
влекомая своей любовью к близким людям? 
Если бы она была бессмертна, то она бы 
возвращалась. Отсюда чарваки считали, 
что душа смертна.  
Все мироздание, 
как и человек, состоит из комбинаций 
4 великих сутей: огонь, вода, земля и 
воздух.  
Сознание с 
точки зрения чарваков было производной 
от определенной комбинации сочетаний 
этих 4 великих сутей. Когда возникает 
сознание? Когда возникает тело, 
как комбинация этих 4 различных 
сутей. То есть чарваки очень близко 
подошли к сегодняшней трактовке 
сознания как свойства высокоорганизованной 
материи. Когда тело погибает, то есть 
определенное сочетание 4 великих сутей 
исчезает, то соответственно исчезает 
и сознание (как производная от этих 4 определенных 
сочетаний). Сами по себе воздух, огонь, 
вода и земля сознанием не обладают. Однако 
свойства, первоначально отсутствовавшие 
в разделенных частях целого, могут появиться 
как нечто новое при соединении этих частей.  
Чарваки были гедонистами. 
То есть они видели смысл человеческой 
жизни в счастье. А счастье они видели 
в чувственных удовольствиях. Им возражали, 
что зачастую удовольствия сопровождаются 
страданиями. Ну и что, – отвечали чарваки, 
- вполне удовольствие можно отделить 
от страдания, вы же колосья риса, покрытые 
пылью, не выбрасываете, а очищаете и дальше 
используете.  
Чарваки отрицали 
существование 
Санкхья 
Санкхья (букв. исчисляющее, 
перечисляющее). Основателем Санкхьи 
считается мудрец по имени Капилла.  
Ортодоксальная 
санкхья 
Согласно первоначальной (ортодоксальной) Санкхье, существуют два первичных начала -
Пракрити (букв. природа, натура) Происходит от "пракри"(букв. действие, способ, метод). Аналог в современном европейском мировоззрении - материальное первоначало. Пракрити - активное первоначало.
Пуруша. (букв. дух, 
человек). Является аналогом мирового 
духа. В отличие от Пракрити, являющегоя 
активным первоначалом(в том смысле что 
отвечает за все происходящие в мире процессы) 
Пуруша не является активным первоначалом, 
но обладает опять таки в отличие от Пракрити 
знанием. Единственное что совершает Пуруша 
- бездеятельное самосозерцание. Однако 
мироздание возникает не исключительно 
за счет деятельности Пракрити, а за счет 
воздействия Пуруши на Пракрити. Связь 
между двумя первоначалами в ортодоксально 
Санкхье метафорически выражается как 
"связь между хромым и слепым". Пракрити 
в данном случае отводится роль слепого, 
который несет на себе "хромого"(но 
зато зрячего) Пурушу, а Пуруша указывает 
ему путь. И структура мироздания возникает 
за счет выявления(изначально не проявленного)Пракрити, 
в результате действия Пуруши на Пракрити.  
Процесс выявления Пракрити происходит в несколько стадий: На первой стадии выявления Пракрити появляется В физическом аспекте "махас"-мощь, величие(зародыш мира) и в писхическом аспекте "буддхи" -мировой разум. На следующей стадии из буддхи возникает "аханкара" - самосознание. Дальнейшее выявление Пракрити связано с наличием у него трех качеств, называемых "гунами"(букв. качество, свойство): Сатва, Раджас, Тамас.
Гуна сатва - ясное, здоровое качество, связанное со счастьем, знанием.
Гуна Раджас - страстное качество, производная от вожделения, страсти,связанное к действием
Гуна Тамас - 
производное от неведения, связанное 
с беспечностью.  
Если "аханкаре" 
преобладает гуна Тамас, то выявляются 
пять "манматр" - пять тончайших, чувственно 
не воспринимаемых сутей пяти первоэлементов(огонь, 
вода земля, воздух и эфир). Первоэлементы 
носят название "бхуты".  
Если в "аханкаре" 
преобладает гуна Сатва, то возникают 
пять органов чувств, пять органов 
действия(руки, ноги, рот, орган выделения, 
орган деторождения) и "махас" 
- ум человека. Вместе пять манматр, пять 
бхуд, пять органов чувств и пять органов 
действия, махас, аханкара, буддхи, Пракрити 
и Пуруша образуют 25 категорий школы Санкхья.  
Приину человеческих 
страданий санкхьяики видели в непонимании 
того, что подлинное "я" человека 
это Пуруша, а не тело, ум и т.д., как можно 
подумать. Пуруша, находится вне времени 
и пространства, не действует и не подвергается 
воздействию, и следовательно не страдает.  
В дальнейшем Санкхья разделилась на теистическую и материалистическую Санкхью.
Теистическая 
Санкхья 
В теистической санкхье исчезают два основных первоначала - Пракрити и Пуруша и вместо них появляется единственное первоначало - бог "Брахма-Атман"
Материалистическая 
Санкхья 
В материалистической санкхье на первое место выдвигаются материальные первоначала, а именно пять первоэлементов -огонь, вода, земля. воздух и пространство(эфир). Считается, что душа смертна (так же, как и тело), и поэтому душу и самосознание обычно сводили к уму. Для познания окружающего мира и самого человека достаточно пяти органов чувств и ума.
Ньяя 
Oснователям 
философской школы Ньяя 
Чувственное восприятие.
Логический вывод
Знание основанное на авторитете(шабда)
Знание основанное на сравнении(упамана)
Вайшешика 
Подобно ньяикам вайшешики видели причину человеческиз страданий в отсутствии знаний, которые он в свою очередь связывали с познанием действительности, а именно "категорий" действительности Основателем школы Вайшешика считается Канада. Термин "Вайшешика" происходит ои слова "вишеша", что в переводе означает "особенность"(Так как представители школы вайшешика пытались выделить характерные особенности окружающих их предметов, людей и т.д.) Носителями различного рода качеств в учении вайшешиков являются "субстанции", в качестве которых они выделяли:
Пять субстанций в качестве физических первоэлементов - "Огонь", "Вода", "Земля", "Воздух" и "Эфир". Пять первоэлементов состоят из мельчайших, неделимых чувственно невоспринимаемых частиц - ану(атомов, если использовать более привычный древнегреческий термин). Причем атомы единообразны по форме и размерам, но при этом отличаются чувственными качествами - цветом, запахом, вкусом и температурой.
Время
Пространство
Душа
Ум
Гносеология 
вайшешиков 
Вайшешики выделяли в качестве центральных категорий в своем учении о познании категории «всеобщего»(общего) и «особенного»(единичного). Они утверждали что вещи имеют общую природу, благодаря чему мы имеем возможность называть их общем именем. Таким образом, «общее» существует в самих «вещах» В отличие от ньяиков вайшешики признавали только два вида познания - чуственное восприятие и логический вывод. Основным вкладом философской школы Вайшешика в развитие мировой философии и науки является развиваемая ими концепция атомизма, так как они считаются одними из ее основателей.