Философия Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:07, реферат

Краткое описание

Огромное значение на формирование древнеиндийского общества оказало следующее событие. Во второй половине II тысячелетия до н.э. с северо-запада в долину Инда и Ганга вошли первобытно-общинные племена ариев. Именно они оказали существенное влияние на формирование древнеиндийского общества и культуры. Если до этого они были в основном кочевниками и скотоводами, то, придя в Индию, они стали земледельцами. Древнеиндийское общество делилось на 4 варны (касты): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудра. Каждая варна — это достаточно замкнутая социальная группа, которая занимается строго определённой профессиональной деятельностью и браки возможны только между представителями одной варны.

Файлы: 1 файл

философия индии.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Социальное  устройство 

Огромное значение на формирование древнеиндийского общества оказало следующее событие. Во второй половине II тысячелетия до н.э. с  северо-запада в долину Инда и Ганга  вошли первобытно-общинные племена  ариев. Именно они оказали существенное влияние на формирование древнеиндийского общества и культуры. Если до этого они были в основном кочевниками и скотоводами, то,  придя в Индию, они стали земледельцами. Древнеиндийское общество делилось на 4 варны (касты): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудра. Каждая варна — это достаточно замкнутая социальная группа, которая занимается строго определённой профессиональной деятельностью и браки возможны только между представителями одной варны.

Брахманы. Это, кстати, еще имя одно из основных древнеиндийских богов, и еще это вторая часть Вед. Они занимались исключительно умственным трудом. Это варна жрецов.

Кшатрии занимаются воинской деятельностью.

Вайшьи —  земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговцы.

Шудра — самая  низшая варна, ее представители занимаются самым низменным физическим трудом.

Мифологическое  мировоззрение. 

Древнейший литературный и культурный памятник — Веды. Букв. Веды состоят из 4 частей.

 Веды или  Самхиты- это гимны богам. В  первой части Вед (Ригведа) 1028 гимнов.

Также существуют Араньяки (лесные книги), написаны для лесных отшельников;

 Упанишады  (сидеть около) — сидеть около  учителя и получать от него учение. Они во многом состоят из поучений.  

Мировоззрение отражено в Ведах. Они написаны на ведийском санскрите. Первоначально древнеиндийское мировоззрение состояло из 3 частей (троемирие). Верховный бог Индра (царь богов) заведовал воздушным пространством. Агни — бог жрец, заведовал землей. Сурия — бог солнца. Первоначально считалось, что прародитель человечества Ману. Это один из сыновей Сурии. Он дал людям законы, отраженные в Брахманах (книге). Согласно Ведам, человек подобно растениям и животным имеет тело и душу. Тело после смерти погибает, а душа вечна. Причем она потом переселяется в иные тела. Необязательно в человека, может в растение или животное. Первоначально такого рода переселениее душ (Сансара) было неупорядочено, потом древние индийцы его упорядочили в зависимости от поведения человека в предыдущей жизни. Дхарма — закон варн. Если человек хорошо выполняет дхарму своей варны, то его душа потом может переселиться в тело представителя более высокой варны. Если человек ненадлежащим образом выполняет дхарму, то его душа переселится в тело низшей варны. Душы представителей шудры могли попасть в растение или животное. Души брахманов освобождались от переселений, освобождаясь от страданий, связанных с перерождением. Это называется мокша. Воздаяние, которое человек получает, за дела в прошлой жизни подчиняется определенной закономерности, зависящей от выполнения Дхармы. Этот закон воздаяния — карма. Вся индийская философия была занята решением основной проблемы: как спасти человека от страданий, когда его душа пребывает в телесной оболочке.

Философия древней Индии. 

В Индии не было понятия философии. Эквивалент —  даршаны (букв. видение, учение, система).

Астика (ортодоксальные течения, признавали Веды)

Санкхья

Йога 

Ньяя 

Миманса

Виданта

Вайшешика

Настика (не признавали авторитет Вед)

Джайнизм 

Буддизм

Чарвака (локоята)

Джайнизм  

Термин «джайнизм» происходит от санскритского слова «джина», означающего «победитель». Применительно к данному философскому учению «джина» - победитель круга перерождения, а само учение – учение о победе человека над законом кармы. В современной Индии джайнистов всех разновидностей – 0,5 %.  

Основателями  философии джайнизма считаются 24 праведника, нам известны имена лишь двух последних: Паршава и Махавира. Паршава создал общину, в которую  принимались представители трех высших каст (кроме шудр) обоих полов. Для общинников были введены обеты:  

 ахимса (санскр. невреждение, непричинение вреда). По суждению Джайнистов: если  человек причиняет вред какому-то  живому объекту, то он причиняет  вред части единой души, которые  присутствуют в каждом живом  объекте. А следовательно, и  всей единой душе, то есть всему живому в целом.

Основные обеты ,по которым жили Джайнисты:

 правдивость 

 избегание  воровства 

 непривязаность, отрешенность.

Махавира принимал в общину не только аскетов, но и  мирян. Поэтому помимо 4х обетов, он ввел обет целомудрия, требовавший от аскетов и отшельников полного воздержания от интима, а от мирян - соблюдения супружеской верности и ограничения себя в наслаждениях.  
 

  Онтология джайнизма  

Учение о бытие  джайнистов носит дуалистический характер. Все сущее джайнисты делили на:

дживу (санскр. - живое).

К живому относится:

 Огонь, вода, земля, воздух, растения.

Эти перечисленные  составляющие обладают только чувством осязания, тогда как Животные и  человек обладают всеми 5ю чувствами.

Кроме того, джайнисты  считали, что существует вечная (единая) душа («джива»), которая, распавшись на многие части, присутствует во всем живом.

Монахи-отшельники, как правило, ходили, разметая перед  собой дорожки, чтобы не навредить  живому; на рту у них была повязка, чтобы не проглотить живое существо – комара или муху; ночью же они не выходили.

адживу (неживое). Учение носит атомистический характер. Неживое включает в себя:

«пудгала» (материя, состоящая из чувствительно неощущаемых  мельчайших частиц – «ану», что примерно соответствует атомам)

пространство

время

среду, стимулирующую  движение (дхарма) или покой (адхарма).  

  Спасение человека  от страданий  

Основная цель учения – освобождение души человека от страданий – сансары и кармы. Для этого необходимо соблюдение так называемых трех жемчужин:

 придерживаться  правильной веры (то есть основанной  на авторитете 24 праведников) 

 вести правильный  образ жизни(то есть соблюдение  пяти обетов+ смирение, милосердие, честность и т.д.)

 правильно  познавать. (см. дальше)

Учение  о познании 

С точки зрения джайнистов, существует несколько типов знания:

 авторитарное  знание (шрути) 

 противоположное  ему (мати). Оно в свою очередь  делится на:

 непосредственное  познание (получение информации  непосредственно через восприятие  органами чувств и умом как  внутренних, так и внешних объектов)

 сверхнепосредственное  познание (это знание душа достигает,  смыкаясь с предметами познания, не используя ни чувства, ни  ум). Выделяются ступени: 

 Восприятие  отдаленных и мелких объектов.

 Восприятие  мыслей людей (которые относятся к настоящему и прошлому).

 Всевидение.

Миры Джайнистов 

Джайнисты выделяли 5 миров.

Два нижних –  это миры демонов;

средний мир  – это земля, где обитают обыкновенные люди;

над этим миром  возвышается мир богов,

самый верхний  мир – это мир 24 праведников и джинов, которым поклонялись джайнисты.

Последователи джайнистов 

Впоследствии  джайнизм разделился на два течения:

 шветамбара (санскр., букв. - одетые в белое), ведущие  менее аскетичное существование. 

 дигамбара  (санскр., букв. - одетые пространством) – более аскетичны. Эта часть последователей выделяла несколько уровней:

 Необходимо  расстаться с семьей, уйти жить  в лес и жить на подаяние.

 Есть рис  из руки человека 1 раз в день, при этом из одежды носить  только набедренную повязку. 

 Есть рис из руки человека 1 раз в два дня, при этом из одежды не носить даже набедренной повязки.

Буддизм

 Предыстория  

Как и джайнизм, буддизм возник в шестом веке до н.э. Основателем буддизма является реальный исторический персонаж - Будда (Сиддхартха Гаутама). Считается что в это время на севере Индии жило арийское племя шати и правил в нем род Гаутама. У одного из правителей родился сын, которого назвали Сиддхартой, которому было при рождении предсказано, что если он в своей жизни увидет больного, старого человека, мертвого человека и монаха-аскета, то он станет монахом-аскетом. Так как отец Сиддхарты не хотел чтобы это произошло, он создал для своего сына искусственную обстановку, оградив его от всевозможных превратностей реального мира и препятствуя, как он считал, исполнению пророчества. Среди этого окружения Сиддхарта вырос, успел жениться и завести сына, но несмотря на все старания своего отца однажды он все таки увидел последовательно больного, старого человека, мертвого человека и монаха-аскета. Не знавший до этого реального мира, он был поражен страданиями, царящими в нем, настолько, что однажды, переодевшись в одежду слуги, бежал из царского дворца и отправился странствовать, вести аскетический образ жизни и изучать веды, чтобы познать истину. Несмотря на это, в течение своих длительных странствий ему так и не удалось познать истину, и однажды он решил, что сядет у дерева и не сойдет с места до тех пор пока не познает ее. По легенде дерево, под которым сидел, размышляя, Сиддхарта была смоковница. На четвертый день "сидения под смоковницей" на него снизошло просветление и он стал "буддой"(букв. просветленный) В последствии вокруг него собрались ученики и было основано своеобразное буддистское общество.  

Первоначально буддизм представлял собой чисто  философское учение, более того, чисто этическое учение, описывающее как спастись человеку от страданий. Этот "первоначальный" вариант буддизма был отражен в труде, получившем название на языке пале "типитака", на санскрите "трипитака"(Дословный перевод - "три корзины" Название взялось из того, что на языке пале учение Будды было записано на пальмовых листьях, которые в свою очередь были собраны в три корзины)

Суть первоначального  учения Будды 

Будду практически  не интересовали вопросы типа мироустройства или соотношения души и тела, а интересовала в основном проблема спасения человека от страданий. По легенде на четвертый день сидения под смоковницей на него снизошли следующие истины:

 Всякая жизнь  есть страдание. (Какие бы циклы  перерождения не претерпевала душа человека, он продолжает страдать в каждой новой ипостаси)

 Добро и  зло - абсолютные антиподы (Добро  порождает только добро, а зло  - только зло, ненависть не прекращается  ненавистью, прекращается лишь ее  исчезновением) 

"Четыре благородные  истины":

 Жизнь - страдание  (См выше)

 У этих  страданий есть причина и это  - "жажда жизни" 

 Раз есть  причина страданий то должен  существовать путь избавления  от страданий. 

 Такой путь  существует и он восьмеричен  - состоит из восьми частей:

 Правильное  понимание (Имеется в виду понимание 4-х благородных истина)

 Правильная  решимость (Воля преобразовать  свою жизнь в соответствии  с 4-мя благородными истинами)

 Правильная  речь (Избегание в свое речи  клеветы, лжи и привольных выражений) 

 Правильное  действие (Ахимса - непричинение вреда  живому и неворовство) 

 Правильный  образ жизни (Готовность жить  честным трудом)

 Правильное  усилие (Борьба с соблазнами, дурными  желаниями и мыслями) 

 Правильное  направление мысли (Понимание  приходящего характера всего окружающего и отрешенность от всего, привязывающего к жизни)

 Правильное  сосредоточение (4 этапа):

 Ум сосредотачивается  на осмыслении и истолковании 4-х благородных истин 

 Человека  начинает верить в "истины". (При этом уходит беспокойство связанное с исследованием, человека приобретает ощущение счастья)

 Человек освобождается  от ощущения счастья и телесности  вообще 

 Человек приобретает  состояние невозмутимости и безразличия.  Это и есть - "нирвана" (Происходит  от глагола "нирва" - букв. тушить, задувать. Нирвана - исчезновение, конец, полное спокойствие, а также освобождение от перерождений)  

Информация о работе Философия Индии