Философия и наука. Особенности и основные разделы филосовского знания.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:55, реферат

Краткое описание

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно – нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3
1. Возникновение и становление философии как науки………………….4
2.О предмете философии и ее месте в системе научного знания…………….…9
3.Философия как теоретическое ядро мировоззрения……………………….….13
4.Вера и философия………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…16

Файлы: 1 файл

Философия Реферат .doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 

2.      О предмете философии и ее месте в системе научного знания

 

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, фило­софия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакрамен­тальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение че­ловека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, явля­ют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но на­ряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе - мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. [2]

Можно было бы сказать, что философия — это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыс­лящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательнос­тью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, то есть любомудрие.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Он не может согласиться ждать с удовлетворением потребности этой до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид. Что их не существует. Для человека, как разумного существа, бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой – либо смысл и разумную цель, какова природа добра и зла и др. Словом, человек спрашивает не только как, но что, зачем и почему. На эти вопросы у науки нет ответов, точнее она их не ставит и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления. [3]

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а игнорирует эти знания, беря их в самом общем виде, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания, проблемы теории познания и творче­ства, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собствен­ную историю, т.е. историю философии, которая являет собой су­щественную составляющую предмета философии: история филосо­фии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разде­лы образуют некое едино - цельное образование, в котором все со­ставляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет фило­софии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодей­ствия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. [2]

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти выс­шее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее - смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравст­венности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров. Философия — это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирическо­го и теоретического познания действительности имеет дело с опре­деленными понятиями, суждениями, выводами, принципами, зако­нами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже гово­рилось, у философии предмет иной — она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим. [2]

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвер­гаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоян­ный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согла­ситься: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою со­знательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой ис­тории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно - уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

Итак, философия существует и развивается не только в академической, университетской, научной форме, в виде специальных философских сочинений, но и в виде, совсем не похожем на науку форме, например, в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань, искусства выражают порой собственно философские воззрения. [3]

3.      Философия как теоретическое ядро мировоззрения

 

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теорети­ческое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоз­зрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.  В целом мировоззрение можно было бы определить следующим об­разом: это обобщенная система взглядов человека (и обще­ства) на мир в целом, на свое собственное место в нем, по­нимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятель­ности, судеб человечества; совокупность обобщенных науч­ных, философских, социально-политических, правовых, нрав­ственных, религиозных, эстетических ценностных ориента­ции, верований, убеждений и идеалов людей.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно ко­торому истинное бытие принадлежит не материи, а духов­ному началу: разуму, воле. Материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в миро­здании. В рамках только материализма мы в принципе не в состо­янии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие мировоззрения шире понятия философии. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большой степенью научности. [1,2]

 

4.      Вера и философия

 

Проблема ценностей в составе мировоззрения тесней­шим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной по­требности   души,    изящно    оживленной    «теплым    дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дрем­лющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого че­ловека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неуст­ранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойст­венное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравствен­но - психологическая необходимость веры: без нее, как и без дока­зательного знания, жить не только духовно, но и практически не­возможно. Да и никто и не живет — ни самый отъявленный пес­симист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопостав­лять разум и веру или веру и знание как нечто «несовместное». Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо. [2]

Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои силы, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это есть грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее комму­низма. Но разве это — научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в «гениального вождя мучителя всех народов». Что это, как не мифология, атеистическая идея? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, неистовая: это религия идолопоклонства.

В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также не­тленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, она имеет вли­яние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера под­нимает нравственность и ее мотивы на новую, более величествен­ную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают более мяг­кие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусства (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи), холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия. [2]

Когда говорят о религии как форме общественного сознания, то при этом имеют в виду понятия Бога и бессмертия и то, что связано с этими понятиями, поскольку они составляют убеждение всех на­родов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это воз­вышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе (порой дремлющие) чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать, что способствует возвышению чувства истинного досто­инства каждого народа и каждого индивидуума. [1]

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1999. – 272 с.

2.      Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001. – 816 с.

3.      Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии, 1993. - №4.

4.      Философский словарь. – М., 1990.

 

 

 

 

 

 

4

 



Информация о работе Философия и наука. Особенности и основные разделы филосовского знания.