Философия и наука. Особенности и основные разделы филосовского знания.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:55, реферат

Краткое описание

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно – нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3
1. Возникновение и становление философии как науки………………….4
2.О предмете философии и ее месте в системе научного знания…………….…9
3.Философия как теоретическое ядро мировоззрения……………………….….13
4.Вера и философия………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…16

Файлы: 1 файл

Философия Реферат .doc

— 100.50 Кб (Скачать)


      НОЧУ СПО Колледж «УНИВЕРСАЛИЙ».

г. Москва.

 

 

 

 

 

Реферат по курсу: «Философия»

 

 

 

Философия и наука. Особенности и основные разделы философского знания.

 

 

 

 

 

                                      Выполнила: студентка 2 курса.

                                    Милешко Олеся Геннадьевна.

                                           Факультет: Экономика бух учет и                                          контроль

                                              Отделение: Заочно - дистанционное.

                                                        Проверил:

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноярск

2009г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3

1. Возникновение и становление философии как науки………………….4

2.О предмете философии и ее месте в системе научного знания…………….…9

3.Философия как теоретическое ядро мировоззрения……………………….….13

4.Вера и философия………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно – нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности.

Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Является ли философия наукой или нет? «Ее задача – не одна какая – нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связи и единство». Эти слова принадлежат В.С. Соловьеву, и в них содержится ответ на вопрос философии как науки, ведь ее сущность – познание бытия, места человека в этом мире, а любая наука ставит своей целью именно познание каких – либо вопросов мироздания. [4]

 

 

 

 

1.      Возникновение и становление философии как науки

 

Исторические особенности философского мировоз­зрения на уровне мифов и суеверий связаны с низким уровнем освоения человеком действитель­ности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие кон­струкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общест­ва, установления человеком определенных закономерностей, совер­шенствования познавательного аппарата появилась возможность но­вой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно - практический, но и теоретический характер. [1]

На смену образу и символу приходит Логос — разум. Философия и за­рождается как попытка решить основные мировоззренческие про­блемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логиче­ским законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его пре­имущественным вниманием к вопросам отношения человека к пре­восходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастаю­щую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как по­иск мирской мудрости.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означа­ет любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремя­щимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «фи­лософия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «фи­лософия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накоп­ленных человечеством. При этом следует отметить, что именовав­шиеся философией знания древних охватывали не только практи­ческие наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Цен­ность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить |практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Как видим, возникновение философии оз­начало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, иде­алами, надеждами.[4]

Философия унаследовала от мифологии и религии их миро­воззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строе­нии, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на про­тяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение ми­ровоззренческих проблем в зарождающейся философии происхо­дило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оцен­ки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия - это теоретически сформулированное мировоззрение.

Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отноше­ния человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей - Философия — это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит сис­тематизированный, упорядоченный характер. И этот момент суще­ственно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий фи­лософ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки во­обще. Это подтверждается историей. [1]

Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретичес­кие методы исследования, использовать логический инструмента­рий для обоснования своих положений, выработать достоверные, об­щезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что теоретическая форма обосно­вания действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действитель­ности на ранних этапах развития цивилизации называлось филосо­фией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительнос­ти. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. Нам представляется, что слово «отпочкование» не совсем точно характеризует суть этого процесса, поскольку в этот момент происходило не только становление новых форм теоретиче­ского освоения знания — конкретных наук, но и обретение филосо­фией своего нового облика, изменение предмета, метода и функций философии. [1]

В европейской культуре этот процесс проходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опосредованную связь.

Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в системе Аристотеля. Древнегре­ческий философ и ученый выделял: логику - науку о правильном мы­шлении, психологию - науку о душе, физику - науку о природе, ме­тафизику (собственно философию) - учение о первопричинах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой на­ук». И Аристотель не преувеличивал, так как он просто констатировал существовавшее в его время глубокое различие по степени теоретиче­ской зрелости между философией и другими науками.

В античном и средневековом обществах не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в XVI - XVII вв. С это­го времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические ме­тоды исследования. Философия же, базируясь на конкретно-науч­ном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человечес­ких знаний, в формировании единой научной картины мира. [4]

Таким образом, после того, как сформировались самостоятель­ные отрасли научного знания - математика, физика, биология, хи­мия и т. д., философия утратила функцию быть единственной фор­мой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы уни­версального теоретического познания. Философия — это форма по­знания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потен­циал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущ­ности, должны исходить из повседневного житейского опыта и спе­циальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. Философ­ской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, бес­предельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконеч­но превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает миро­воззренческую опору конкретным научным исследованиям, позво­ляет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои пробле­мы.

Итак, универсализм - характерный признак философского спо­соба освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания, или универсальных принципов духовно - нравственной жиз­ни. И это нашло свое отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук». [2]

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообра­зие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относи­тельно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанцио­нализм проявляется в стремлении философов объяснить происходя­щее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм — это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявле­ния субстанции всех вещей. С того момента, когда начались такого ро­да обобщения, мы можем говорить, что появилась философия.

Универсализм и субстанционализм характеризуют особен­ность философии как теоретической формы освоения действитель­ности. Но это совсем не означает, что философия, в отличие от мифо­логии и религии, с самого начала оперирует сложным логическим ап­паратом. Последующее наше знакомство с историей философии убеждает, что философы зачастую используют образы и символы, следовательно, находятся под глубоким влиянием мифологического и религиозного мировоззрения. Специфика философии на самых ран­них этапах ее развития проявляется не в особых средствах выраже­ния своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, кото­рый, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в со­мнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Именно с сомнения и началась фи­лософия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демо­крит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же необходимо предполагает ответ на вопрос: что означает «быть»? Для обыденного, жизненно-практического мировоззрения такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем». [1]

Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни ка­жется само собой разумеющимся, — значит усомниться в правомер­ности и достаточности повседневного, «житейского» подхода к явле­ниям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения.

Философ все ставит под сомнение. Но это не означает, что он стремится разрушить коллективные верования, нравственные ус­тои и т. д. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы прове­рить, насколько прочны эти человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким об­разом, философия с самого начала своего существования имеет ду­ховно - практическую направленность. Вопросы - что такое «быть», что значит «быть»? - ставятся не отвлеченно, всегда ориентируют читателя и слушателя на уяснение места человека в этом бытии. Од­на из важных граней, сторон этого вопроса: что значит быть челове­честву в целом и мне, конкретному человеку в частности; что значит для человека жить; каков смысл и оправдание человеческой дея­тельности?

Постановка главного вопроса о бытии означает, что в фи­лософии определяющее значение имеет решение так называемых смысложизненных вопросов. В соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры народов философия пред­ложила человечеству множество вариантов решения этих вопросов. [3]

Информация о работе Философия и наука. Особенности и основные разделы филосовского знания.