Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:25, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение идей и систем двух выдающихся людей в области философии.
Введение………………………………………………………………..3
1. Деятельность «Я» как начало всего сущего……………………..5
2. Социально-политические взгляды Фихте.…………………………9
3. Натурфилософия Шеллинга………………………………………. 11
4. Философия тождества……………………………………………….. 16
Заключение……………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………………………………..21
3.
Натурфилософия Шеллинга
С
первых самостоятельных шагов в философии
Шеллинг обращался как к истории естествознания,
так и к его современным достижениям. Но
делал это скорее не как естествоиспытатель,
а как натурфилософ; натурфилософия в
свою очередь мыслилась им в качестве
необходимой и органичной части философской
системы. Вот почему из естественнонаучных
и медицинских открытий прошлого и современности
философа особо привлекали и становились
предметом непосредственного осмысления
такие, которые в наибольшей степени отвечали
главным тенденциям шеллингианской системы
и функциям ее натурфилософского раздела.
Натурфилософия же в системе Шеллинга
покоилась на некоторых весьма важных
теоретических предпосылках, которые
касались нового понимания природы, ее
вещей, явлений, отношений. Вслед за Лейбницем
и Кантом и еще более определенно, чем
они, Шеллинг мыслил природу как живую,
одухотворенную, самосозидающую целостность,
как совокупность процессов творчества.
Другими словами, в философии пробил час
диалектического, а не механистического
подхода к явлениям природы и к природе
как целому. Однако и Шеллинг, подобно
своим предшественникам, с трудом внедрял
диалектическое миропонимание в естествознание
и даже в философию природы. Он исходил
из того, что материальная природа формулируется
без участия свободы, «выступает в форме
создания хотя и закономерного, но порождаемого
без какой-либо цели, т.е. такого, что хоть
и получилось в результате слепого механизма,
но представляется таким, словно бы было
создано сознательно». Или: «Своеобразие
природы на том и держится, что в своем
механизме она все же целесообразна, несмотря
на то, что сама в себе является не чем
иным, как слепым механизмом». Для созданий
природы характерны специфические целостность
и необходимость. Растение таково, каково
оно есть: свободное в нем необходимо и
необходимое свободно. В нем еще нет «вековечного
разлада» необходимости и свободы, свойственного
человеку. Противоречие, «заключенное
в одном и том же произведении природы»,
— противоречие между слепым механизмом
и целесообразностью, — не истолковывалось,
согласно Шеллингу, адекватно ни одной
философской системой за исключением
трансцендентального идеализма. Другое
противоречие, над которым бьются и естествознание
и натурфилософия, — между ставшим и бытием
как становлением. Наука, согласно Шеллингу,
имеет своей задачей «конструировать
возникновение фиксированного продукта».
Этому соответствует важнейшая черта
самой природы: она есть противоречие,
одна сторона которого — продуктивность;
ее формы, результаты суть устойчивые
продукты. Их-то и пытается ухватить и
конструктивно воспроизвести естествознание.
Вторая сторона противоречия — становящийся,
исторически развивающийся характер всей
природы: ее продуцирование бесконечно.
И эту сторону имеет в виду естествознание,
которое принимает в расчет активность,
подвижность природы, ее становление и
непрерывное творчество. А функция натурфилософии
состоит как раз в том, чтобы понять обе
противоположности в их единстве и полярности,
удержать их именно как противоречие,
научить естествоиспытателя, да и любого
человека, наблюдающего за природой, видеть
за ставшим — становление, за процессом
вечного продуцирования — возможные фиксированные
природные продукты. Ставшее природы должно
быть также схвачено в его истории. Шеллинг
считал необходимым для натурфилософии
вводить диалектику в природу не извне,
только со стороны философии, но следуя
новым достижениям и идеям самих наук
о природе. В них он искал прежде всего
такие открытия, которые позволили бы
понять природу как Единое, Одно, как Целое,
само по себе Тождественное. На этом пути
Шеллинг пытался опереться на такие природные
явления (и соответственно открытия естествознания),
которые бы наиболее зримо демонстрировали
их внутреннюю подвижность, полярность
природных сил, противоречие устойчивости
и становления — и потому могли быть расценены
как «основания» для всех других форм
природных противоположностей. Отсюда
— совершенно особое внимание, которое
Шеллинг уделил магнетизму. Последний
был расценен не как отдельное и специфическое
явление природы, а как «свойство материи
вообще» и как основополагающая, «подлинная»
категория физики. Отталкиваясь от «полярности»
магнита, Шеллинг развил идею о «законе
полярности», о единстве противоположностей
как первом принципе учения о природе
и, более того, о «всеобщем мировом законе»,
— что сделал не менее, если не более энергично,
чем Гегель, с чьим именем обычно связывают
этот закон диалектики. Не менее впечатляет
то внимание, которое Шеллинг уделил формирующейся
на его глазах области физики, где объединялись
в единое целое магнетизм и электричество
(исследования Гальвани, Риттера, Вольта).
Ибо здесь еще более, чем в сфере магнитных
явлений, Шеллинг мыслил найти опору для
своей диалектики природы с ее тезисами
о единстве природных явлений, о полярности,
о внутренней динамичности и активности
природы, о её «восхождении» по ступеням
активизма. Такими ступенями Шеллинг считал
магнетизм, электричество и химизм. В случае
магнетизма мы видим «полюса» объединенными
внутри одного тела. Электричество — стадия
разделения противоположностей, их «распределения»
в различных телах, их (относительное)
взаимное напряжение. Химизм как стадию
развития природы Шеллинг как бы подгоняет
к первым двум и трактует довольно сложно:
тела относятся друг к другу так, как магнетические
силы; но результатом становится индифференция
тел, как на «электрической» стадии. Переходя
к толкованию живой природы, натурфилософ
Шеллинг прежде всего стремится перекинуть
мостик от неорганических явлений к органическим.
В результате чувствительность организма
он уподобляет магнетизму, раздражимость
— электричеству, воспроизводимость живого
трактуется как аналог «химизма». При
объяснении живой природы Шеллингом снова
движет стремление понять ее единство
и целостность, проявляющиеся во взаимодействии
и взаимозависимости внешне существующих
относительно независимо конкретных организмов.
Необходимо отметить, что главным устремлением
Шеллинга становится экстраполяция свойств
«более высоких» стадий развития природы
на более «низкие»: живое есть для него
символ и образец для неживого, наделенное
духом — прообраз бездуховного, которое
представляется таковым лишь по видимости,
а на деле заключает в себе какой-то зародыш
духовности. Это снова же служит идее изначального
единства природы. Согласно позиции Шеллинга,
на различных ступенях создания видов
и родов проявляется одна и та же бессознательная
деятельность природы. За шестьдесят лет
до Дарвина и за десять лет до Ламарка
Шеллинг выдвигает в предисловии к сочинению
«О мировой душе» идею о том, что последовательный
ряд всех органических существ должен
представлять собой результат постепенного
развития одной и той же организации. В
другом месте он отмечает, что в человеке
это развитие завершается и подытоживается:
«в самом себе человек пробегает всю лестницу
живых существ». Натурфилософия Шеллинга
ведет от материи к человеку, от неживой
природы к царству организмов. Исходный
пункт и результат натурфилософии — тождество
природы и духа, материи и сознания, познающего
духа и наблюдаемой природы. То, что в нас
осуществляет познание, должно быть идентично,
тождественно с тем, что познано. Это тождество
должно облегчить адекватное понимание
природы — а именно такое, которое соответствует
природе и не подчиняет природу человеческому
рассудку. Диалектическое понимание организма
и органического в натурфилософии Шеллинга
отличается оригинальностью и глубиной.
Организм можно рассматривать и как объект,
и как субъект. В качестве объекта его
определяет природа. Как субъект организм
не подпадает под простое влияние механизма
и химизма, и физика не является решающей
наукой для познания органики, для адекватного
познания феномена жизни. Организм в интерпретации
Шеллинга предстает как отношение реальности
и первообраза или, конкретнее, материи
и «света» — отношение, которое проявляется
в разных формах, когда преобладает влияние
реального принципа (свет только «встраивается»
в материю) или когда перевешивает принцип
идеальный (свет «растворяется» в материи).
Во втором случае и имеет место так важное
для Шеллинга тождество. В натурфилософии
Шеллинга заметное место занимает интерпретация
медицины и ее открытий, ибо медицине придается
статус высшего пункта естествознания
(«врачебная наука — это крона и цвет всего
естествознания»). Он ратует за философскую
обработку медицинских дисциплин, за научную
классификацию болезней и методов их лечения.
Исследователи показали, что Шеллинг досконально
знал медицинские открытия своего времени.
Натурфилософия — одно из выдающихся
достижений раннего Шеллинга. Её расцвет
совпадает с заметным оживлением — на
рубеже веков и в первые два десятилетия
XIX в. — интереса мировой культуры к наукам
о природе и к медицине. Под влиянием Шеллинга
так или иначе находились известные естествоиспытатели
и ученые-медики его времени, например
Риттер, Эшенмайер, Штеффенс, Эрстед, Трокслер,
Окен, Карус. Другие ученые и медики, признавая
шеллингианское воздействие на естествознание,
напротив, сетовали на засилье философско-метафизических
воззрений даже в конкретных научных исследованиях,
не говоря уже о теоретических разделах
наук о природе и медицины. Однако по мере
того, как социальные процессы (отмена
крепостного права, наполеоновское нашествие,
объединение Германии) выступали на первый
план, угасал и интерес к натурфилософии.
Другие проблемы станут волновать и самого
Шеллинга — на смену прежней, ориентированной
на природу и естествознание модели системы
придет новая, где с разумом и наукой станут
соперничать вера, откровение, художественное
созерцание, мифология, религия. У раннего
же Шеллинга система включала, кроме натурфилософии,
также и тесно связанную с ней трансцендентальную
философию, или трансцендентальный идеализм.
4.
Философия тождества
Такое понимание искусства, точнее эстетического созерцания, постигающего идеальное и реальное в их единстве, ясно подразумевало новое понимание Абсолюта, призванное устранить односторонние представления Канта и Фихте такие как «субъект», «Я», «самосознание» и им подобные. Теперь Абсолют следовало понимать как изначальное тождество Я и не-Я, субъекта и объекта, сознательного и бессознательного, духа и природы. Философия (идеалреализма), следовательно, есть абсолютное знание об Абсолюте, основанное на интуиции как условии любого последующего знания. В «Идее к философии природы» (примечание к изданию 1803 г.) Шеллинг пишет: «Первый шаг в философии и условие, без которого нельзя и приступить к ней, - это интуиция, которая абсолютно идеальна, как и абсолютно реальна, и вообще вне ее может быть только реальность, чувственно обусловленная». Тому, кто лишен такого созерцания, не помогут и доказательства, просто потому что сам Абсолют - условие любого доказательства. И лишь посредством изначального созерцания возможно восхождение к Абсолюту.
Философия,
по мнению Шеллинга, «абсолютная наука»,
ведь различные по генезису и противоречащие
друг другу понятия сходятся в ней в виде
универсальной результирующей. Среди
множества предметов философия имеет
само знание как предмет, которое, следовательно,
не может быть чем-то подчиненным. Из этого
формального определения философии как
безусловного знания вытекает, что ее
занимает лишь абсолютное в необъятной
сфере предметного. А если это так, и Абсолют
раскрывается только через само знание,
то очевиден факт, что уже первая идея
философии молчаливо подразумевает «некоторую
возможную индифферентность абсолютного
Знания к Абсолюту в себе и для себя, основанном
на том, что абсолютно идеальное так же
абсолютно реально». Имя Абсолюту - Разум.
Позиция Канта полностью перевернута.
«Я называю Разумом Разум абсолютный,
- говорит Шеллинг, - поскольку он мыслим
как всеобщая неразличимость объективного
и субъективного. В природе самой философии
элиминировать начисто все, что идет одно
за другим. Различие любой природы доступно
лишь воображению: продуктивное воображение
как трансцендентальная способность вмонтировано
в мышление так, что оно видит вещи, поскольку
последние выражают абсолютный разум».
Очевидно, перед нами синтез Фихте и Спинозы
в форме пантеистического спиритуализма
или спиритуалистского пантеизма. Все
есть Разум, а Разум - это все. И точка зрения
Разума есть точка зрения абсолютного
Знания. Единственно абсолютное Знание
- абсолютное тождество, это нечто простое
одно и просто равное самому себе. Абсолютное
тождество бесконечно, а следовательно,
все, что есть, тождественно. Все, постигаемое
в своей самодостаточности, разрешается
в это «бесконечное тождество»; вне его
ничего нет. Тождество не выходит за пределы
самого себя, но, напротив, все в нем: «Фундаментальная
ошибка любой философии, - пишет Шеллинг,
- состоит в допущении, что абсолютное
тождество реально приходит как бы извне,
и в наших силах понять, как это происходит».
Абсолютная идентичность никогда не перестает
быть, а все, что постигаемо само по себе,
уже не есть феномен абсолютного тождества.
Истинная философия состоит в доказательстве,
что бесконечное не вне себя, а все в нем
- принцип, который из всех философов вполне
понимал лишь Спиноза: Абсолютное тождество
есть «единое целое», вне которого никакая
вещь не существует сама по себе. Это сам
Универсум, совечный Тождеству. Единичное
и феноменальное вытекает из качественной
дифференциации на «субъективное» и «объективно»,
при этом рождается конечное. Нечто, качественно
определившееся, не только остается укорененным
в Тождестве (как в фундаменте), но и связанным
структурно и органично с тотальностью
вещей. Неразличимость, или первоначальное
тождество, раскрывается в двойном феноменальном
ряде «потенций», в том ряде, в котором
преобладает момент субъективности (А),
и ряде, где преобладает объективность
(В). Однако в преобладании А всегда подразумевается
В, и наоборот, так что Тождество сохраняет
свою тотальность при любой дифференциации.
Противоположные направления субъекта
и объекта внутри сохраняющегося Тождества
Шеллинг выразил в виде схемы: Центральный
момент призван обозначить равновесие
и абсолютную неразличенность субъекта
и объекта. Левый символ указует на преобладание
субъективности (+), правый - на объективность.
Сравнив, к примеру, эти два полюса с полюсами
электрической сети, мы лучше поймем смысл
шеллингианского принципа Тождества.
Ясно, что самое трудное в этом новом подходе
Шеллинга - объяснить, как и почему из «бесконечного
тождества» возникают различия и конечное.
Иногда Шеллинг ищет выход из этих затруднений
в платоновской теории Идей. В Разуме,
понятом как абсолютное Тождество и единство
всеобщего и особенного, существуют некие
партикулярные единства (Идеи), они и становятся
причинами конечных вещей. Но в Абсолюте
все Идеи пребывают во всех, в чувственном
же мире они разделены. Шеллинг считает,
что в чувственном мире вещи таковы только
для нас, т. е. только для нашего эмпирического
сознания. Решая сложнейшую проблему происхождения
конечного из бесконечного, Шеллинг не
счел возможным принять ни креационизм
(объясняющий все конечное как рожденное
свободной волей Творца), ни спинозизм
(почти аннулирующий конечное, представляющий
доидеалистическую позицию). Ему больше
импонирует античное гностическое (уже
усвоенное немецким мистицизмом) представление.
В соответствии с ним существование вещей
и их возникновение предполагают изначальное
«падение» и «отделение» от Бога.
Заключение
Философия Канта оказала колоссальное стимулирующее воздействие на всю последующую европейскую и, в особенности, немецкую мысль. Характер кантовской постановки проблем философии и их решения вызвали сильное желание лучше выразить подлинные завоевания его мысли и преодолеть свойственные ему ошибки. Первым, кто предпринял такую попытку был И. Фихте.
Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф. Шеллинг (1775-1854 гг.). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта.
Абсолютный
субъект в системе Шеллинга превращается
в божественное начало мира, абсолютное
тождество субъекта и объекта, точку «безразличия»
их обоих. Возникновение из этого первоначального
тождества всего многообразия определений
этого мира есть «творческий акт», который
будучи непознаваемым для разума, является
предметом особого рода иррационального
познания - интеллектуальной интуиции.
Такая интуиция недоступна всем смертным,
она дана лишь особо одаренным людям, гениям.
По Шеллингу, интеллектуальная интуиция
есть высшая форма философского творчества
и служит тем инструментом, при помощи
которого возможно саморазвертывание
тождества.
Список
используемой литературы
1. Виндельбанд В. История новой философии: В 2 т. М., 2000.
2. Фридрих Шеллинг: pro et contra. Творчество Фридриха Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2001.
3. Шеллинг. Сочинения: В 2 т. М., 1989.
4. http://www.philosophy.ru/
5. http://ru.wikipedia.org