Философия Фихте и Шеленга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение идей и систем двух выдающихся людей в области философии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
1. Деятельность «Я» как начало всего сущего……………………..5
2. Социально-политические взгляды Фихте.…………………………9
3. Натурфилософия Шеллинга………………………………………. 11
4. Философия тождества……………………………………………….. 16
Заключение……………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Тема 14.docx

— 109.82 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Тема 14.  Философия Фихте  и Шеллинга  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

     Введение………………………………………………………………..3

  1. Деятельность «Я» как начало всего сущего……………………..5
  2. Социально-политические взгляды Фихте.…………………………9
  3. Натурфилософия Шеллинга………………………………………. 11
  4. Философия тождества……………………………………………….. 16

     Заключение……………………………………………………………..20

     Список  используемой литературы………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Целью данной работы является рассмотрение идей и систем двух выдающихся людей  в области философии.

     

     

     Первым  является Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте (19 мая 1762 — 27 января 1814)— немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и германского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. 

     

     

     Второй  не менее интересен. Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Деятельность «Я» как начало всего сущего 

     Важный  шаг в пересмотре кантовского учения осуществил И.Г. Фихте, указав на противоречивость понятия вещи в себе и на необходимость его устранения из критической философии как реликта догматического мышления. По Фихте, из чистого Я трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект тем самым превращается в абсолютное начало всего сущего - абсолютное Я, из деятельности которого должна быть выведена вся полнота реальности, весь объективный мир, именуемый Фихте «Не-Я». Таким образом понятый субъект по существу встает на место божественной субстанции классического рационализма: известно, что в юности Фихте увлекался философией Спинозы.

     Фихте исходит из кантовского трансцендентализма, т.е. обсуждает проблему знания, а не бытия. Главный вопрос кантовской «Критики чистого разума» - как возможны синтетические априорные суждения ?, т.е. как возможно научное знание - остается центральным и у Фихте. Поэтому Фихте называет свою философию «учение о науке». Наука, согласно Фихте, отличается от ненаучных представлений благодаря своей систематической форме. Однако систематичность - необходимое, но не достаточное условие научности знания: истинность всей системы базируется на истинности ее исходного основоположения. Это последнее, говорит Фихте, должно быть непосредственно достоверным, т.е. очевидным; очевидность, с точки зрения немецкого философа, - главный критерий истины. Такое самоочевидное положение должно составлять фундамент самого человеческого сознания, источника и носителя всего остального знания.

     Как в свое время Декарт в поисках  самого достоверного принципа обратился к нашему Я («мыслю, следовательно, существую»), так же точно поступает и Фихте. Самое достоверное в нашем сознании, говорит он, - это самосознание: «Я есмь», «Я есмь Я». Акт самосознания - уникальное явление: по словам Фихте, он есть действие и одновременно продукт этого действия, т.е. совпадение противоположностей - субъекта и объекта, ибо в этом акте Я само себя порождает, само себя полагает.

     Однако  при всем сходстве исходного принципа Фихте с картезианским между  ними есть и существенное различие. Действие, которым Я рождает само себя, есть, согласно Фихте, деяние свободы. Поэтому и суждение «Я есмь» - не просто констатация некоторого наличного факта, как, например, суждение «роза красна», а как бы ответ на призыв, на требование – «будь!» - сознай свое Я, сознай его как некую автономную реальность актом осознания-порождения и тем самым войди в мир свободных, а не просто природных существ. Это требование апеллирует к воле, а потому в суждении «Я есмь Я» выражается та самая автономия воли, которую Кант положил в основу этики. Философия Канта и Фихте - это идеализм свободы, этически ориентированный идеализм.

     Однако  у Фихте нет того водораздела, который Кант проводил между миром  природы, где царит необходимость, закономерность, изучаемая наукой, и миром свободы, основу которого составляет целесообразность. В абсолютном Я Фихте теоретическое и практическое начала совпадают, и природа оказывается  лишь средством для осуществления  человеческой свободы, утрачивая тот  остаток самостоятельности, который  она имела в философии Канта. Активность, деятельность абсолютного  субъекта становится у Фихте единственным источником всего сущего. Мы только потому принимаем существование  природных объектов за нечто самостоятельное, что от нашего сознания скрыта та деятельность, с помощью которой эти объекты  порождаются; раскрыть субъективно-деятельное начало во всем объективно сущем - такова задача наукоучения Фихте. Природа, по Фихте существует не сама по себе, а ради чего-то другого: чтобы осуществлять себя, деятельность Я нуждается в некотором препятствии, преодолевая которое она развертывает все свои определения и, наконец, полностью осознает себя, достигая тем самым тождества с самой собою. Такое тождество, впрочем, не может быть достигнуто на протяжении конечного времени: оно является идеалом, к какому стремится человеческий род, никогда полностью его не достигая. Движение к такому идеалу составляет смысл исторического процесса.

     В своем учении Фихте выразил убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету лежит в основе теоретически-созерцательного отношения к нему. Фихте доказывал, что человеческое сознание активно не только тогда, когда оно мыслит, но и в процессе восприятия, когда оно, как полагали французские материалисты (а отчасти еще и Кант) подвергается воздействию чего-то вне его находящегося. Немецкий философ полагал, что для объяснения процесса ощущения и восприятия не следует ссылаться на действие «вещей в себе», а необходимо выявить те акты самодеятельности Я (лежащие за границей сознания), которые составляют невидимую основу «пассивного» созерцания мира.

     Уже у Канта понятие трансцендентального субъекта не совпадает ни с индивидуальным человеческим субъектом, ни с божественным умом традиционного рационализма. Не менее сложным является исходное понятие учения Фихте - понятие «Я». С одной стороны, Фихте имеет в виду Я, которое каждый человек открывает в акте саморефлексии, а значит, индивидуальное, или эмпирическое, Я. С другой - это некая абсолютная реальность, никогда полностью не доступная нашему сознанию, из которой путем ее самораскрытия-саморазвития порождается весь универсум и которая поэтому есть божественное, абсолютное Я. Абсолютное Я - это бесконечная деятельность, которая становится достоянием индивидуального сознания только в тот момент, когда она наталкивается на некоторое препятствие и этим последним ограничивается. Но в то же время, натолкнувшись на границу, на некоторое Не-Я, деятельность устремляется за пределы этой границы, затем снова наталкивается на новое препятствие и т.д. Эта пульсация деятельности и ее осознавания (остановки) составляет саму природу Я, которое, таким образом, не бесконечно и не конечно, а есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и божественного, индивидуального и абсолютного Я. В этом и состоит исходное противоречие Я, развертывание которого и составляет, по Фихте, содержание всего мирового процесса и, соответственно, отражающего этот процесс наукоучения. Индивидуальное и абсолютное Я у Фихте то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются; эта "пульсация" совпадений-распадений - ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Вместе с самосознанием («Я есмь») полагается и его противоположность - Не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно, согласно Фихте, только путем ограничения ими друг друга, т.е. частичного взаимоуничтожения. Но частичное взаимоуничтожение противоположностей означает, что Я и Не-Я делимы, ибо только делимое имеет части. Весь диалектический процесс имеет целью достижение такой точки, в которой противоречие было бы разрешено, и противоположности - индивидуальное и абсолютное Я - совпали. Однако полное достижение этого идеала невозможно: вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к нему. Тождество противоположностей - Я и Не-Я, мышления и бытия есть предмет стремлений, который никогда полностью недостижим. Именно этот пункт учения Фихте - недостижимость тождества противоположностей - стало предметом критики его младших современников - Шеллинга и Гегеля. Эта критика велась обоими с позиций объективного идеализма, который, впрочем, они обосновывали по-разному.

    2. Социально-политические взгляды Фихте  

     Будучи  поглощен решением  извечных для философии онтологических и гносеологических проблем, Фихте не оставлял вне своего внимания проблемы социологические, активнейшим образом откликался на, как говорится, «злобу дня». Он откликнулся на события и последствия Французской буржуазной революции 1789 года. В период пребывания в Иенском университете он пишет и публикует  «Основы естественного права в свете Наукоучения» (1796), «Система теории этики в свете Наукоучения» (1798), «О предназначении ученого» (1794), «Назначение человека» (1794), «Замкнутое торговое государство» (1800) и другие.

     Фихте определял общество как «целесообразную  общность», в известной мере повторяя теорию общественного договора Жан Жака Руссо (1712 - 1778).  Основная и единственная задача общества - обеспечение благосостояния и свобод своим гражданам, усовершенствование рода человеческого. В этом плане он  высказывается в пользу революции против тирании монархии, которая противоречит «общественному договору». Он пишет: «Всякий, считающий себе господином других, сам раб! Если он не всегда действительно является таковым, то у него все же рабская душа, и перед первым попавшимся более сильным, который его поработит, он будет гнусно ползать на коленях.» Как сильно и справедливо сказано! Философ выступал  за уничтожение сословных привилегий, ликвидацию крепостничества, за свободу личности и, особенно, за  право на личное мировоззрение, за свободу совести.

     В период оккупации войсками Наполеона  Германии,  унижения немецкого народа, Фихте мужественно, талантливо и безжалостно выступил со своими «Речами к немецкой нации». Он призвал немцев к объединению и отпору агрессору. Это был не только призыв, а и философская разработка проблем особенностей национальной культуры и ее места в национальной независимости народа. «Речи» Фихте буквально пробудили сознание немецкого народа, подняли его на борьбу против агрессора, способствовали сплочению всего немецкого народа. Фихте стал  одним из наиболее видных национальных героев Германии. Следует сказать, что борьба за пробуждение национального самосознания немцев иногда  приводила Фихте к высказыванию пренебрежительных суждений о других народах и таким образом была превращена фашистами  в один из исторических источников теории «арийской расы». Так, Фихте требовал беспощадной борьбы с польским языком на подвластных немцам территориях.  В этом плане он поощрял истребление польского языка во владениях князя Бюлова: «Раз народ перестал управлять самим собой, он обязан также отказаться  от своего языка и слиться со своим победителем» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия Фихте и Шеленга