Философия Джорджа Беркли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:30, реферат

Краткое описание

В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - «изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится».

Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, обзор его главных трудов и содержащихся в них идей.

Файлы: 1 файл

реферат по онтологии.docx

— 33.29 Кб (Скачать)

     Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы) не находятся  в самих вещах, но представляют собой  силы, выражающие в нас различные  ощущения своими первичными качествами.

     Например, мы считаем снег белым и холодным по ощущениям, которые он в нас  вызывает. Но если глаза не будут  видеть цвета, а рецепторы не будут воспринимать холода - все сведется к своим причинам - к объему, плотности, движению частиц. Об одном и том же предмете можно сказать, что он теплый и холодный (в разных ситуациях). Все это связано с тем, что между ощущением и самим предметом существует несколько промежуточных посредствующих звеньев, преломляющих воздействие от внешнего объекта. Ощущение, например цвета, появляется не в рецепторах, а в коре головного мозга. Ощущение может возникнуть и под воздействием воспоминания или образов, фантазий, благодаря логическим и ассоциативным связям.

     Но  подобное рассмотрение качеств Локком - было подвергнуто критике со стороны Дж. Беркли, который утверждал обратное: для человека как раз важны не абстрактные отвлеченные качества, а конкретный вкус вишни или белый цвет цветущей вишни с ее запахом, без которых данный предмет вовсе теряет свои свойства. Поэтому у Беркли первичными качествами считаются именно такие качества.

     В целом в философии выделялись направления, которые придавали  чувственному познанию основополагающее значение (сенсуализм, эмпиризм), и направления, которые ставили это познание на ступень ниже, после разумного  познания (рационализм).

Рациональное  познание, мышление.

 

     Рациональное  познание наиболее полно и адекватно  выражено в мышлении.

     Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и  опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе  абстракции (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).

     Мышление  человека - не чисто природное его  свойство, а выработанная в ходе истории функция социального  субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная  их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием  труда, практики. Именно уровень и  структура последней обуславливают  в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие  логических «фигур» и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием  практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состояния и т.п.).

     Исходя  из древней философской традиции, восходящей к античности, следует  выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Главная функция  рассудка - расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без  рассудка, он необходим всегда. Рассудок - это обыденное повседневное житейское  мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.

     Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышления может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся готовой системы знания. Переход разума в рассудок связан, прежде всего, с процедурой формализации и перехода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума. Формы мышления - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику объективного мира. Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.

     Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них  особенно важную роль играет интуиция - способность прямого, непосредственного  постижения истины без предварительных  логических рассуждений и без  доказательств.

Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и  дискурсивной сторон познания русские  философы - интуитивисты. С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рационального  с противоположным ему моментом - иррациональным, «верховенство подлинного знания) отдает последнему. Познание как  единство чувственного и рационального  тесно связаны с пониманием, которое  является основным понятием герменевтики - одного из наиболее влиятельных направлений  современной философии.

 

Заключение.

 

     Джордж  Беркли вошел в историю философской мысли как один из наиболее ярких представителей идеализма.

     Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. Для этих целей он использовал номиналистические принципы, установленные Уильямом Оккамом. Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи. Для него нет более отвлеченного, более абстрактного понятия, чем бытие как таковое, чем понятие носителя качеств как чего-то отличного от самих качеств как субстанции. Основой берклианского отрицания материи служит его номиналистически-сенсуалистская концепция познаваемости: наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи, поскольку материя как субстанция не есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего-либо, не есть «идея».

     Основное  положение философии Беркли состоит  в полном отождествлении свойств  предметов с ощущениями этих свойств  человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются  им как некие комбинации различных  ощущений, идей, существующих только в  сознании человека. Существовать для  вещей значит быть воспринимаемыми.

     В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще. В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.

     Суммируя  вышесказанное, можно сказать, что  учение Беркли о бытии есть идеалистический  монизм, полагающий единство мира в  его духовности.

Прежде  всего, Беркли стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие в борьбе двух философских лагерей. Он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования.

     Берклианство - это начальная и одновременно классическая форма субъективного идеализма Нового времени, главный его источник, в последовавший затем период упадка буржуазной философии.

     Методологически вся западноевропейская и американская мысль ХХ столетия за исключение неотомизма, экзистенциализма, неореализма и  близких к ним по духу течений  восходит, так или иначе, к Берклиевой эпистемологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

 
  1. http://instruct11.narod.ru/FILOSOFIE/Files/38.html
  2. http://www.utm.edu/research/iep/b/berkeley.htm
  3. http://skeptik.dp.ua/lib/fil/berkly.htm
  4. http://philos.nsu.ru/classics/histphil_2.html
  5. Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма // Беркли Дж.
  6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.
  7. История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов- на-Дону: Феникс, 1999. - 576с.

Информация о работе Философия Джорджа Беркли