Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:30, реферат
В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - «изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится».
Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, обзор его главных трудов и содержащихся в них идей.
Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы) не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, выражающие в нас различные ощущения своими первичными качествами.
Например, мы считаем снег белым и холодным по ощущениям, которые он в нас вызывает. Но если глаза не будут видеть цвета, а рецепторы не будут воспринимать холода - все сведется к своим причинам - к объему, плотности, движению частиц. Об одном и том же предмете можно сказать, что он теплый и холодный (в разных ситуациях). Все это связано с тем, что между ощущением и самим предметом существует несколько промежуточных посредствующих звеньев, преломляющих воздействие от внешнего объекта. Ощущение, например цвета, появляется не в рецепторах, а в коре головного мозга. Ощущение может возникнуть и под воздействием воспоминания или образов, фантазий, благодаря логическим и ассоциативным связям.
Но подобное рассмотрение качеств Локком - было подвергнуто критике со стороны Дж. Беркли, который утверждал обратное: для человека как раз важны не абстрактные отвлеченные качества, а конкретный вкус вишни или белый цвет цветущей вишни с ее запахом, без которых данный предмет вовсе теряет свои свойства. Поэтому у Беркли первичными качествами считаются именно такие качества.
В целом в философии выделялись направления, которые придавали чувственному познанию основополагающее значение (сенсуализм, эмпиризм), и направления, которые ставили это познание на ступень ниже, после разумного познания (рационализм).
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление
- осуществляющийся в ходе практики
активный процесс обобщенного и
опосредованного отражения
Мышление
человека - не чисто природное его
свойство, а выработанная в ходе
истории функция социального
субъекта, общества в процессе предметной
деятельности и общения, идеальная
их форма. Поэтому мышление, его формы,
принципы, категории, законы и их последовательность
внутренне связаны с историей
социальной жизни, обусловлены развитием
труда, практики. Именно уровень и
структура последней
Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда. Рассудок - это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.
Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышления может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся готовой системы знания. Переход разума в рассудок связан, прежде всего, с процедурой формализации и перехода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума. Формы мышления - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику объективного мира. Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.
Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Своеобразно
толковали соотношение
Джордж Беркли вошел в историю философской мысли как один из наиболее ярких представителей идеализма.
Философское
учение Джорджа Беркли направлено на опровержение
материализма и обоснование религии. Для
этих целей он использовал номиналистические
принципы, установленные Уильямом Оккамом.
Идеалистически переработав номинализм
и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о
несуществовании материи. Для него нет
более отвлеченного, более абстрактного
понятия, чем бытие как таковое, чем понятие
носителя качеств как чего-то отличного
от самих качеств как субстанции. Основой
берклианского отрицания материи служит
его номиналистически-
Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми.
В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще. В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности.
Прежде всего, Беркли стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие в борьбе двух философских лагерей. Он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования.
Берклианство - это начальная и одновременно классическая форма субъективного идеализма Нового времени, главный его источник, в последовавший затем период упадка буржуазной философии.
Методологически
вся западноевропейская и американская
мысль ХХ столетия за исключение неотомизма,
экзистенциализма, неореализма и
близких к ним по духу течений
восходит, так или иначе, к Берклиевой
эпистемологии.