Философия Джорджа Беркли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:30, реферат

Краткое описание

В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - «изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится».

Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, обзор его главных трудов и содержащихся в них идей.

Файлы: 1 файл

реферат по онтологии.docx

— 33.29 Кб (Скачать)

Введение.

 

     Джордж  Беркли - мыслитель XVIII века. Он жил и  работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса  и великих научных открытий, проливавших  свет на природу мира, в эпоху, когда  религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая  место научному и философскому мировоззрению.

     Дж. Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром. Ни один философ, ставивший вопрос о  природе человеческого духа и  его отношения к миру, не может  обойтись без учета философских  разработок Беркли. Философия Беркли поставила свой отпечаток на все  последующее развитие идеалистической  мысли. Поэтому философии Беркли посвятили свои исследования многие ученые.

     В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких  представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - «изгнать краеугольный камень материи из системы  атеистов, после чего все здание неминуемо развалится».

     Целью реферата является раскрытие сути философии  Беркли, обзор его главных трудов и содержащихся в них идей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  человеческого знания. 

     Основным  содержанием сознания человека является знание. Знание - результат познавательной деятельности.

     Проблема  познания признана одной из главных  философских проблем. Познание есть деятельность, направленная на получение  нового знания. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого  познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления  о вещах - мнений, к постижению их сущности - истинного знания; рассматривает вопрос о путях достижения истины и о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир.

     В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости  мира, но выражают сомнение в достоверности  знания.

     Основная  проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет  в процессе его познания неизбежно  преломляется сквозь призму наших органов  чувств и мышления. Мы получаем о  нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.

     Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность  познания объективного мира и достижимость истины.

     Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия  и познания. Сторонники релятивизма  исходят из принципа, что все в  мире скоротечно, и то, что вчера  считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Еще большей зыбкости подвержены оценочные суждения.

     Скептическая  мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов: “Кто ясно хочет  познавать, тот должен прежде основательно сомневаться ”.

     Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Как познавательный прием скептицизм выступает в  форме сомнения, а это - путь к  истине. Невежество утверждает и отрицает. Знание сомневается. Говоря о познании, следует обратить внимание на чрезвычайное разнообразие видов или характеров знания.

     Житейское познание и бытовое знание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с  жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника  иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко  тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого.

     Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий  данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.

     К научному познанию также тесно примыкает  практическое знание. Различие между  ними состоит в основном в целевой  установке. Цель научного познания открытие закономерности. Цель практики создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и  т.д.) на основе уже полностью известных  знаний. Преобразуя мир, практика преобразует  человека. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой  в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а  не на понятии. Восприятие художественного  образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего  собой и сферу настоящего, и  сферу прошлого, а иногда и будущего.

     Познание  предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом  которой является все социальное целое. В конечном счете, высший производитель  знания и мудрости - все человечество. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением  и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную  ценность. Таковы, в частности, научные  знания, субъектом которых выступает  сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают  их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история  сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

     Фрагмент  бытия, оказавшийся в фокусе познания, составляет объект познания, становится в определенном смысле “собственностью  ” субъекта, вступив с ним в  субъектно-объектное отношение. В  современной гносеологии принято  различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако, каждая из них “видит” человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д. Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально - исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется. Скептицизм в философском смысле - теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины. Скептицизм возник еще в античной философии, где он был представлен Пироном, Тимоном, Энесилемом и др. и систематизирован Секстом Эмпириком. Скептицизм опирается на различные теоретические предпосылки. Ими могут быть либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний вообще. Скептицизм оправдан в качестве некоторого исходного момента исследования, помогающего ученому непредвзято подойти к изучаемому явлению, отбросить устаревшие предрассудки и догмы. Но в качестве общеметодологического принципа, лежащего в основе теории познания, скептицизм неприемлем, поскольку ведет к отрицанию объективной истины, т.е. познания вещей такими, какими они существуют вне нашего сознания. В обыденном смысле скептицизм - настроение, психологическое состояние, сомнение в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чувственное познание. 

     Чувственное познание осуществляется посредством  органов чувств - зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а  не только биологической эволюции. Органы чувств - это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных  формах. Это ощущения, восприятия и  представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира

     Обычно  выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную - хотя они неразрывно связаны между собой.

     Чувственное познание основано на познавательных способностях человека, связанных с  органами чувств. Слово «чувственный» многозначно. Оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством, как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

     Чувственное познание - это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Органы чувств человека вряд ли можно считать самыми развитыми. В тоже время имеются факты, показывающие большие возможности человеческого организма к чувственно-сенситивному познанию мира. Например, художники способны различать сотни оттенков цветов, дегустаторы - огромное количество оттенков вкуса, музыканты - звуков и т. п. Тем не менее, диапазон воспринимаемых человеком звуков, цветов, запахов довольно ограничен. Это, с одной стороны, позволяет ему свободно ориентироваться и действовать в окружающем его соразмерном ему макромире. А, с другой стороны, эта ограниченность позволяет не перегружать человеческое восприятие незначительными для человеческой жизни подробностями.

     Выделяют  четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое  созерцание), ощущение, восприятие, представление.

Первая  встреча человека с явлениями  окружающего мира — позволяет  ему получить целостное, недифференцированное изначальное впечатление об интересующем объекте. Это впечатление может  сохраниться, но может подвергаться изменению, уточнению, последующей  дифференциации на элементарные ощущения.

     Ощущения - элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и т.д.) Это один способ представления ощущений.

     С материалистической точки зрения, наоборот, ощущение есть не дифференциация изначального впечатления, а оно первым возникает  в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие  той или иной вещи, порождает материальную реакцию организма, одновременно преобразуется  в новое не свойственное самому предмету качество - его субъективный образ.

     В любом случае через ощущения человек  получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных  свойствах.

Далее они образуют цепочку: Ощущение - восприятия - представление.

     В силу активной деятельности человеческого  сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.

     Восприятие - это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания - представление.

     Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

     Впечатление, ощущение, восприятия, представления  только в абстракции можно рассматривать  как последовательные этапы чувственного познания. На самом деле эти процессы сложно взаимосвязаны, и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.

     Вопрос  о чувственном познание и его  формах не прост. Например, в философии  уже давно замечено, что не все  качества объективных предметов  одинаковы в познавательном отношении. Все они могут быть подразделены на «первичные» и «вторичные». В  истории философии эта проблема наиболее основательно была продумана  Дж. Локком в его книге «Опыт  о человеческом разуме» (1690г). Он полагал, что вещам присущи такие качества как форма, протяженность, плотность, число, движение, объем; они присущи  вещам независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Это первичные качества.

Информация о работе Философия Джорджа Беркли