Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:30, реферат
В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - «изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится».
Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, обзор его главных трудов и содержащихся в них идей.
Джордж Беркли - мыслитель XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.
Дж. Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром. Ни один философ, ставивший вопрос о природе человеческого духа и его отношения к миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли. Философия Беркли поставила свой отпечаток на все последующее развитие идеалистической мысли. Поэтому философии Беркли посвятили свои исследования многие ученые.
В
историю философской мысли
Целью
реферата является раскрытие сути философии
Беркли, обзор его главных трудов
и содержащихся в них идей.
Принципы
человеческого знания.
Основным содержанием сознания человека является знание. Знание - результат познавательной деятельности.
Проблема
познания признана одной из главных
философских проблем. Познание есть
деятельность, направленная на получение
нового знания. Человечество всегда стремилось
к приобретению новых знаний. Теория
познания исследует природу
В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.
Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.
Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.
Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из принципа, что все в мире скоротечно, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Еще большей зыбкости подвержены оценочные суждения.
Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов: “Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться ”.
Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это - путь к истине. Невежество утверждает и отрицает. Знание сомневается. Говоря о познании, следует обратить внимание на чрезвычайное разнообразие видов или характеров знания.
Житейское
познание и бытовое знание основывается,
прежде всего, на наблюдении и смекалке,
оно носит эмпирический характер
и лучше согласовывается с
жизненным опытом, чем с абстрактными
научными построениями. Значимость житейского
знания в качестве предшественника
иных форм знания не следует преуменьшать:
здравый смысл оказывается
Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.
К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Цель научного познания открытие закономерности. Цель практики создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир, практика преобразует человека. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда и будущего.
Познание
предполагает раздвоенность мира на
объект и субъект. Субъект представляет
собой сложную иерархию, фундаментом
которой является все социальное
целое. В конечном счете, высший производитель
знания и мудрости - все человечество.
В обществе исторически выделяются
группы индивидов, специальным назначением
и занятием которых является производство
знаний, имеющих особую жизненную
ценность. Таковы, в частности, научные
знания, субъектом которых выступает
сообщество ученых. В этом сообществе
выделяются отдельные индивиды, способности,
талант и гений которых обусловливают
их особо высокие познавательные
достижения. Имена этих людей история
сохраняет как обозначение
Фрагмент
бытия, оказавшийся в фокусе познания,
составляет объект познания, становится
в определенном смысле “собственностью
” субъекта, вступив с ним в
субъектно-объектное отношение. В
современной гносеологии
Чувственное
познание.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств - это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира
Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную - хотя они неразрывно связаны между собой.
Чувственное познание основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно. Оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством, как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.
Чувственное познание - это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Органы чувств человека вряд ли можно считать самыми развитыми. В тоже время имеются факты, показывающие большие возможности человеческого организма к чувственно-сенситивному познанию мира. Например, художники способны различать сотни оттенков цветов, дегустаторы - огромное количество оттенков вкуса, музыканты - звуков и т. п. Тем не менее, диапазон воспринимаемых человеком звуков, цветов, запахов довольно ограничен. Это, с одной стороны, позволяет ему свободно ориентироваться и действовать в окружающем его соразмерном ему макромире. А, с другой стороны, эта ограниченность позволяет не перегружать человеческое восприятие незначительными для человеческой жизни подробностями.
Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление.
Первая встреча человека с явлениями окружающего мира — позволяет ему получить целостное, недифференцированное изначальное впечатление об интересующем объекте. Это впечатление может сохраниться, но может подвергаться изменению, уточнению, последующей дифференциации на элементарные ощущения.
Ощущения - элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и т.д.) Это один способ представления ощущений.
С материалистической точки зрения, наоборот, ощущение есть не дифференциация изначального впечатления, а оно первым возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождает материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое не свойственное самому предмету качество - его субъективный образ.
В любом случае через ощущения человек получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных свойствах.
Далее они образуют цепочку: Ощущение - восприятия - представление.
В силу активной деятельности человеческого сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.
Восприятие - это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания - представление.
Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Впечатление, ощущение, восприятия, представления только в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания. На самом деле эти процессы сложно взаимосвязаны, и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.
Вопрос
о чувственном познание и его
формах не прост. Например, в философии
уже давно замечено, что не все
качества объективных предметов
одинаковы в познавательном отношении.
Все они могут быть подразделены
на «первичные» и «вторичные». В
истории философии эта проблема
наиболее основательно была продумана
Дж. Локком в его книге «Опыт
о человеческом разуме» (1690г). Он полагал,
что вещам присущи такие