Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:57, контрольная работа
Философия – это значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании основных ценностей, целостных представлений о мире, ставя вопрос о нравственном осознание бытия.
Введение 3
1. Философия Китая. Основные школы в китайской философии
2. Индийская философия
3. Основные вопросы философии Древнего Востока
4. Заключение
5. Используемая литература
Учреждение образования
«Солигорский государственный педагогический колледж»
Контрольная работа
по дисциплине «Основы философии»
Тема: Философия Древнего Мира
Вариант 2
Введение
1. Философия Китая. Основные школы в китайской философии
2. Индийская философия
3. Основные вопросы философии Древнего Востока
4. Заключение
5. Используемая литература
Философия – это значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании основных ценностей, целостных представлений о мире, ставя вопрос о нравственном осознание бытия.
Труднообъяснимым
является то обстоятельство, что
примерно в середине I тыс. до
н.э. почти в одно и то
же время в Индии и Китае
возникают первые философские
системы. Начинается
Наиболее известными
и влиятельными оказались
1. Философия Китая. Основные школы в китайской философии.
В Древнем Китае на рубеже 2 – 1 тыс. до н.э. возникли наивно-материалистические идеи о пяти первоэлементах вещей: металле, дереве, воде, огне, земле; о противоположных началах: инь и янь; о естественном пути-дао и других как результат обобщения первоначальных знаний того времени. Однако формирование учений относится к 6 – 5 вв. до н.э. В 7 – 6 вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими сдвигами. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых, железных орудий и инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.
Глубокие политические потрясения – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию – нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии. Наследственная знать по-прежнему цеплялась за религиозные идеи «неба», «судьбы», правда, несколько видоизменяя их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в «небо» или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти «идеальный закон» управления страной, выработать новые правила взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить место отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношения человека с природой, государством и другими людьми.
Подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период 3 – 6 в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени. И именно в этот период приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ: «сторонники учения об инь и ян» натурфилософы), «школа служилых людей» (конфуцианцы), “школа моистов”, «школа номиналистов» (софисты), «школа законников» (легистов), «школа сторонников учения о дао и дэ» - даосистов. Классификацию продолжил Лю Синь (2 в. до н.э.). Она сохранилась в повторении ее Бань Гу (32 – 92 гг. н.э.) в «Истории ранней династии Хань». К названным выше Лю Синь добавил еще четыре школы: «дипломаты» (цзун хэн цзя), «эклектики» (цза цзя), «аграрники» (нун цзя), «литераторы» (сяо шо цзя). Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ, таким образом, равнялось девяти.
Тем не менее, как среди
образованных слоев населения, так
и среди крестьян наибольшую популярность
завоевали две великих
Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551 – 479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге «Беседы и суждения».
Основная тема философствования Конфуция – отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования. «Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер».[33;1 ]
Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью. Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. «Не делай другим того, чего не хочешь получить от других» - один из основных принципов конфуцианства. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей. С точки зрения конфуцианства человеку не нужно спасение, так как у него нет грехов. Можно достичь успеха, следуя принципу «среднего пути» или умеренности во всем.
Даосизм. Это учение Лао-цзы (6 – 5 вв. до н. э.) о дао пути вещей. Основная идея: жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути дао. Дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией ци ( воздух, эфир ) составляет основу мира. В мире все вещи находятся в движении и изменении, в результате все переходит в свою противоположность. В соответствии с этим законом справедливость в конечном счете восторжествует, ибо самые слабые со временем станут сильными и одолеют тех, кто сегодня обладает силой. Человек не должен вмешиваться в естественный ход развития. Кто пытается изменить этот ход. Подчинить его своим личным интересам, тот неизбежно потерпит неудачу. Лао – цзы выступал против произвола знати, призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первобытно – общинной жизни.
Таким образом, подводя итог рассмотрения данного вопроса, можно отметить, что существенная разница между конфуцианством и даосизмом заключается в том, что для достижения идеала даосизм предлагал учение, в основу которого заложена идея пассивности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что человек обязательно должен действовать. Только работая над собой, он может достичь нравственного совершенства. Даосисты это положение учения Конфуция расценивали как преступное вмешательство в деятельность всемогущего дао.
Несмотря на противоположные концепции государственного управления, и конфуцианство, и даосизм, исходя из единого культурного наследия, обладают и некоторыми общими чертами. Все эти школы использовали в более или менее искаженной форме фрагменты учения Хуан-ди, дошедшие до того времени в древнейших памятниках литературы, таких как «Чжоу и» или «Нэй-цзин», «Иньфу-цзин» и др., авторами которых, согласно традиции, считаются Хуан-ди и другие «первопредки». Заметно, что древнекитайских мыслителей не интересовала понятийно-логическая основа знания. Абсолютная реализация обоих систем философских взглядов неминуемо привела бы к застою общества и разрушению государства.
2. Индийская философия.
В Древней Индии философия,
в изобилии носившая там следы
мифологических представлений, возникла
примерно в середине 1 тыс. до н. э, когда
на территории современной Индии
стали формироваться
Брахманизм – это учение
брахманов (священников, жрецов), он основывался
на Ведах, которые считаются священными
книгами, божественным откровением
наподобие Библии. Подлинными знатоками
и толкователями Вед и
Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют:
- Брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед;
- Араньяки– «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях.
Заключительная часть Вед – упанишады – содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.[ 44;2]
В упанишадах развивается тематика Вед:
- идея единства всего сущего,
- космологическая тематика,
- поиск причинно-следственных связей и т.д.
В упанишадах основное внимание
уделяется внутренней стороне бытия
и явлений. При этом главное внимание
уделено человеку, его познанию и,
прежде всего, нравственному
В качестве первоосновы бытия
в упанишадах выступает Брахман
– универсальная, безличная мировая
душа, духовное начало, из которого возникает
весь мир. Брахман тождествен и вместе
с тем противопоставляется
Поэтому важнейшая задача человека (и главная категория упанишад) – освобождение (Мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Таким образом, в философии упанишад каждый человек – «кузнец» своего счастья, вся его судьба зависит от собственного поведения.
Школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря – ортодоксальные и неортодоксальные. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом две основные школы – буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.
Буддизм возник 7 – 5 вв. до н. э. как оппозиция древней жреческой религии брахманизма. Быстро распространялся среди городских низов, однако идеи покорности и примирения способствовали принятию буддизма и господствующими классами. Наряду с христианством и мусульманством буддизм – это одна из мировых религий. По легенде ее основателем является принц Сиддхартхи, или Будда Гаутама. Будда – « просветленный » - жил в 6 в. До н. э. Основные положения буддизма заключаются в следующем:
1.Жизнь исполнена страданий: уже факт рождения необходимо ведет к страданиям;
2.Существует причина
3.Имеется возможность прекращения страданий;
4.Существует путь, идея
по которому, можно избавиться
от страданий: Срединный путь
преодолений крайностей
Цель познания: освобождение
от страданий, что достижимо не в
загробной жизни, а в настоящей.
Прекращение страданий –