Философия досократиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:29, реферат

Краткое описание

Досократики - условное название группы деятелей начального периода философии Древней Греции (VII в. - начало IV в. до н. э.). Условное, потому что многие из известных досократиков действовали после жизни Сократа. Неусловными назывались только потому, что досократы еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию и ограничивались лишь учениями о природе, Космосе, о чувственно- наглядной и объективной реальности. Все эти вопросы решались именно с точки зрения чувствительного Космоса, который состоял из вечного кругооборота стихий.

Файлы: 1 файл

философия. реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)
  1. Ранний – VI – IV вв. до н. э.
  2. Средний (эллинистический) – IV – I вв. до н. э.
  3. Поздний (неопифагореизм) – I – III вв. н. э.

  В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготовку; у них было общее имущество; высоко ценили дружбу. У пифагорейцев много времени уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Общим для большинства из них является понимание числа как первоосновы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел. На пифагореизм среднего и позднего периодов большое влияние оказала философия Платона. В свою очередь, неопифагореизм оказал значительное влияние на неоплатонизм.

  Основными представителями  Пифагорейского союза разных периодов являются Гиппас, Алкмеон, Филолай, Нумений. 

6. Элейская  школа

Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и  работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир , используя, философские понятия предельной общности, такие как «бытие», «небытие», «движение». Если все предшествующие философы всего лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты первыми попытались рационально обосновать и даже доказать свои идеи. У элеатов первых появилась оценка чувственно телесного мира как «неистинного» и «иллюзорного» - ему был противопоставлен «истинный», умопостигаемый мир.

6.1. Ксенофан.

Ксенофан (ок. 565 – 473 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Был родом из г. Колофон, после захвата его родины персами долго скитался, затем осел в г. Элея в Великой Греции, где и стал основателем Элейской школы.

Ксенофана можно назвать  стихийным материалистом. Первооснова  всего сущего у него – Земля. Она  своими корнями простирается в бесконечность. Вода – соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из Земли и Воды. Из Воды возникают облака, из облаков – небесные светила. Луна – это свалявшееся облако. Солнце каждый день новое, оно является скоплением искорок, которое есть воспламенившиеся испарения воды.

 Ксенофан критиковал представления о богах как о существах, подобных человеку. Он верил в единого, неизменного, вечного Бога. Бог есть чистый ум; он является всевидящим, всеслышащим, всезнающим и управляет миром силою своей мысли. По одним источникам, этот бог есть небо в его целостности, по другим – подобен шару и тождественен космосу: он един, вечен, однороден и неизменен.

Основной труд Ксенофана  называется «Силлы» («Сатиры») – сохранилось  только несколько стихотворений.

 

6.2. Парменид.

Парменид (родился примерно в 504-501 гг. до н. э., дата смерти не известна) - древнегреческий философ, родился и жил в г. Элея, учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия. Учение Парменида, изложенное в поэме «О природе», стало основой учения элеатов.

Свое учение Парменид преподносит как откровение, данноеему  богиней Истины (Дике), но, по сути, в  поэме предпринимается попытка  рационального осмысления мира. Центральные  проблемы философии Парменида –  соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать истину можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие существует, а небытие - не существует. Реально существующим Парменид считает только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления. Бытие для Парменида – сплошной неподвижный шар, не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Ведь бытие разделить на части могло бы лишь небытие, а его нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.

 

6.3.Зенон.

 Зенон (ок. 490 – 430 гг. до н.э.), ученик Парменида,  выступил с защитой его учения от возражений со стороны других школ. Из всех его трудов - «Споры», «Против философов», «О природе» - до нас дошли лишь фрагменты.

Зенон доказывал методом  от противного, причем его доказательства были более строгими, нежели у Парменида. Рассуждения Зенона назывались 
«эпихейрема» или «апория». Ему приписывали сорок доказательств единства сущего, и пять - его неподвижности.

Доказывая единство бытия, Зенон рассуждал так, что если бытие множественно, то вещей должно быть ровно столько, сколько их есть, то есть, ограниченное количество. Но если вещей много, то между каждыми двумя вещами может находиться еще одна, а между ними – еще одна, и т.д. до бесконечности, а это значит, что вещей бесконечно много.

Наиболее знаменитые апории Зенона против движения - это "Дихотомия", "Стрела", "Ахиллес и черепаха", "Стадион". Первые две апории доказывают, что движение не может ни начаться, ни закончится при допущении бесконечной делимости пространства, вторые две – при допущении его прерывности. В "Дихотомии" движущийся предмет не может начать движение и пройти некий отрезок, так как, чтобы дойти до его конца, ему необходимо дойти до середины, а до этого – до середины середины, и т.д., то есть, пройти бесконечное множество точек, что невозможно. Апория "Стрела" доказывает, что летящая стрела покоится, так как она неподвижна в каждый момент времени. Все эти рассуждения Зенона вызвали в древности большое замешательство.

 

7. Эмпедокл.

Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.) – древнегреческий философ  родом из Акраганта (Сицилия); учился у элеатов: Ксенофана и Парменида. Известен как эпический поэт, оратор, врач, инженер, и философ. Многие его современники считали Эмпедокла живым богом. Желая, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на небо, Эмпедокл, чувствуя приближение смерти, бросился в жерло вулкана Этна.

Эмпедокл, как и большинство  его предшественников, -стихийный  материалист. Но если они были монистами, то Эмпедокл – плюралист: у него все четыре традиционные стихии являются началами мироздания. Стихии пассивны, все происходящее в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды. Любовь – причина единства и добра, Вражда – множественности и зла. Изменение в мире – результат вечной борьбы Любви и Вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила.

Основными трудами Эмпедокла – это «Очищение», «О природе» - сохранились фрагменты.

                                           

 

 

8. Анаксагор.

Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н. э.) – древнегреческий философ  родом из г. Клазомены. «О природе» считается  его основным трудом.

 По Анаксагору, первоначала бытия – гомеомерии, «семена всех вещей»; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определенного качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходящий принцип Анаксагора – «все есть во всем». Это значит, что любая вещь содержит в себе гомеомерии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомеомерии, определяется тем, каких гомеомерии в ней больше. Изменение, превращение вещи связано с тем, что в ней одни гомеомерии заменяются на другие. Но этот принцип относится и к самим гомеомериям. Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерий и содержит в себе гомеомерии всех качеств. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из еще более мелких.

Анаксагор утверждал, что  гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только движет мир, но и познает его.

 

9. Атомизм.

Атомистическое учение было основано двумя философами - Левкиппом  и Демокритом. О жизни первого  из них известно мало, годы его жизни не установлены, и это дало основание некоторым ученым сделать вывод, что 
Левкипп вообще не существовал, хотя эта точка зрения, скорее всего, неправильная. Их учения трудно разделить, так как они обыкновенно упоминаются совместно и, вероятно, некоторые из работ Левкиппа были впоследствии приписаны Демокриту. Считается, что Левкипп акцентировал внимание на атомах, космологии и космогонии, Демокрит - на «малом мирострое», то есть, человеке. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) родился в г. Абдеры, ему приписывают около 70 сочинений, однако ни одно из них до нас не дошло.

Согласно атомистам, существует два первоначала: бытие и небытие, причем «небытие существует нисколько  не меньше, чем бытие». И бытие, и  небытие беспредельны, они так же не переходят друг в друга. Небытие трактовалось как пустое пространство, внутри которого находится бытие – материя, состоящая из бесконечного числа атомов. Атомы разделены пустотой, которая не оказывает на их никакого влияния. Вещи состоят из атомов, поэтому возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение – изменением их порядка и положения. Атомы - это чувственно невоспринимаемые из-за их малого размера абсолютно плотные частицы. Атомы неделимы вследствие отсутствия внутри них пустоты и их малых размеров, вечны, неизменны, не имеют частей, не превращаются друг в друга, их плотность одинакова. Атомы бескачественны, они не обладают так называемыми вторичными качествами – звуком, вкусом, запахом, цветом и т.д.; все эти свойства возникают вследствие взаимодействия первичных качеств атомов (формы, величины, а так же их движения) и органов чувств. Движение присуще атомам как вечное свойство; сталкиваясь, они изменяют направление своего движения. Существует бесконечное число, как самих атомов, так и их форм; этим и объясняется огромное разнообразие явлений. Атомы отличаются также порядком, положением и температурой, - сферические атомы, из которых состоит огонь, самые горячие.

Атомисты учили, что  мир в целом - это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, чье число беспредельно. Миры возникают самопроизвольно, естественным образом. Плотность атомов в пустоте различна, и там, где их скапливается много, они, сталкиваясь, образуют вихрь, из которого возникают земля и небо. Тяжелая материя скапливается в центре, легкая – на периферии. Земля – неподвижный центр мира; звезды принадлежат к нашему миру. Каждый мир замкнут, шарообразен и покрыт особой оболочкой. Миры переходящи, они возникают и гибнут.

Согласно Демокриту, живое возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Атомисты уподобляли микрокосм (животных и человека) макрокосму: человек и животные, как и планеты, состоят из атомов и пустоты, а природа и космос в определенной степени одушевлены. Носители одушевленности и теплоты - сферические атомы - рассеяны всюду; в человеке их концентрация наибольшая. Смерть фактически означает выход таких атомов из тела человека, а потому загробной жизни нет. Демокрит считал, что самостоятельно развились от звероподобного состояния к разумному.

Демокрит различал существующее "в действительности" и "в общем мнении". В действительности существуют лишь атомы и пустота, все остальные качества мира (цвет, звук, запах и т.д.) возникают в наших органах чувств. Однако одни и те же атомы вызывают в нормальных человеческих органах одни и те же ощущения, поэтому вторичные качества мира в определенной степени объективны. Демокрит так же говорил о двух видах познания – чувственном и разумном и развил особую теорию ощущений.

Главный закон мироздания атомистов гласил: "Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости". Ничто не происходит случайно, а  порождается некой причиной, причем причина определяет следствие с  необходимостью. Поэтому случайность субъективна, случайно то, причину чего мы не знаем. Известно, что Демокрит так же развил этические и социальные учения.

 

Заключение.

В своих работах почти  все досократики уделяли большое  внимание природе, космосу. Вопрос о  первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон и архе. Одни философы (натурфилософы или фисиологи) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания.

Таким образом, досократовские школы положили начало формированию философии. Именно в них впервые  были заданы вопросы о сущности бытия, об устройстве вселенной, о чувственном  и разумном восприятии, о соотношении бытия и мышления.

 

 

 

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………….………..1
  2. Милетская школа………………………………………………………..2

2. 1. Фалес……………………………………………………….……..2-3

2. 2. Анаксимандр……………………………………………….……..3-5

2. 3. Анаксимен………………………………………………...………5-6

3. Эфесская школа. Гераклит…………………………………….……..….7-8

4. Пифагореизм. Пифагор…………………………………….……...….…8-9

5. Пифагорейский союз………………………………………...………....9-10

6. Элейская школа…………………………………………………………...10

      6. 1. Ксенофан………………………………………………………..10-11

      6. 2. Парменид………………………………………………………..11-12

      6. 3. Зенон………………………………………………….…………12-13

7. Эмпидокл……………………………………………………….…………13

8. Анаксагор………………………………………………………………….14

9. Атомизм………………………………………………......……………14-16

Информация о работе Философия досократиков