Философия досократиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:29, реферат

Краткое описание

Досократики - условное название группы деятелей начального периода философии Древней Греции (VII в. - начало IV в. до н. э.). Условное, потому что многие из известных досократиков действовали после жизни Сократа. Неусловными назывались только потому, что досократы еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию и ограничивались лишь учениями о природе, Космосе, о чувственно- наглядной и объективной реальности. Все эти вопросы решались именно с точки зрения чувствительного Космоса, который состоял из вечного кругооборота стихий.

Файлы: 1 файл

философия. реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

1. Введение.

Досократики - условное название группы деятелей начального периода философии Древней Греции (VII в. - начало IV в. до н. э.). Условное, потому что многие из известных досократиков действовали после жизни Сократа. Неусловными назывались только потому, что досократы еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию и ограничивались лишь учениями о природе, Космосе, о чувственно- наглядной и объективной реальности. Все эти вопросы решались именно с точки зрения чувствительного Космоса, который состоял из вечного кругооборота стихий. В основном их произведения сохранились только во фрагментах либо в цитатах и критике более поздних античных авторов. У досократов отсутствовала собственная философская терминология вследствие нерасчлененности и неразвитости научного знания.

Основной предмет философствования досократов - Космос- представлялся состоящим из обычных чувствительных стихий: земли, воды, воздуха, огня, и эфира, которые переходят из одного состояния в другое вследствие сгущения и разряжения. Для всей натурфилософии характерна диалектика стихий, которая в особенности ярко отображена в работах Демокрита и Гераклита. Чувствительные стихии проникнуты организующим, но чисто материальным принципом. Стихийный материализм досократиков высоко ценился общественно- социальной и философской мыслью, так как стихийный материализм базировался на борьбе с мифологией и был направлен на защиту научной философии.

 

2. Милетская школа.

Первой философской  школой с Древней Греции стала Милетская школа. Милет - город в Ионии(Западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком. Милетская ионийская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоначале всего сущего, и такое первоначало милетцы видели в неком материальном веществе, чувственной стихии, которая является одновременно и субстанциальным, и генетическим началом. Философов Милетской школы объединяет также то, что все они – монисты, т. е., признавали только одно начало сущего.

 

2.1. Фалес

Фалес (ок. 625- 547 гг. до н. э.) - древнегреческий мудрец, которого многие авторы называют первым философом Древней Греции, один из «Семи Мудрецов1», основатель Милетской школы. В молодости он много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, Финикии, где приобрел познания во многих областях.

Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение(для Ионии), ввел календарь из 365 дней. Он был  математиком, физиком, инженером; участвовал в политической жизни Милета. Именно Фалесу принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».

 Фалес был стихийным материалистом, первоначалом бытия считал воду, т.е., веществом, из которого все возникло и все состоит. Он считал, что все возникло из воды, из нее все начинается и в нее все возвращается. Земля- плоская и плавает на воде. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. По Фалесу, устойчивое пребывание Земли в центре мира объясняется тем, что она плавает, подобно куску дерева, на воде. Об основаниях этой гипотезы Аристотель говорит так: 
«Фалес…считает [материальным началом] воду… Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее… а начало и причина роста содержащих влагу [существ] – вода». В доказательство того, что именно вода является первоначалом, Фалес также приводил тот факт, что в горах Греции были найдены ракушки, - значит, весь мир когда-то был покрыт водой. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь), так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным, - воззрение, называемое «гилозоизмом» (от греч. «материя» и «жизнь»). Фалесу приписывают труды: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология».

 

2.2 Анаксимандр

Анаксимандр (ок.610- 546 гг. до н. э.) - древнегреческий мудрец, ученик Фалеса. Он изобрел солнечные часы, первым в Греции составил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (глобус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии.

Анаксимандр первоначалом мира считал «апейрон», что в переводе означает "беспредельное, безграничное, бесконечное". Апейрон бесконечен, вечен, вневременн и "объемлет все  миры", ибо Анаксимандр считал наш мир лишь одним из многих. Он материален, вещественен, но трудно сказать, что это за вещество; внутренне и качественно он неопределен. В качестве основания того, что именно апейрон является первоначалом, Анаксимандр приводил следующие доказательства. Ни одна из стихий не может быть первоначалом, т. к., во-первых, тогда она была бы наиболее мощной, а это бы привело к поглощению ею всех остальных стихий; во-вторых, субстанциальное начало, лежащее в основе всего сущего, должно быть общим для всех стихий, иначе превращение их друг в друга будет невозможно. Генетическое начало должно быть бесконечно мощным и изобильным, дабы не иссякнуть; оно не должно иметь другого начала и не может иметь предела в смысле начала и конца во времени. Апейрон, как нечто беспредельное, безграничное, бесконечное, обладает всеми этими свойствами.

Апейрон обладает некоторыми признаками единого бога: он самодостаточен, «все объемлет и всем управляет», вечен, «бессмертен и неуничтожим» и  находится в вечном движении, в ходе которого произошло образование миров. 
Миры возникли не в результате творения, а в результате развития. Находясь во вращательном движении, из апейрона выделяются две пары противоположностей: влажное и сухое, холодное и горячее; их комбинации порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в мире: Воздух, Земля, Огонь, Вода. Самая тяжелая стихия – Земля, сосредотачивается в центре, образовав цилиндр. На его поверхности располагается более легкая стихия – Вода, далее – Воздух. Земля находится в центре мира и парит в воздухе. Огонь образовал три сферы, разделенными воздушными перемычками. Непрерывное движение и действие центробежной силы разорвали огненные сферы, ее части приняли форму колес или колец. Так образовались Солнце, Луна, звезды. Ближе всего к Земле находятся звезды, затем - Луна, а затем уже- Солнце.

Таким образом, все существующее в мире происходит из единого. С какой неизбежностью произошло возникновение мира, с такой произойдет и его гибель. Выделение противоположностей из айперона Анаксимандр называет неправдой, несправедливостью; возращение к единому- правдой, справедливостью. После возвращения в айперон начинается новый процесс космогенеза, и число возникающих и погибающих миров бесконечно.

Также Анаксимандр говорил, что «из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие за несправедливость и согласно порядку необходимости». Несправедливость вещей состоит в том, что они нарушают меру, преступают установленные границы. 
Вода, огонь и земля должны находиться в мире в определенной пропорции, но каждый элемент (понимаемый как Бог) вечно стремится расширить свои владения. Но по Анаксимандру, отличие всех вещей этого мира в том, что все они имеют свой предел, то есть, меру. Если же вещь преступает свой предел, то она превращается в безмерное, беспредельное, то есть, в апейрон; таким образом, вещи поглощаются апейроном.

К основным трудам Анаксимандра приписывают такие сочинения, как: «О природе», «Карта земли», «Глобус», но ни одна из этих работ не сохранилась.

2.3 Анаксимен.

Анаксимен (ок. 588 – 525 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Занимался физикой, астрономией, метеорологией.

Анаксимен, так же как Фалес и  Анаксимандр был стихийным материалистом. Он не смог принять такую абстрактную сущность, как айперон Анаксимандра, и в качестве первоначала всего сущего выбрал воздух - самую бескачественную и неопределенную из четырех стихий.

По Анаксимену, все возникает  из воздуха: «он есть источник возникновения [всего], что существует, существовало и будет существовать, (в том числе) и богов и божеств, остальные же [вещи] (возникают по его учению) из того, что произошло из воздуха». В своем обычном состоянии, будучи равномерно распределен, воздух не заметен. Заметным же он делается под влиянием тепла, холода, влажности и движения. Именно движение воздуха есть источник всех происходящих перемен, главным при этом является его сгущение и разрежение. При разрежении воздуха образуется огонь, а затем - эфир; при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни.

Анаксимен считал, что Солнце, Луна и звезды – это светила, образовавшиеся из огня, а этот огонь - из влаги, которая  поднялась от Земли. По другим источникам, он утверждал, что Солнце, Луна и  звезды – это камни, раскалившиеся от быстрого движения. Земля и все небесные тела плоские и парят в воздухе. Земля неподвижна, а светила движутся воздушными вихрями. Анаксимен исправил ошибочные представления Анаксимандра о расположении небесных тел.

В своих учениях Анаксимен утверждал, что беспредельный воздух является началом не только тела, но и души. Таким образом, душа воздушна, а значит, и материальна. Так же он считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.

Основной труд Анаксимена – «О природе».

 

                           3. Эфесская школа. Гераклит.

Гераклит (ок. 544 – 480 гг. до н. э.) – древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфесский. Несмотря на то, что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. У Гераклита были прозвища Темный, так как высказывания его были малопонятны и Плачущий, поскольку он часто сокрушался из-за несовершенства человека. Гераклит – стихийный материалист и основоположник диалектики

  По Гераклиту, первоначалом всего сущего является огонь. Этот огонь – не просто пламя, а некий божественный огонь; огонь является материальным, вечным и живым, более того – он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивания и мерой угасания». Логос – это объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, которому подчинены все изменения; для чувственного восприятия он выступает как огонь, для разума – как логос. Жизнь мира зависит не от промысла богов, но от логоса: "Этот космос…не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Космос возникает из огня, далее огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода - в землю, земля – в огнь, и обратно: «смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, а смерть воздуха – рождение огня». Возникновение космоса Гераклит связывал с недостатком огня и называл это «путем вниз». Но космос Гераклита не вечен, и путь вниз периодически сменяется «путем вверх», недостаток огня - его избытком, и космос сгорает. Все, подобно пламени в костре, рождается лишь благодаря чьей-либо смерти.

Принципиальная особенность  подобного мира состоит в его  постоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и  ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным. Существенное изменение по Гераклиту – это изменение в свою противоположность. Противоположности существуют в единстве и вечной борьбе.

Философ считал, что душа человека – это сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь от влаги», и, наоборот, «душам смерть –  воде рождение». Чем больше огня в  душе, тем она лучше. Так же Гераклит утверждал, что чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны. Мешают постижению Логоса многознание. Лишь немногие из людей постигли логос и живут в соответствии с ним.

Основной труд Гераклита – «О природе» - сохранилось около 130 франгментов.

                    4. Пифагореизм. Пифагор.

Пифагореизм – это  философское течение, основоположником которого был Пифагор, дальнейшее же развитие было связано с деятельностью Пифагорейского союза. Возникшее в ранний период развития древнегреческой философии, это течение просуществовало до конца античного мира.

  Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Родился на о. Самос, долго жил в Египте и Вавилоне, по некоторым сведениям побывал в Индии, затем переехал в Великую Грецию в г. Кротон, где основал свою школу – Пифагорейский союз, научно-философское и политическое сообщество. Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа. Пропорции между числами создают мировую гармонию. Числа связаны с геометрическими фигурами; пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь – из четырехгранных пирамид, Воздух – из восьмигранников, Вода – из двадцатигранников. В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии, которой не было в мифологии,- Эфир; частицы Эфира – двенадцатигранники.

Пифагор вслед за орфиками верил в переселение душ. По Пифагору, в центре мира находится Земля, все небесные тела движутся в Эфире вокруг Земли. Каждая планета, двигаясь в Эфире, производит монотонный звук определенной высоты, совместно эти звуки создают мелодию, которую могут слышать люди с особо тонким слухом.

 

5. Пифагорейский  союз.

Пифагорейский союз, созданный  Пифагором, был научно-философской  школой и политическим объединением. Эта была закрытая организация, а  учения его – тайным. Выделяется три периода развития Пифагорейского союза:

Информация о работе Философия досократиков