Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:38, реферат
В.Дильтей вошел в историю философии не только как последователь направления "философия жизни", но главным образом, как яркий представитель неокантианства и основоположник описательной (понимающей) психологии (1894 год), внеся существенный вклад в формирование исторического направления методологии науки.
Свойство целесообразности
Дильтей приписывает
В указанной, исходной,
позиции своей понимающей психологии
Дильтей противопоставляет
Дело в том,
что сначала Дильтей
Вот суть рассуждений
Дильтея на тему наличия целесообразности
у животных. Целесообразность непосредственно
связана с выгодой. Если бы все
живые существа обладали целесообразным
характером своего поведения, тогда мы
должны были бы приписать им знание того,
что им полезно, а что вредно, т.е. что способствует
их самосохранению, а что - нет. Именно
этим знанием руководствовались бы живые
существа в процессе приспособления к
окружающей среде. На основе знания о ценности
такие существа должны были бы отличить
пищу полезную от вредной, "начиная
с молока матери". Они должны бы правильно
оценивать качество воздуха, которым дышат,
"начиная с первого вздоха". Они должны
бы обладать знанием, какая температура
поддерживает лучше всего жизненные процессы.
Только действия, основанные на ценностном
знании, позволяют говорить о целесообразных
действиях. Но тогда такие живые существа,
по сути, являлись бы своего рода "всезнайками".
Природа же, рассуждает
далее Дильтей, решила эту задачу по-иному,
с меньшей затратой средств. Живым существам
не нужно знание о ценности, они не выстраивают
целесообразных (познавательных) отношений
с окружающим миром, живые существа просто
чувствуют удовлетворение или неудовлетворение,
радость или страдание. Чувства являются
носителем и источником целеполагания.
Таким образом,
Дильтей описывает, с одной стороны,
чувственную целесообразность, свойственную
всему живому, и, с другой,- сознательную
и познавательную целесообразность
человека. Другими словами, Дильтей выделил
в целостной психической жизни два уровня
- душевный, роднящий все живое как чувствующее,
и духовный, специфически человеческий.
Но такое различение
в рамках описательной психологии оказалось
для Дильтея противоречивым.
Чувства для всего
живого, включая человека, являются системой
знаков, которые выражают наше отношение
к окружающему миру. Непосредственное
воздействие пищи на вкусовые органы не
становится менее приятным от того, что
в других частях тела она с течением времени
вызывает вредные последствия. Целесообразность,
исходящая от тела, и характерная как для
животных, так для человека, у человека
находит продолжение в области духа, поскольку
тело напрямую связано с духом: боль тела
вызывает тягостное духовное чувство,
а телесно приятное - духовное чувство
удовольствия. В этом пункте особенно
наглядно противоречие Дильтея, касающееся
соотношений - чувственное - целесообразное,
душевное - духовное. Животные обладают
чувственной целесообразностью, которая
выражается в целесообразности телесной.
Человек обладает чувственной целесообразностью,
которая выражается не только в телесной,
но главным образом, в духовной целесообразности.
Телесная целесообразность имеет основание
в чувствах. По границе душевного (телесного)
- духовного Дильтей проводит различение
животного - человека.
Получается, что
специфически человеческой является духовная
целесообразность, непосредственно
связанная с познавательными
ценностями. Но Дильтей изначально
стремиться к обратному: ему необходимо
подчеркнуть специфическую особенность
души, душевного начала. В таком случае
человек ничем не будет отличаться от
животного: и животное, и человек обладают
чувствами как определенным состоянием
души.
Дильтей должен
был либо наличие души приписать
только человеку и не приписывать животным,
но тогда животные лишались бы способности
иметь чувство и связанную с ним телесную
целесообразность. Либо основанием специфически
человеческого выбрать дух, как это сделал
И.Кант. Но Дильтей сенсуалист и выстраивает
свою философию на чувстве как на единственном
источнике жизни, порождающем все остальное.
Учение о душе
человека как структурной связи
элементов психического
Дильтей исследует
содержание сознания и утверждает,
что "поперечное сечение" сознания
позволяет вскрыть те "наслоения",
которые, в свою очередь, позволяют раскрыть
полноту жизни человека.
"В восприятии
красивого пейзажа
Утверждая, что
"чувственное возбуждение" определяет
"направление волевого процесса",
Дильтей разводит понятия "чувство"
и "ощущение". Чувство есть состояние
души человека, в то время как
ощущение есть физиологическое основание,
на котором может произрасти чувство.
Каждый читающий
эти строки может на себе испытать
опыт, приписываемый Гете, который
показывает непрямую зависимость ощущения
и чувственной окраски
Итак, наличие
различных сторон жизни - ощущения,
представления, воли, это одна, количественная,
сторона проблемы. Но есть и другая, качественная
сторона. Внутреннее отношение трех сторон
жизни и поведения человека имеют определенную
структуру, в которой переплетаются все
нити жизни. В одних случаях господствует
представление и именно ему подчиняются
воля и чувство; в других житейских ситуациях
исходной точкой является воля, в которой
растворяются чувства и представления;
предметный образ здесь является "оком
желания" [1; 106].
Дильтей не раз
пишет о необходимости
Относительно человека выявляется еще одна особенность жизни: члены жизненной связи - представления, воля, чувства,- связаны между собой так, что не могут быть выведены один из другого по закону причинно-следственных связей, господствующих в природе. Закон причинности, считает Дильтей, это закон "о количественном и качественном равенстве причины и следствия", но в представлениях человека не содержится достаточного основания для перехода их в чувства; в чувствах не содержится достаточного основания для преобразования их в волевые процессы и т.д. Связь между тремя структурными составляющими души есть "связь sui generis". Именно эту связь в ее историческом становлении и развитии выявил Дильтей.