Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:38, реферат
В.Дильтей вошел в историю философии не только как последователь направления "философия жизни", но главным образом, как яркий представитель неокантианства и основоположник описательной (понимающей) психологии (1894 год), внеся существенный вклад в формирование исторического направления методологии науки.
ФИЛОСОФИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА
ДИЛЬТЕЯ
(1833-1911)
Проблемное поле
исследований и методология "описательной
психологии"
В.Дильтей вошел
в историю философии не только
как последователь направления "философия
жизни", но главным образом, как
яркий представитель
Развитие душевной
жизни каждого человека, по Дильтею,
имеет универсальный - общечеловеческий
- характер и испытывает воздействие трех
классов условий: состояния и развития
тела, влияния окружающей "физической"
среды и влияния окружающего духовного
мира. Это значит, что можно "нарисовать
картины возрастов жизни, в связи которых
состояло это развитие, и совершить анализ
различных возрастов по факторам, их обусловливающим.
Детство, когда из структуры душевной
жизни может быть выведена игра, как необходимое
проявление жизни. Утренняя заря, когда
выси и дали еще окутаны дымкой", когда
все кажется независимым и бесконечным,
свежим и подвижным, когда все еще впереди.
И, наконец, в старческом возрасте душевный
облик властно господствует в то время,
как тело становится немощным: появляется
"наджизненное настроение", где выражено
господство души над духом, где проявляется
душевная мощь физически слабого человека
[1; 137].
Возрастные приобретения
души развитого человека содержат,
наряду со свойственными чертами
пола, расы, нации, сословия, индивидуальности,-
однотипные связи, единообразно повторяющиеся
во всех индивидах. Другими словами, в
истории развития душевной жизни содержатся
правила, по которым осуществляется формирование
и развитие индивидов и индивидуальностей.
Расы, нации, общественные классы, профессиональные
организации и союзы, считает Дильтей,
осуществляют добавочную надстройку над
"единообразной человеческой природой".
В подходе к
исследованию "единообразной человеческой
природы" Дильтей намечает принципиальные
различия между традиционной объяснительной
психологией и его собственной
- описательной. Описательная психология
должна исследовать особенности человеческой
природы сквозь призму индивидуальных
особенностей человека, в то время как
объяснительная психология имеет предметом
человеческую природу вообще, без обращения
к жизни человека, без понимания связей
индивидуального и всеобщего. "Великая
задача" описательной психологии состоит
в том, чтобы "перекинуть мост" от
объяснения природы человека к описанию
истории человека, его индивидуальной,
т.е. душевной жизни.
Такова главная
задача и, чтобы ее решить, Дильтей выдвигает
новые требования к познавательным процессам,
а именно:
1. направить
исследовательскую
2. ввести "изучение
общественных продуктов" как средства
получения полного и достоверного знания
о душевной жизни;,
3. с этой целью
изменить научный
Дильтей, выступая
с критикой ассоциативной психологии,
психологического материализма, концепций
Гербарта, Спенсера, Тэна, обвиняет представителей
указанных точек зрения на человека
в том, что они устанавливают
систему причинной связи душевного
мира человека точно так, как устанавливает
систему причинной связи телесного мира
экспериментальная физика и химия. С другой
стороны, Дильтей стремиться отмежеваться
от объяснительной "метафизической"
психологии, которая объясняла феномен
жизни человека как непосредственное
переживание.
Дильтей следующим
образом обосновывает необходимость
"описательной психологии". С одной
стороны, прежняя объяснительная психология,
пишет Дильтей, имеет большое
количество не всегда оправданных допущений:
вся психическая действительность объясняется
как факт внутреннего опыта, а причинная
связь душевных процессов рассматривается
как совокупность ассоциаций. Таким образом,
психические процессы поменяются гипотетической
конструкцией. Объяснительная психология,
выросшая на противопоставлении восприятия
и воспоминания, не охватывает все психические
процессы, не анализирует "всю полноту
человеческой природы". Психология,
ранее находившаяся в "расчлененном"
состоянии, должна стать "психологической
систематикой". Поэтому предметом описательной
психологии является "вся ценность
душевной жизни", причем как с точки
зрения формы, так содержания. [1, 34]. С другой
стороны, науки о духе нуждаются в прочно
обоснованной и достоверной психологии,
которая сделает анализ душевной связи
индивидов во всей общественной и исторической
действительности - хозяйстве, праве, религии,
искусстве. Анализ целостной душевной
связи не должен быть искалечен односторонностью,
не должен быть расчленен на неестественные
составляющие. Именно такой анализ предлагает
осуществить Дильтей в своей описательной
психологии.
Учение о сознании
Дильтей исходит
из предположения, что возможно принципиальное
восприятие внутренней жизни человека
уже потому, что каждый человек
знает собственные душевные состояния:
чувство удовольствия, волевой импульс,
мыслительный акт и другие. Причем, утверждает
Дильтей, "никто не подвержен опасности
смешать их между собой". Из существования
такого знания Дильтей делает заключение
о его возможности. Можно поэтому заключить,
что в этом исходном аспекте своей философии
Дильтей придерживается индуктивно-эмпирического
характера аргументации, что повлияет
на философскую концепцию Дильтея в целом.
Если внешнее
восприятие покоится на различении воспринимающего
субъекта и предмета, то внутреннее
восприятие "есть не что иное, как именно
внутреннее сознание какого-либо состояния
или процесса" [1; 95]. "Подобно тому,
как везде следует избегать смешения предпосылок
познания природы с предпосылками постижения
фактов духовной жизни, так и здесь мы
должны остерегаться перенесения того,
что имеет место при наблюдении внешних
предметов, на внимательное постижение
внутренних состояний" [1; 96].
Итак, существует
возможность постижения внутренних
состояний сознания, но это постижение
затрудняется непостоянством всего психического,
поскольку психическое всегда есть процесс,
движение, изменение. В смене этих процессов
содержится лишь то, что составляет форму
нашей сознательной жизни - отношение
между "я" и предметным миром.
Дильтей предлагает
субстанциональное, аналогично Декарту,
понимание жизни, сознания, "я": если
во мне связаны все процессы, тогда "я"
не могу быть процессом; следовательно,
"я", т.е. мое сознание, не преходяще,
а пребывающе. Но субстанциональное понимание
сознание Дильтея обладает одной особенностью,
а именно, содержанием сознания является
"отношение мира и "я", т.е. мира
и сознающего этот мир человека. Окружающий
человека мир существовал до человека,
будет существовать после человека. Окружающий
человека мир является противоположностью
"я", и сознание, противостоя этому
миру, отражает его. Поэтому, считает Дильтей,
содержание сознания, по характеру, не
будет ничем отличаться от самого отражаемого
предмета, а поэтому "сознание этого
мира - не процессы и не агрегаты процессов".
К процессам может быть отнесено все то,
что лежит за границами сознания - "отношения
мира и "я" [1; 102].
Уже в предыдущих
двух абзацах можно обнаружить двойственную
позицию Дильтея относительно понимания
сознания: с одной стороны, рассмотрения
сознания "как психического" - результат
увлеченности психологией, с другой,- критики
психологизма, в соответствии с которой
сознание определяется Дильтеем как "не
процесс", а как "status conscientiae", "душевное
состояние", "пребывающая жизнь"
в состоянии цельности.
Место психического
в теории познания
В классической
античной и ново-европейской философии
психический аспект познавательной
деятельности и знания повсеместно
соотносился с субъективным началом
и, как таковая, психика рассматривалась
сопричастной области случайного, отрицательно
значимого содержания знания. Психологическая
сторона деятельности и знания подлежала
обязательному преодолению в процессе
движения к истине. Кульминационный момент
в понимании психического как сугубо негативного
содержания, мешающего, а потому недостойного
аспекта познания, ярко выражен в системе
Гегеля. Термин "психологизм" становится
чуть ли не бранным словом для уважающего
себя философа.
Представители
"философии жизни", к которым
непосредственно примыкает
Дильтей продолжает
эту традицию и, в свою очередь, психическое
начало вводит в теорию познания, но закрепив
за психическим характер человечески-общезначимого,
придав психическому статус положительно
нагруженной познавательной ценности.
Жизнь любого человека
"содержит в себе постоянные связи,
единообразно повторяющиеся во всех человеческих
индивидах. Наряду с такими, которые свойственны
одному какому-либо полу, расе, нации, сословию
и т.д., наконец, отдельному индивиду. Так
как у всех людей один и тот же внешний
мир, то они и создают себе одну и ту же
систему чисел, те же пространственные
отношения, те же грамматические и логические
соотношения. Так как люди живут в условиях
соответствия между этим внешним миром
и общей им всем структурной связью души,
то отсюда возникают одинаковые формы
предпочтения и выбора, одинаковые соотношения
между целями и средствами, известные
единообразные соотношения между ценностями,
известные единообразные черты жизненного
идеала" [1, 137-138], указывающие на "факты
родства". Существование такого родства
людей между собой, выражающее общее состояние
душевной жизни человечества, воплощенное
в культурных системах, и является предметом
психологической науки.
Однотипность
жизненного уклада, исходных и фундаментальных
целей, желаний, стремлений, идеалов всех
людей, уходит корнями в душевную жизнь
- основание всякой индивидуальности [1,
138].
Понятие жизненной
единицы
В своих работах
Дильтей стремиться обосновать, что
"психологическое" является "сквозным"
для всего процесса развития мышления
и познания, что психическое не только
ценностно нагружено, но нагружено положительно,
и не только в бытийном плане, но и в познавательной
сфере. Негативное отношение к психологизму
в прежние времена объясняется Дильтеем
как неправомерное сужение термина, закрепленное
предшествующей традицией. Невозможно
полностью устранить "психологическое",
не уничтожив самого носителя бытия и
познания.
Дильтей прав, что
каждая философская система должна
четко установить границы определения
термина "психическое", "психологическое",
проанализировать различные промежуточные
уровни интенсивности "психического"
и "психологического", сформулировать
свой инвариант "относительного"
психологизма.
Дильтей прав и
в том, что рассматривает психическое
как всеобщее начало развития мышления
и познания, тем самым поставив проблему
разведения ранее отождествлявшихся понятий
"субъективное" и "психологическое".
В языке, мифах, литературе и искусстве,
во всем, чего касалась рука человека "мы
видим перед собою как бы объективированную
психическую жизнь: продукты действующих
сил психического порядка, прочные образования,
построенные из психических составных
частей и по их законам" [1; 99]. Воспоминания,
представления, фантазии, понятия, мотивы,
выбор, целесообразные действия, - все
это сконцентрировано, по Дильтею, в душевной
жизни, все это координируется душой человека
- "жизненной единицей". Эта жизненная
единица есть целое и есть жизнь.
Учение о целесообразности
Все психические
процессы невероятно сложным образом
связаны в действительной жизни
и Дильтей пытается выяснить природу
этих связей. "Пучок побуждений и
чувств есть центр нашей душевной
структуры", из которого рождается
целый поток различных душевных
состояний: боль, страх, гнев, тоска, жизненный
подъем и прочее [1; 109]. Переливы душевных
состояний из одного в другое относятся
к области внутреннего опыта. Именно они,
переливы, носят имя "структурной связи"
и переживаются отдельным индивидом.
Душевная структурная
связь, считает Дильтей, есть связь телеологическая,
т.е. целевая, которая ведет "к достижению
полноты жизни", к удовлетворению собственной
жизнью и, отклоняя страдания, "к счастью".