Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:38, реферат
В.Дильтей вошел в историю философии не только как последователь направления "философия жизни", но главным образом, как яркий представитель неокантианства и основоположник описательной (понимающей) психологии (1894 год), внеся существенный вклад в формирование исторического направления методологии науки.
ФИЛОСОФИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА 
ДИЛЬТЕЯ  
(1833-1911) 
Проблемное поле 
исследований и методология "описательной 
психологии" 
В.Дильтей вошел 
в историю философии не только 
как последователь направления "философия 
жизни", но главным образом, как 
яркий представитель 
Развитие душевной 
жизни каждого человека, по Дильтею, 
имеет универсальный - общечеловеческий 
- характер и испытывает воздействие трех 
классов условий: состояния и развития 
тела, влияния окружающей "физической" 
среды и влияния окружающего духовного 
мира. Это значит, что можно "нарисовать 
картины возрастов жизни, в связи которых 
состояло это развитие, и совершить анализ 
различных возрастов по факторам, их обусловливающим. 
Детство, когда из структуры душевной 
жизни может быть выведена игра, как необходимое 
проявление жизни. Утренняя заря, когда 
выси и дали еще окутаны дымкой", когда 
все кажется независимым и бесконечным, 
свежим и подвижным, когда все еще впереди. 
И, наконец, в старческом возрасте душевный 
облик властно господствует в то время, 
как тело становится немощным: появляется 
"наджизненное настроение", где выражено 
господство души над духом, где проявляется 
душевная мощь физически слабого человека 
[1; 137]. 
Возрастные приобретения 
души развитого человека содержат, 
наряду со свойственными чертами 
пола, расы, нации, сословия, индивидуальности,- 
однотипные связи, единообразно повторяющиеся 
во всех индивидах. Другими словами, в 
истории развития душевной жизни содержатся 
правила, по которым осуществляется формирование 
и развитие индивидов и индивидуальностей. 
Расы, нации, общественные классы, профессиональные 
организации и союзы, считает Дильтей, 
осуществляют добавочную надстройку над 
"единообразной человеческой природой". 
В подходе к 
исследованию "единообразной человеческой 
природы" Дильтей намечает принципиальные 
различия между традиционной объяснительной 
психологией и его собственной 
- описательной. Описательная психология 
должна исследовать особенности человеческой 
природы сквозь призму индивидуальных 
особенностей человека, в то время как 
объяснительная психология имеет предметом 
человеческую природу вообще, без обращения 
к жизни человека, без понимания связей 
индивидуального и всеобщего. "Великая 
задача" описательной психологии состоит 
в том, чтобы "перекинуть мост" от 
объяснения природы человека к описанию 
истории человека, его индивидуальной, 
т.е. душевной жизни.  
Такова главная 
задача и, чтобы ее решить, Дильтей выдвигает 
новые требования к познавательным процессам, 
а именно:  
1. направить 
исследовательскую 
2. ввести "изучение 
общественных продуктов" как средства 
получения полного и достоверного знания 
о душевной жизни;, 
3. с этой целью 
изменить научный 
Дильтей, выступая 
с критикой ассоциативной психологии, 
психологического материализма, концепций 
Гербарта, Спенсера, Тэна, обвиняет представителей 
указанных точек зрения на человека 
в том, что они устанавливают 
систему причинной связи душевного 
мира человека точно так, как устанавливает 
систему причинной связи телесного мира 
экспериментальная физика и химия. С другой 
стороны, Дильтей стремиться отмежеваться 
от объяснительной "метафизической" 
психологии, которая объясняла феномен 
жизни человека как непосредственное 
переживание.  
Дильтей следующим 
образом обосновывает необходимость 
"описательной психологии". С одной 
стороны, прежняя объяснительная психология, 
пишет Дильтей, имеет большое 
количество не всегда оправданных допущений: 
вся психическая действительность объясняется 
как факт внутреннего опыта, а причинная 
связь душевных процессов рассматривается 
как совокупность ассоциаций. Таким образом, 
психические процессы поменяются гипотетической 
конструкцией. Объяснительная психология, 
выросшая на противопоставлении восприятия 
и воспоминания, не охватывает все психические 
процессы, не анализирует "всю полноту 
человеческой природы". Психология, 
ранее находившаяся в "расчлененном" 
состоянии, должна стать "психологической 
систематикой". Поэтому предметом описательной 
психологии является "вся ценность 
душевной жизни", причем как с точки 
зрения формы, так содержания. [1, 34]. С другой 
стороны, науки о духе нуждаются в прочно 
обоснованной и достоверной психологии, 
которая сделает анализ душевной связи 
индивидов во всей общественной и исторической 
действительности - хозяйстве, праве, религии, 
искусстве. Анализ целостной душевной 
связи не должен быть искалечен односторонностью, 
не должен быть расчленен на неестественные 
составляющие. Именно такой анализ предлагает 
осуществить Дильтей в своей описательной 
психологии. 
Учение о сознании 
Дильтей исходит 
из предположения, что возможно принципиальное 
восприятие внутренней жизни человека 
уже потому, что каждый человек 
знает собственные душевные состояния: 
чувство удовольствия, волевой импульс, 
мыслительный акт и другие. Причем, утверждает 
Дильтей, "никто не подвержен опасности 
смешать их между собой". Из существования 
такого знания Дильтей делает заключение 
о его возможности. Можно поэтому заключить, 
что в этом исходном аспекте своей философии 
Дильтей придерживается индуктивно-эмпирического 
характера аргументации, что повлияет 
на философскую концепцию Дильтея в целом. 
Если внешнее 
восприятие покоится на различении воспринимающего 
субъекта и предмета, то внутреннее 
восприятие "есть не что иное, как именно 
внутреннее сознание какого-либо состояния 
или процесса" [1; 95]. "Подобно тому, 
как везде следует избегать смешения предпосылок 
познания природы с предпосылками постижения 
фактов духовной жизни, так и здесь мы 
должны остерегаться перенесения того, 
что имеет место при наблюдении внешних 
предметов, на внимательное постижение 
внутренних состояний" [1; 96]. 
Итак, существует 
возможность постижения внутренних 
состояний сознания, но это постижение 
затрудняется непостоянством всего психического, 
поскольку психическое всегда есть процесс, 
движение, изменение. В смене этих процессов 
содержится лишь то, что составляет форму 
нашей сознательной жизни - отношение 
между "я" и предметным миром.  
Дильтей предлагает 
субстанциональное, аналогично Декарту, 
понимание жизни, сознания, "я": если 
во мне связаны все процессы, тогда "я" 
не могу быть процессом; следовательно, 
"я", т.е. мое сознание, не преходяще, 
а пребывающе. Но субстанциональное понимание 
сознание Дильтея обладает одной особенностью, 
а именно, содержанием сознания является 
"отношение мира и "я", т.е. мира 
и сознающего этот мир человека. Окружающий 
человека мир существовал до человека, 
будет существовать после человека. Окружающий 
человека мир является противоположностью 
"я", и сознание, противостоя этому 
миру, отражает его. Поэтому, считает Дильтей, 
содержание сознания, по характеру, не 
будет ничем отличаться от самого отражаемого 
предмета, а поэтому "сознание этого 
мира - не процессы и не агрегаты процессов". 
К процессам может быть отнесено все то, 
что лежит за границами сознания - "отношения 
мира и "я" [1; 102]. 
Уже в предыдущих 
двух абзацах можно обнаружить двойственную 
позицию Дильтея относительно понимания 
сознания: с одной стороны, рассмотрения 
сознания "как психического" - результат 
увлеченности психологией, с другой,- критики 
психологизма, в соответствии с которой 
сознание определяется Дильтеем как "не 
процесс", а как "status conscientiae", "душевное 
состояние", "пребывающая жизнь" 
в состоянии цельности. 
Место психического 
в теории познания 
В классической 
античной и ново-европейской философии 
психический аспект познавательной 
деятельности и знания повсеместно 
соотносился с субъективным началом 
и, как таковая, психика рассматривалась 
сопричастной области случайного, отрицательно 
значимого содержания знания. Психологическая 
сторона деятельности и знания подлежала 
обязательному преодолению в процессе 
движения к истине. Кульминационный момент 
в понимании психического как сугубо негативного 
содержания, мешающего, а потому недостойного 
аспекта познания, ярко выражен в системе 
Гегеля. Термин "психологизм" становится 
чуть ли не бранным словом для уважающего 
себя философа.  
Представители 
"философии жизни", к которым 
непосредственно примыкает 
Дильтей продолжает 
эту традицию и, в свою очередь, психическое 
начало вводит в теорию познания, но закрепив 
за психическим характер человечески-общезначимого, 
придав психическому статус положительно 
нагруженной познавательной ценности.  
Жизнь любого человека 
"содержит в себе постоянные связи, 
единообразно повторяющиеся во всех человеческих 
индивидах. Наряду с такими, которые свойственны 
одному какому-либо полу, расе, нации, сословию 
и т.д., наконец, отдельному индивиду. Так 
как у всех людей один и тот же внешний 
мир, то они и создают себе одну и ту же 
систему чисел, те же пространственные 
отношения, те же грамматические и логические 
соотношения. Так как люди живут в условиях 
соответствия между этим внешним миром 
и общей им всем структурной связью души, 
то отсюда возникают одинаковые формы 
предпочтения и выбора, одинаковые соотношения 
между целями и средствами, известные 
единообразные соотношения между ценностями, 
известные единообразные черты жизненного 
идеала" [1, 137-138], указывающие на "факты 
родства". Существование такого родства 
людей между собой, выражающее общее состояние 
душевной жизни человечества, воплощенное 
в культурных системах, и является предметом 
психологической науки.  
Однотипность 
жизненного уклада, исходных и фундаментальных 
целей, желаний, стремлений, идеалов всех 
людей, уходит корнями в душевную жизнь 
- основание всякой индивидуальности [1, 
138].  
Понятие жизненной 
единицы 
В своих работах 
Дильтей стремиться обосновать, что 
"психологическое" является "сквозным" 
для всего процесса развития мышления 
и познания, что психическое не только 
ценностно нагружено, но нагружено положительно, 
и не только в бытийном плане, но и в познавательной 
сфере. Негативное отношение к психологизму 
в прежние времена объясняется Дильтеем 
как неправомерное сужение термина, закрепленное 
предшествующей традицией. Невозможно 
полностью устранить "психологическое", 
не уничтожив самого носителя бытия и 
познания.  
Дильтей прав, что 
каждая философская система должна 
четко установить границы определения 
термина "психическое", "психологическое", 
проанализировать различные промежуточные 
уровни интенсивности "психического" 
и "психологического", сформулировать 
свой инвариант "относительного" 
психологизма.  
Дильтей прав и 
в том, что рассматривает психическое 
как всеобщее начало развития мышления 
и познания, тем самым поставив проблему 
разведения ранее отождествлявшихся понятий 
"субъективное" и "психологическое". 
В языке, мифах, литературе и искусстве, 
во всем, чего касалась рука человека "мы 
видим перед собою как бы объективированную 
психическую жизнь: продукты действующих 
сил психического порядка, прочные образования, 
построенные из психических составных 
частей и по их законам" [1; 99]. Воспоминания, 
представления, фантазии, понятия, мотивы, 
выбор, целесообразные действия, - все 
это сконцентрировано, по Дильтею, в душевной 
жизни, все это координируется душой человека 
- "жизненной единицей". Эта жизненная 
единица есть целое и есть жизнь. 
Учение о целесообразности 
Все психические 
процессы невероятно сложным образом 
связаны в действительной жизни 
и Дильтей пытается выяснить природу 
этих связей. "Пучок побуждений и 
чувств есть центр нашей душевной 
структуры", из которого рождается 
целый поток различных душевных 
состояний: боль, страх, гнев, тоска, жизненный 
подъем и прочее [1; 109]. Переливы душевных 
состояний из одного в другое относятся 
к области внутреннего опыта. Именно они, 
переливы, носят имя "структурной связи" 
и переживаются отдельным индивидом.  
Душевная структурная 
связь, считает Дильтей, есть связь телеологическая, 
т.е. целевая, которая ведет "к достижению 
полноты жизни", к удовлетворению собственной 
жизнью и, отклоняя страдания, "к счастью".