Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:13, реферат
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Введение
Буддизм
Возникновение буддизма и его основные идеи
Развитие идей буддизма в культурах Юго-Восточной Азии
Буддизм в Китае и Монголии
Развитие идей буддизма в культурах Индии и Китая
Идеи буддизма в культурах Индонезии и Тибета
Заключение
Анализ традиций тибетского буддизма
Список литературы
Тексты тантр,
относящиеся к Махаяне, и особенно
к Мадхьямике, передавались со времени
Будды особенно тайно, их начали записывать,
вероятно, во II-III вв. н.э. Тантра подчеркивает
использование воображения с применением
техник визуализации самого себя в образе
Будды, в различных его обликах при полном
осознании соответствующей реальности.
Представляя самого себя уже обладающим
телом и разумом Будды, мы создаем причины
для более быстрого достижения этого объединяющего
состояния, чем с помощью обычных махаянских
методов, и таким образом можем скорее
начать помогать другим людям. Множество
лиц, рук и ног у некоторых из изображений
Будды имеет несколько уровней, символически
представляющих различные реализации
на пути. Их визуализация помогает одновременно
удержать в уме все эти прозрения, которые
они символизируют с тем, чтобы более эффективно
способствовать воссозданию всеведущего
ума Будды.
Тексты тантр,
относящиеся к Махаяне, и особенно
к Мадхьямике, передавались со времени
Будды особенно тайно, их начали записывать,
вероятно, во II-III вв. н.э. Тантра подчеркивает
использование воображения с применением
техник визуализации самого себя в образе
Будды, в различных его обликах при полном
осознании соответствующей реальности.
Представляя самого себя уже обладающим
телом и разумом Будды, мы создаем причины
для более быстрого достижения этого объединяющего
состояния, чем с помощью обычных махаянских
методов, и таким образом можем скорее
начать помогать другим людям. Множество
лиц, рук и ног у некоторых из изображений
Будды имеет несколько уровней, символически
представляющих различные реализации
на пути. Их визуализация помогает одновременно
удержать в уме все эти прозрения, которые
они символизируют с тем, чтобы более эффективно
способствовать воссозданию всеведущего
ума Будды.
Теперь относительно
тантры. Существуют четыре класса тантр,
В Китай и Японию попали преимущественно
первые три класса и частично четвертый.
Однако именно он с течением времени получил
наиболее полное развитие в Индии. В четвертом
классе тантр, Ануттара-йоге, акцент на
работе с различными тонкими энергиями
тела для обретения доступа к наиболее
тонкому уровню сознания, чтобы затем
использовать его как инструмент постижения
реальности с целью разрешения собственных
проблем и обретения способности помогать
другим наиболее эффективно.
В течение этого
времени Махаяна вместе с тантрой
распространилась из Индии, особенно из
ее восточных районов, в страны Юго-Восточной
Азии. Как уже отмечалось ранее, эти учения
попали в Шри-Ланку (Цейлон) и Мьянмар (Бирма),
однако они не стали господствующими,
так как ранее там утвердилась Тхеравада.
Идеи
буддизма в культурах
Индонезии и Тибета.
В Индонезии
контакты с индийской культурой, и в
том числе с буддизмом в виде Тхеравады
и Махаяны, начались во II-III вв. н.э. на Суматре,
Яве и Сулавеси (Целебес). В конце V в. Махаяна,
включая тантру, попала на Центральную
Яву и очень там усилилась: буддизм был
официально принят королевой. Ранее в
этом районе преобладала Тхеравада. Как
и в Кхмерском королевстве (Кампучия) здесь,
наряду с буддизмом процветал индуизм
в форме шиваизма, зачастую они смешивались,
Для приобретения могущества некоторые
верующие использовали также элементы
местных ритуалов и спиритизма. В конце
VII в. буддизм стал официальной религией
на Суматре. В начале IX в. на Яве построили
великий комплекс ступ Боробудур. К середине
IX в. яванские короли завоевали Суматру,
а также Малайский полуостров. На всей
этой территории процветала Махаяна, включая
все четыре класса тантр. В конце Х в. великий
индийский мастер Атиша посетил Сурварнадвипу,
которую можно идентифицировать как Суматру.
Он ездил туда с целью возвращения махаянской
преемственной линии учений о Бодхичитте,
о том, как раскрыть сердце всех и стать
буддой, чтобы помогать людям. Он вернул
эти учения не только в Индию, но и в Тибет,
где способствовал возрождению буддизма
после периода преследований и упадка.
Атиша сообщил, что в это время в Индонезии
были распространены учения Калачакра
Тантры. В конце XIII в. на Суматре, Яве и
в Малайзии распространился ислам, завез
нный сюда арабскими и индийскими купцами,
основавшими на побережье торговые центры.
К концу XV в. здесь господствовал ислам,
а буддизм был утрачен. Только на Бали
сохранилась смешанная форма индуистского
шиваизма и махаянского тантрического
буддизма.
В этот период Махаяна
и все четыре класса тантр попали
также в Непал, где со времени
короля Ашоки существовала ранняя Хинаяна.
Махаяна не только вытеснила Хинаяну,
но и сохранилась в индийской санскритской
форме до наших дней среди неваров в Центральном
Непале.
Первыми тибетцами,
оказавшими предпочтение буддизму, был
народ чианг. Это произошло в
конце IV в. н.э., когда они управляли
частью северного Китая, что, однако,
не оказало влияния на собственно Тибет.
В первой половине VII в. состоялись первые
контакты Тибета с буддизмом (его махаянской
традицией), пришедшим из Хотана, расположенного
в южной части бассейна реки Тарим в Восточном
Туркестане. Эти события имели место во
время правления короля Сонгцен гампо,
который властвовал в центральном и восточном
Тибете, в Шан-Шуне в Западном Тибете, в
северной части Мьянмара (Бирма) и, в течение
некоторого времени, в Непале. Он женился
на китайской и непальской принцессах;
обе принцессы привезли с собой изображения
Будды, а также астрологические и медицинские
тексты тех традиций, которым они следовали.
Король направил в Кашмир миссию с целью
разработки более совершенной системы
тибетской письменности; существовавшая
в Тибете письменность была заимствована
из Шан-Шуна, она также испытала некоторое
влияние хотанской письменности. В это
время начали переводить с санскрита буддийские
тексты, однако работы не имели большого
масштаба.
Между этим периодом
и известным диспутом монастыре
Самье в конце VIII в., когда во время правления
короля Тризонг-детцена было принято решение,
что в Тибете будет принята не китайская,
а индийская форма буддизма, состоялись
контакты с другими буддийскими традициями.
В это время владычество Тибета распространялось
на государства-оазисы пустынь Восточного
Туркестане, контакты с буддизмом в Западном
Туркестане простирались до Самарканда.
Именно король Тризонг-детцен завоевал
и в течение короткого времени удерживал
китайскую столицу Чанъянь. Хотя на этом
диспуте китайский буддизм был отвергнут,
некоторое влияние традиции чань можно
обнаружить в тех школах тибетского буддизма,
которые говорят о двух типах верующих:
о тех, кто достигает всего сразу же, и
о тех, кто проходит путь постепенно. Первая
школа напоминает учение чань о стремительном
просветлении (о нем было сказано выше),
однако в Тибете оно интерпретируется
совершенно по-другому.
В Киргизии были
обнаружены руины буддийских монастырей,
датируемые VI-Х вв. Неясно, принадлежат
ли они традиции западных тюрков или
уйгуров, а также сколь велико было здесь
влияние Тибета. В долинах рек Или и Чу,
расположенных восточнее или западнее
озера Иссык-Куль, найдено множество наскальных
буддийских надписей на тибетском языке,
датируемых именно этим и более поздним
периодами, что свидетельствует о присутствии
тибетской буддийской культуры в этих
районах.
Добуддийская
тибетская традиция бон достигла
расцвета в королевстве Шан-Шун,
самый западный район ее распространения
- Тазик. Трудно сказать, расположен ли
Тазик на территории современного Таджикистана.
Эту традицию исследует отождествлять
с распространенным в Центральной Азии
шаманизмом, хотя они и имеют общие черты.
В тибетском буддизме присутствует некоторое
влияние шаманизма, преимущественно в
таких ритуалах, как привязывание к деревьям
молитвенных флагов, выполнение всевозможных
обрядов с целый умилостивить духов, хранителей
горных перевалов и т. д. Традиция бон существует
и в наши дни, но она столь тесно слилась
с буддизмом, что практически является
еще одной его линией. В этой традиции
используется другая терминология и другие
названия священных образов, однако основные
техники имеют очень много общего с тибетскими
буддийскими техниками, развившимися
на основе первой волны распространения
буддизма в Тибете.
Первая волна
буддизма пришла в Тибет преимущественно
благодаря усилиям
После наступления
более благоприятного времени, начиная
приблизительно с Х в., из Индии
пригласили новых учителей и в Тибет пришла
другая волна буддизма. Она известна как
период "новых (переводов)", когда
получили развитие три главные традиции:
Сакья, Кагью и Кадам. В XIV в. традиция Кадам
была преобразована в Новую Кадам, или
Гелуг. В традиции Кагью существуют две
главные линии. Дагпо Кагью развилась
из линии Тилопы, Наропы, Марпы, Миларепы
и Гампопы. Она подразделяется на 12 разных
линий, одна из них Карма Кагью, главой
которой традиционно является Кармапа.
Наиболее важными из этих 12 линий являются
Другпа, Дрикунг и Таг-лунг Кагью. Вторая
главная линия Кагью, Шангпа, ведет свое
происхождение от индийского мастера
Кхьюнгпо Налжор. Традиция Сакья идет
от великого индийского мастера Вирупы,
а Кадам - от индийского мастера Атиши,
который, прежде чем отправиться в Тибет,
совершил путешествие в Индонезию с целью
возрождения некоторых линий Махаяны,
попавших туда, как уже упоминалось, из
Индии. Традиция Новая Кадам, или Гелуг,
была основана Тзонкапой.
Одной из величайших
фигур в тибетском буддизме является
Далай-лама; Далай-лама 1 был учеником Тзонкхапы,
когда 3-й его "перерожденец" прибыл
в Монголию, ему дали имя "Далай",
по-монгольски "океан", а предыдущие
его перерождения после смерти были признаны
как Далай-ламы 1 и II. Далай-лама IV родился
в Монголии; Далай-лама V объединил весь
Тибет и стал не только духовным, но и политическим
лидером. Неверно полагать, что Далай-лама
является главой традиции Гелуг; ее возглавляет
Гандэн Три Ринпоче. Далай-лама стоит выше
любого главы любой из традиций, являясь
покровителем всего тибетского буддизма.
Панчен-лама 1 был одним из учителей Далай-ламы
V. В отличие от Далай-ламы Панчен-лама
занимается исключительно духовными делами.
Когда возраст Далай-ламы и Панчен-ламы
был подходящим, тогда один из них мог
стать учителем другого.
Заключение.
Анализ традиций тибетского буддизма.
Анализируя четыре
традиции тибетского буддизма, мы приходим
к выводу, что общее у них
составляет приблизительно 85%, Все они
следуют учениям Индии как
своей первоначальной основе. Все
они изучают философские догматы четырех
буддийских традиций Индии, рассматривая
это как путь к достижению все более тонкого
понимания реальности. В этом отношении
они все признавали, что наиболее совершенной
является Мадхьямика. Все они соблюдают
традицию проведения диспутов, широко
распространенную в индийских монастырях,
а также традицию великих созерцателей
Индии, махасиддх. Все они следуют объединенному
пути сутры и тантр, которые являются общей
махаянской основой этих учений. Общей
для них является и традиция монашеских
обетов; это традиция хинаянской школы
Мула-Сарвастивады, развившаяся из Сарвастивады
и незначительно отличающаяся от распространенной
в Юго-Восточной Азии и Китае традиции
Тхеравады. В Тибете не получила распространения
традиция полностью посвященных монахинь,
хотя в тибетских монастырях существовал
институт послушниц. Приблизительно 85%
монашеских обетов не отличаются от обетов
других традиций. Однако незначительные
различия существуют. Одежда монахов темно-бордового
цвета, а рубашки не имеют рукавов.
Буддийские тексты
переводились на тибетский язык главным
образом с санскрита, лишь некоторые
были переведены с китайского, в
случае, когда был утерян санскритский
подлинник. Тексты хранятся в двух главных
собраниях: Кэнгьюр, объединяющий подлинные
слова Будды, и Тэнгьюр, в котором собраны
индийские комментарии. Это самый крупный
корпус буддийской канонической литературы,
содержащий наиболее полное изложение
индийской буддийской традиции, что особенно
ценно, так как начиная с ХII-ХIII вв. буддизм
в Индии потерял влияние в результате
тюркских вторжений из Афганистана. Большинство
утраченных санскритских подлинников
сохранилось исключительно в тибетских
переводах.
Таким образом,
Тибет стал наследником индийского
буддизма в то время, когда в самой
Индии он оформился в виде традиции, признающей
постепенный путь. Великий вклад тибетцев
в буддизм состоит в дальнейшем развитии
его организации и методов обучения. Тибетцы
разработали способы раскрытия всех основных
текстов и прекрасные системы толкования
и обучения.
Из Тибета буддизм
проник в другие районы Гималаев, такие
как Ладакх, Лахул-Спити, Киннуар, область
Шерпа в Непале, Сикким, Бутан
и Аруначал. Однако наиболее масштабным
было распространение буддизма в
Монголии в конце VI в. во время тюркского,
а затем и уйгурского правления в Монголию
пришла из Центральной Азии первая волна
учений махаянского буддизма. Позднее,
в XVII в. Монголия была искусственно разделена
маньчжурами на Внешнюю и Внутреннюю Это
произошло до завоевания ими Китая, Буддизм
распространился на территории всей Монголии.
Вторая, более крупная волна пришла их
Тибета в ХН1 в. во времена хана Хубилая,
когда в Монголию прибыл великий мастер
традиции Сакья Пхагпа-лама. Для помощи
в переводе буддийских текстов он разработал
новую монгольскую письменность. В это
время в Монголию пришли также учителя
традиции Карма Кагью.
Тибетский буддизм
был принят также некоторыми другими
наследниками Чингиз-хана, а именно:
ханами Чигитай, правившими в Восточном
и Западном Туркестане, и ханами
Или, правившими в Персии. фактически в
течение нескольких десятилетий тибетский
буддизм был государственной религией
Персии, хотя он и не получил поддержки
коренного мусульманского населения.
В середине XIV в., с падением в Китае монгольской
династии Юань, влияние буддизма в Монголии,
поддерживавшегося в основном знатью,
ослабело.
Третья волна
буддизма пришла в Монголию в конце
XVI в. благодаря усилиям Далай-ламы
III, когда главной формой распространившегося
среди монголов тибетского буддизма
стала традиция Гелуг. Однако незначительные
следы традиций Сакья и Кагью сохранились
несмотря на то, что они не были признаны
официально. В некоторых небольших монастырях
продолжали практиковать традицию Ньингма,
однако ее истоки не ясны: происходит она
от тибетских традиций собственно школы
Ньингма или же от практик Ньингма, восходящих
к "Чистым видениям" Далай-ламы V.
Первоначальный стиль возведения тибетских
монастырей возник в конце XVI в. при постройке
монастыря Эрдэни-Цзу на месте древней
столицы Каракорум.