Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:13, реферат
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Введение
Буддизм
Возникновение буддизма и его основные идеи
Развитие идей буддизма в культурах Юго-Восточной Азии
Буддизм в Китае и Монголии
Развитие идей буддизма в культурах Индии и Китая
Идеи буддизма в культурах Индонезии и Тибета
Заключение
Анализ традиций тибетского буддизма
Список литературы
В течение своей
жизни Будда обучал разным методам,
но как и в случае с учениями
Иисуса Христа, при жизни Будды
ничего не было записано. Через несколько
месяцев после ухода Будды
собрались 500 его учеников (позднее
это собрание стало известно как Первый
буддийский совет), чтобы устно утвердить
то, чему учил Будда. Ученики по памяти
воспроизводили различные отрывки услышанных
ими священных текстов. Несмотря на то,
что это собрание текстов, известное под
названием "Трипитака", или "Три
корзины", было воспроизведено по памяти
и официально утверждено уже в этот ранний
период, записано оно было значительно
позже. Например, палийский конон был записан
в начале 1 в. н.э. в Шри Ланке. Причиной
этого было то, что письменный язык использовался
в то время только в коммерческих или административных
целях и никогда не использовался для
научных целей или целей обучения. Эти
тексты сохранялись в памяти, причем определенные
группы людей в монастырях были ответственны
за сохранение различных текстов.
Не все учения
Будды передавались устно так
открыто. Считалось, что некоторые
из них предназначены для
Критика поздних
буддийских учений как неаутентичных
на основании того аргумента, что
только ранние буддийские источники
содержат подлинные слова Будды,
представляется несостоятельной. Ибо
если "ранние" буддисты заявляют,
что позднейшие традиции неаутентичны,
потому что основаны на устной традиции,
то этот же аргумент может быть использован
и в отношении ранних учений, т. к. они тоже
не были записаны самим Буддой, а передавались
устной традицией. Тот факт, что различные
тексты Будды были записаны на разных
языках и в разных стилях, также не ставит
под сомнение их подлинность, т. к. сам
Будда говорил, что его учения следует
сохранять на том языке, который принят
в данном обществе, с учетом свойственного
этому обществу стиля. Особое значение
всегда должно придаваться смыслу, а не
словам, текст не должен нуждаться в дополнительном
толковании.
Эта первая группа
учений, которая передавалась устно
и открыто, со временем была записана
и образовала основу направления, известного
как Хинаяна. Различные расколы и менее
значительные расхождения в трактовке
основных положений привели к разделению
Хинаяны на 18 школ, в которых на различных
индийских диалектах передавались незначительно
отличающиеся друг от друга тексты. Школа
Тхеравады, например, попав в Шри-Ланку
и в Юго-Восточную Азию, сохраняла свои
учения на языке пали, а школа Сарвастивады,
получившая распространение в Центральной
Азии, использовала санскрит.
Хинаяна, общий
термин для названия этих 18 традиций,
означает "Скромная колесница". Обычно,
Хинаяна переводится как "Малая колесница",
однако нет нужды придавать этому слову
уничижительный оттенок. Колесница означает
"движение ума", т. е. путь мышления,
чувства, действия и т. д., который ведет
к определенной цели. Она скромная в том
смысле, что предполагает методы достижения
скромной, а не высшей цели. Она существует
для тех, кто просто работает над преодолением
своих собственных проблем, т. к. для них
было бы непосильно работать с целью преодоления
всеобщих проблем. Вместо того, чтобы стремиться
стать буддой, они стремятся стать освобожденными
людьми (на санскрите "архат").
Будда учил, что
в текущую мировую эпоху
Далее, Будда
учил, что когда человек достигает
нирваны, или освобождается от собственных
проблем, тогда поток сознания прерывается
или гаснет подобно свече. Это помогает
людям, не преследующим высшие цели, не
быть подавленными страхом, а также дает
им возможность ощутить, что действительно
наступит конец их страданиям, и таким
образом вступить на путь Хинаяны.
В записанных позднее
учениях Махаяны ("Просторная колесница*)
те 1000 будд, о появлении которых говорил
Будда, рассматриваются как основатели
мировых буддийских религий. Кроме них
появится также множество других будд,
которые не будут основателями мировых
буддийских религий; стать одним из этих
будд возможно. Более подготовленных учеников
Будда наставлял, как стать буддой: это
означает не только преодоление собственных
проблем, но и собственных ограничений,
а также максимальную реализацию возможностей
по оказанию помощи ближним. Будда учил,
что прекращение потока сознания после
достижения паринирваны означает прекращение
существования потока сознания в его прежнем
качестве. Таким образом, поток сознания
вечен, как и жизнь, наполненная помощью
ближним.
Итак, первой записанной
системой учений была Хинаяна. В ней содержатся
основополагающие учения, признаваемые
также и Махаяной, а именно: все учения.о
карме (причинно-следственная связь); все
правила этической самодисциплины, включая
правила монастырской дисциплины для
монахов и монахинь; анализ деятельности
умственной и эмоциональной сфер; указания
как развить способности к концентрации,
а также как достичь мудрости, чтобы преодолеть
заблуждения и увидеть реальность. Учения
Хинаяны включают также способы развития
чувства любви и сострадания. Любовь определяется
как желание счастья другим людям, а сострадание
- как пожелание другим людям освободиться
от их проблем. Махаяна развивает эти положения,
добавляя к ним принятие на себя ответственности
за действенную помощь другим людям, не
ограничиваясь только пожеланием им добра.
Поскольку вследствие свойственных человеку
ограничений он не в состоянии оказывать
другим максимальную помощь, особое внимание
Махаяна уделяет раскрытию сердца индивидуума
с помощью бодхичитты. Бодхичитта означает
установку стать буддой, другими словами
сердце, стремящееся к преодолению всех
присущих личности ограничений и к реализации
всех возможностей с целью оказания наибольшей
помощи каждому..
Развитие
идей буддизма в культурах
Юго-Восточной Азии.
В полном объеме
до нашего времени сохранилась традиция
Тхеравады, или "Учение старейшин".
В наши дни она
распространена в Юго-Восточной
Азии, особенно в Шри-Ланке (Цейлон),
Мьянмаре (Бирма), Таиланде, Кампучии (Камбоджа)
и Лаосе. В Шри-Ланку и Мьянмар
учения этой школы попали в середине III
в. до н.э. с помощью индийского короля
Ашоки. В более поздний период в обеих
этих странах ощущались влияния учений
Махаяны, включая тантру, попавшие сюда
из восточной Индии, однако эти влияния
были незначительными. В середине XI в.,
когда был построен буддийский город Паган,
в Мьянмаре произошло возрождение традиции
Тхеравады.
До начала XIII
в. Таиланд состоял из нескольких
небольших королевств, испытывавших
определенные буддийские влияния со
стороны соседних с ним Мьянмара и Кампучии.
После объединения страны в середине XIII
в. король пригласил из Шри Ланки представителей
традиции Тхеравады. В XVIII в. Шри-Ланка
обратилась к Таиланду с целью возрождения
преемственных линий посвящения в монашеский
сан, ослабевших за период колониального
правления европейцев.
Первым индуистским
государством Юго-Восточной Азии в
1 в. н.э. было Кхмерское королевство
(Кампучия). Его власть распространялась
на Кампучию, Южный Вьетнам, Таиланд,
Малайский полуостров. К концу IV
в. в этом регионе широко распространились
Махаяна, индуизм, а также, в некоторой
степени, Тхеравада. Затем последовал
период упадка, после чего буддизм достиг
расцвета в IX в. В конце XII в. и в начале
XIII в. один из кхмерских королей, оказывавших
покровительство Махаяне, построил огромный
комплекс храмов в Ангкоре. В середине
XIII в. Таиланд захватил Кампучию и с тех
пор там преобладает традиция Тхеравады.
В середине XIV в.
член правившей в Лаосе королевской
фамилии находился в изгнании
в Кампучии. Вернувшись на родину и
став королем, он распространил там традицию
Тхеравады. Ранее, в 1 и II вв. до н.э., Тхеравада
попала в северный Вьетнам морским путем
непосредственно из Индии, однако вскоре
ее вытеснила китайская форма Махаяны.
Во II - III вв. Тхеравада из Индии попала
в Индонезию, причем как и в Кампучии здесь
примешивались некоторые элементы Махаяны
и индуизма. Однако вскоре Махаяна опять
стала преобладающей формой буддизма
в этой стране. Несколько позже я более
подробно остановлюсь на истории буддизма
во Вьетнаме и Индонезии.
Такова общая
схема распространения
Как я уже
упоминал, учения Тхеравады были записаны
на языке пали, одном из индийских
языков, более разговорном, чем санскрит.
В каждой из названных стран на
языке пали читают одни и те же тексты,
известные как Трипитака, или "Три
корзины". Однако в каждой стране для
их записи используется местный алфавит.
В странах, где
получили распространение учения школы
Тхеравады, существует единая система
монашеских обетов: традиции женского
послушания и монашества не получили
развития, несмотря на наличие в рукописях
текстов обетов для монахинь.
Характерная особенность
буддизма заключается в его
Другие традиции
Хинаяны, тексты которых были записаны
не на пали, а на санскрите, достигли расцвета
в собственно Индии и затем из Индии распространились
на запад, затем на север и на восток вдоль
Шелкового пути через Центральную Азию
в Китай. Наиболее важными из этих традиций
были Сарвастивада и Дхармагупта.
Сарвастивада
отделилась от Тхеравады в конце
правления короля Ашоки в середине
III в. до н.э., и достигла расцвета сначала
в Кашмире и Гандхаре, то есть
на территории современного Пакистанского
Пенджаба и Центрального Афганистана.
В конце III и начале II вв. до н.э. эти районы
были захвачены потомками греков, которые
пришли сюда более века назад вместе с
Александром Великим во время его походов
в Центральную Азию и северо-западную
Индию. Затем Сарвастивада распространилась
на заселенные ими земли в Бактрии и Согдиане.
Бактрия располагалась в районе между
горами Гиндукуш в Афганистане и рекой
Оксус (Аму-Дарья) и включала Афганский
Туркестан и часть территории современной
Туркмении. Согдиана располагалась в основном
в районе между реками Оксус и Яксартес
(Сыр-Дарья) и охватывала некоторые районы
современного Таджикистана, Узбекистана
и, вероятно, Киргизии. В середине 1 в. до
н.э. она простиралась от Кашмира на север
до Хотана в южной части бассейна реки
Тарим в Восточном Туркестане. В конце
1 в. н.э. большая часть этих территорий
входила я состав Кушанской империи, населенной
центрально-азиатскими народами гуннского
происхождения, которые сосредоточились
на северо-западе Индии. Кушанский король
Канишка был покровителем Сарвастивады
и во время его правления были построены
великие пещерные буддийские монастыри
и научные центры в Бамиане в Центральном
Афганистане, а также в Аджина-Тепе, Кара-Тепе
и некоторых других местах в южном Таджикистане
около современного Термеза. Также во
время его царствования Сарвастивада
из Кашмира попала в Ладакх. Из Хотана
она начала распространяться через города-оазисы
пустынь Восточного Туркестана по направлению
к городу Куча, расположенному в северной
части бассейна реки Тарим, и в Кашгар
на западе. Была завершена запись текстов
Сарвастивады на санскрите и начата работа
по их переводу на хотанский язык. Однако
в Центральной Азии все буддийские тексты
записывались на санскрите.
Принадлежащая
Хинаяне школа Дхармагупты
В середине II в.
н.э. через Центральную Азию и
Шелковый путь начались контакты Китая
с буддизмом. Монахи из купеческих семей
Индии, Кашмира, Согдианы, Парфии, Хотана
и Кучи, многие из которых были уроженцами
Китая, начали переводить буддийские тексты
с санскрита на китайский язык. Сначала
это были тексты Хинаяны, однако вскоре
были переведены также священные тексты
Махаяны. В III-IV вв. Китай был раздроблен
на различные княжества делившиеся на
северные и южные. В южном Китае, где продолжала
существовать более традиционная китайская
культура, интерес к буддизму был чисто
философским, сопровождавшимся множеством
рассуждений, часто путающих учения Махаяны
о пустоте или отсутствии воображаемых
способов существования с местными идеями
небытия. На севере, где правили по большей
части династии, представлявшие народы
некитайского происхождения, являвшиеся
дальними предками тюрков, тибетцев, монголов
и маньчжуров, основное внимание уделялось
медитации, а также развитию и использованию
экстрасенсорных и экстрафизических сил.
Поскольку переведенные
тексты не были отобраны в соответствии
с какой-либо системой, а термины
часто заимствовались из конфуцианской
традиции и только частично были эквивалентны
переводимым терминам, было много
путаницы относительно сущности учения
Будды. Вследствие этого многие монахи
совершали путешествия по Шелковому пути
в Центральную Азию или по морю с целью
привезти большее количество текстов
и надеясь с их помощью устранить неясности;
с этой же целью они посещали великие монастырские
университеты. Так было собрано и привезено
в Китай много текстов. При попытках сведения
всех этих текстов воедино они столкнулись
с серьезными проблемами. В Индии учения
Махаяны не были еще достаточно унифицированы,
и каждый паломник, приносивший с собой
связку текстов, имел различный подбор
материала, вследствие чего не было единого
мнения о том, какие тексты считать важнейшими
учениями Будды. Таким образом возникли
различные школы китайского буддизма.