Философия Буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:46, доклад

Краткое описание

Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его бытие постепенно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо вкушает радость и умиротворенность. Таков закон кармы (модального в—даяния), который определяет участь человека в сансаре (циклическом существовании, «круговороте» рождений, смертей и перерождений).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 23.58 Кб (Скачать)

1. Учение Будды.

Как и другие религии, буддизм  обещает людям избавление от самых  тягостных сторон человеческого  бытия – страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

Буддизм учит, что под  влиянием поступков человека его  бытие постепенно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо вкушает  радость и умиротворенность. Таков  закон кармы (модального в—даяния), который определяет участь человека в сансаре (циклическом существовании, «круговороте» рождений, смертей  и перерождений).

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра – «колесо жизни». Любое живое существо замкнуто внутри «колеса жизни» с его бесконечной цепью перерождений. Гнев, неведение и вожделение не дают ему возможности вырваться из «колеса жизни». Бхавачакра состоит из 12 нидан – звеньев , взаимосвязанных причин, порождающих беспрерывный поток жизней: неведение обуславливает появление кармических импульсов; они формируют индивидуальное сознание; сознание определяет характер физического и психического облика человека: это в свою очередь способствует формированию шести чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие окружающего мира порождает само чувство; затем желание, в свою очередь, порождает привязанность к тому, что чувствует и о чем мыслит человек. Привязанность приводит к вхождению в существование, следствием чего является рождение. А всякое рождение неизбежно ведет за собой старость и смерть

Таков цикл существования  в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляет свой кармический  след, который приводит человека к  следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы как можно  меньше оставить кармических следов. Это значит, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к  объектам желаний.

«Нет уз у тех, у которых  нет приятного и неприятного»; «Из привязанности рождается  печаль, из привязанности рождается  страх, у того , кто освободится от привязанности, нет печали, откуда возьмется страх?».

«Как дерево, хотя вырванное, продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок, так и страдание  рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию».  

Так сказано в «Дхаммападе».

Высшую цель жизни буддизм  видит в освобождении от кармы  и выходе из круга сансары. Такое  состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме и называется нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана  – это смерть. Но это не так. Нирвана  – это угасание обычных желаний  и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в ином качестве, жизнь совершенно освобожденного духа.

Буддизм не относится ни к монотеистическим, ни к политеистическим религиям. Будда не отрицает существование  богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада  и т.п.), но считает , что они тоже подчинены действию кармы и , несмотря на свои сверхъестественные силы, не могут самого главного – выйти за пределы непрерывного круга перерождений. Только человек способен «встать на путь» и , последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений богам и другим существам придется родится в человеческом облике. Только среди людей могут появится высшие духовные существа: будды – люди, достигшие Просветления, и бодхисаттвы – те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим существам.

Но будды не могут , как боги других религий , создавать мир , управлять стихиями; они , как правило , не могут карать грешников или награждать праведников. Буддизм подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэтому в «Дхаммападе» сказано: «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя».

Четыре благородных истины: проповедь учения Будда начал  с «четырех благородных истин»: о  страдании и причине страдания, об устранении причины страдания  и о пути к прекращению страданий, обращаясь к ученикам (бхи---) так: «А вот, бхи ---, благая истина о том, что существуют страдания. Вожделение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание; соединение с тем, что неприятно – страдание; разъединение с тем, что приятно – страдание; когда нет возможности достичь желаемого – это тоже страдание.

А вот, бхи----, благая истина о том, что страдание имеет свою причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трех видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.

А вот, бхи----, благая истина о том, что страдание может быть уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них.

А вот, бхи----, благая истина о том, что существует путь, ведущий к уничтожению страданий» .

Согласно первой истине все  существование человека есть страдание, неудовлетворенность, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни  в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением с приятным».хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или жажду удовольствий, которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных  истин преодолевается благодаря  следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку  она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же устранена: чтобы положить конец  страданиям и разочарованиям надо прекратить испытывать желание.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая  восьмеричный благородный путь: «Этот  благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание и правильное сосредоточение.»

То есть восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и  культуру мудрости (правильные взгляды). Культура поведения – это пять (или десять) основных заповедей: не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй: а также добродетели  щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п.

Культура медитации - - это  система упражнений, ведущих к  достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию  страстей.

Культура мудрости - это  знание четырех благородных истин.

Из всех четырех благородных  истин именно восьмеричный благородный  путь составляет ядро буддийской религии. Будда не просто говорит о возможности  освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь Свободы и сам стать  буддой. Все это отличается от других известных религий: ни одно религиозное учение не признает, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.

Другими важными положениями  учения Будды являются три характеристики бытия (трилакшама): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а так же учение о взаимозависимости возникновения всех вещей (пратетоя самутпада).

В мире не ничего вечного  – всякое существование имеет  начало и конец, а раз так, то не может быть и неизменной души. Каждый человек состоит из пяти совокупностей, буквально «груд» элементов (скандх): телесного (пупа), ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.

Дхарма – закон, истина, путь.

Важнейшим для буддистов  является понятие дхармы. Оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую  он открыл всем существам. Понятие «дхарма» также означает в буддизме моральную  добродетель, прежде всего моральные  и духовные качества Будды, которые  следует развивать в себе. Кроме  того, дхармы – это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Будда, как никто иной, понимая, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним  подходить с одной и той  же меркой: одним дхарму нужно растолковывать, другие схватят её на лету, третьим  потребуется множество примеров и т.п. Не существует единого, универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формы  Дхармы на все случаи жизни, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей каждого типа последователей.

Различные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью  всегда остается просветление, но достичь  его довольно трудно – это под  силу лишь самым упорным и одаренным. Для простых людей, не способных  на значительные духовные усилия в  нынешнем своем состоянии, промежуточным  этапом может стать воплощение в  лучших условиях на земле или в  чистой сфере какого-нибудь будды, с помощью которого они в дальнейшем достигнут нирваны. 

 

 

  

 

4. Философские  школы буддизма.

Будда в своих беседах  уделял главное внимание практическим вопросам избавления от страданий и  не останавливался на философских проблемах. Будда считал, что когда человек  испытывает страдание, обсуждать абстрактные  вопросы – простая трата времени. Он даже перечислял ряд вопросов, ответы на которые бесполезны для духовного  роста. Например, вечен ли мир; конечен  ли мир; сознание и тело одно и то же или нет?

Но вместе с тем Будда  никогда не избегал спорить по этим вопросам с представителями  других взглядов и всегда поощрял  своих учеников не принимать свои слова на веру, но самостоятельно искать истину: «Полагайтесь на смысл, а не на слова. Полагайтесь на Изначальную  Мудрость, а не на обычный ум. Полагайтесь на абсолютную истину, а не на относительную, полагайтесь на учение , а не на личность.»

После ухода будды между его учениками возникли разногласия как по вопросам практики, так и по чисто философским проблемам. В течении столетий в разных странах возникало множество философских школ, взгляды которых очень сильно различались. Обычно выделяют четыре главные философские школы буддизма, появившиеся еще в Индии. Две из них, саутрантика и вайбхамика, относятся к тхераваде, а две другие, читтамара и мархъямака – к макаяне. В поздней традиции многообразие школ объяснили разным уровнем духовного развития существ.

Основной вопрос философии  в буддизме – это природа окружающего  мира и собственного сознания, а  общая для всей буддийской философии  – это отсутствие «самости», или  индивидуального «я». Когда говорят о перерождениях, о прошлых и будущих жизнях, то принимают существование «я» лишь на относительном уровне, то есть как видимость, переживаемую заблуждающимся умом. При этом отрицается существование «я» и как понятия, и как естественного ощущения .

Рассмотрим вкратце воззрения  упомянутых школ.

Название школы вайбхамика указывает на то, что её последователи опираются прежде всего на толкование (вайбхаму), «Ахидхарму», - третий раздел буддийского канона.

Вайбхамики считают, что реальны как внешние, материальные, так и внутренние, духовные объекты. Говоря о познании внешнего мира, вайбхамики утверждают, что явления воспринимаются непосредственно, а не выводятся из идей или представлений, порождаемых умом.

Название школы саутрнтика означает, что её последователи полагаются только на подлинные слова Будды, запечатленные в канонических сутрах.

Саутрантика считает, что оба мира, как материальный, так и духовный, реальны. Внешние объекты признаются отличными от сознания. Образы же, появляющиеся в сознании – не сами объекты, а только их копии. Для возникновения образа должны существовать и познающий ум, и чувства При познании мира в уме возникают образы, которые являются копиями реальных объектов.

Школу читтаматра основали два знаменитых философа братья Асанта и Васубандху. Само слово «читтаматра» означает «только ум». Другое название этой школы – виджнянавада, что означает «наука о сознании». В этой школе утверждают, что все явления внешнего мира лишены всякой реальности, но возникают только в уме, который и есть единственная реальность. Все воспринимаемые внешние объекты – это лишь ошибочные представления ума. Они подобны сну, в котором мы принимаем иллюзию за действительность.

Сам же ум – это непрерывный  поток состояний сознания. В этом потоке хранятся впечатления или  отпечатки всего предыдущего  опыта. В тот или иной момент воспринимаются только те объекты, чей отпечаток  проявляется при данных обстоятельствах  под воздействием кармы. Вот почему нельзя воспринимать любые объекты  в любой момент по своему желанию.

Путем специальной практики можно успокоить ум, прекратить появление  иллюзий и достичь состояния, которое называется татхата («таковость») или дхармата (природа явлений). В этом состоянии покоя нет ни восприятий ни воспринимающего.

Важнейшей философской школой махаяны считается мадхъямана, или «школа срединности». Основал её великий мудрец Нагарджуна и его ученик Арьядева во 2-3вв. н.э. Другое название этой школы шукьявара, или «учение о пустоте», поскольку в ней все явления считаются совершенно лишенными реальности, то есть пустотой – шукьёй.

Может показаться, что мадхъямана – это философия нигелизма, все отрицающая. Но на самом деле отрицается не вся реальность, а истинность воспринимаемого нами мира явлений. Истинная реальность признается лишенной каких-либо свойств, не может быть воспринята интеллектом и, следовательно, не может быть описана. Это реальная, но неописуемая природа вещей и есть шукья.

Информация о работе Философия Буддизма