Философия А.С. Хомякова

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 05:53, реферат

Краткое описание

Алексей Степанович Хомяков русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, живописец, поэт и драматург, публицист, основатель славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук и просто гениальнейший человек, философ своего времини!

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Фотография…………………………………………………………………….4
Биография………………………………………………………………………5
Основная историческая часть…………………………………………………7
Термины……………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

идиотский реферат.docx

— 97.47 Кб (Скачать)

 

 

Реферат по философии

 

  

 

на тему: 

 

"Философия А.С. Хомякова"  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 1 курса Лапытько Ирина 

 

Руководитель: Верстин И.С. 

 

 

   

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Москва, 2011 
 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

Фотография…………………………………………………………………….4

Биография………………………………………………………………………5

Основная историческая часть…………………………………………………7

Термины……………………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………...13

 

 

Введение:

Алексей Степанович Хомяков русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, живописец, поэт и драматург, публицист, основатель славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук и просто гениальнейший человек, философ своего времини!

 

Биография

Алексей Степанович родился 1 мая (13 мая) 1804 г. В Москве (на Ордынке) в старинной  дворянской семье. Предки его по обеим  линиям принадлежали к родовитым  семьям дворян-землевладельцев. Отец, отставной гвардии поручик Степан Александрович Хомяков, был страстным англоманом и даже входил в число основателей знаменитого Английского Клуба в Москве. Был одержим карточной игрой в итоге, в своем же клубе, он проиграл почти все семейное состояние. Мать философа, Мария Алексеевна Киреевская, дама сильного, властного, гордого характера, будучи воспитанной в консервативных традициях, сохранила подлинно русский дух и глубокую приверженность православному укладу жизни. В семье Хомяковых неукоснительно соблюдались «обряды и традиции русского православия – постились, посещали церковь, читали творения св. отцов и житийную литературу, давали приют странникам». Мария Алексеевна во многом способствовала искреннему и последовательному воцерковлению сына, и, именно ей Хомяков, по собственным словам, был обязан "своим направлением и своей неуклонностью в этом направлении"..

А.С. Хомяков получил основательное  домашнее образование. Особенное внимание обращено было на языки: французский, немецкий, английский и латинский. Последнему его учил французский эмигрант, аббат  Boivin.

О фантастической способности А.С. Хомякова к языкам говорят многие исследователи. Хомяков владел 20  иностранными языками. Он постоянно работал над собой и совершенствовал свои и без того огромные познания. Бесподобные знания позволили Алексею Степановичу доказать соответствие русского языка с санскритским, то есть с литературным языком древней и средневековой Индии.

В 1815 г. семья переехала в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге Хомякова учил русской  словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова.

Образование Хомякова закончилось  в Москве, где по зимам жили его  родители после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 -1820).

В 1822 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета и в 17 лет сдал экзамен на степень  кандидата математических наук. В  том же году

начал печататься (перевод сочинения  Тацита). Проявил большой интерес  к литературному творчеству и  к философии немецкого идеализма (он отрицательно относился к выводам  Шеллинга и Гегеля, но пользовался  ими как аргументами в спорах).

Военная служба. Декабристы

Когда в 1821 году началось восстание  против турецкого ига в Греции, юный Хомяков, учившийся в Московском университете и получивший там степень  кандидата математики, обзавелся  фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился на помощь угнетенным, однако был вскоре задержан и возвращен домой.

Так и не став ученым-математиком, молодой кандидат наук поступил на военную службу. С 1822 г. По 1825 г. он на военной службе: сначала в Астраханском кирасирском полку, в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии  Конном полку, в Санкт-Петербурге.

В это время Хомяков устанавливает  знакомство с поэтами-декабристами, печатает в "Полярной звезде" (альманах Рылеева и Бестужева) стихотворение "Бессмертие вождя" (1824).

В 1825году Хомяков вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария , Австрия).

В Париже он с увлечением занимался живописью, писал историческую драму "Ермак". Но к Парижу оставался холоден, Францию воспринимал как средоточие всех отрицательных сторон западноевропейской цивилизации. В одном из писем домой, относящихся ко времени его пребывания в Париже, Хомяков мимоходом упоминает, что он строго соблюдает правила Великого поста.

В 1828 г. с началом Русско-турецкой войны вернулся в Россию на службу в Белорусский гусарский полк, служил адъютантом при генерале Мадатове и принимал участие в нескольких сражениях; был дважды ранен и за храбрость получил орден святой Анны с бантом и Владимирский крест. По заключении Адрианопольского мира вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.

 В 1836 г. Хомяков женился  на Екатерине Михайловне Языковой, сестре поэта Николая Михайловича  Языкова. Брак был на редкость  счастлив. Жена полностью разделяла  убеждения Хомякова и поддерживала  его во всех начинаниях. У них  родились четыре сына и пять дочерей. Она скончалась в три дня от тифа, в возрасте 35-ти лет, в 1852 году. Алексей Степанович, занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел и умер 23 сентября 1860 года. За несколько секунд до кончины он твердо и сознательно осенил себя крестным знамением. Был похоронен в Даниловом монастыре, под одним памятником со своей женою, им самим же поставленным, со словами псалма: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит» . К этим словам после его кончины было дописано: «Блажени алчущии и жаждущии правды». После закрытия монастыря его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.

 

 

После русско-турецкой войны Хомяков  постепенно все больше погружается  в философские раздумья и научные  занятия, в которых огромное место  занимают вопросы соотношения и  взаимодействия русской и европейской  культур. Своеобразным толчком для  кристаллизации его мыслей послужила  публикация в 1836 году в журнале "Телескоп" первого философического письма П.Я. Чаадаева, резко критиковавшего историческое прошлое России и призывавшего к всецелому копированию европейского пути.

В течение 1830-х годов у мыслителя  сложилась стройная система взглядов, которую несколько позднее критики  назовут «славянофильством», термином, который сами ранние славянофилы использовали крайне редко. Итогом мировоззренческой эволюции Хомякова стало написание им статьи «О старом и новом», изначально не предназначавшейся для печати и прочитанной зимой 1838-1839 гг. на одной из «сред» И.В. Киреевского в Москве. Именно в этой работе Хомяковым были обозначены ключевые темы дальнейших дискуссий славянофилов и западников : «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в её теперешнюю организацию?.. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

В начале 1840-х годов славянофильская  доктрина получает выработанный и стройный вид во время споров Хомякова с  западниками (Герценом, Грановским и  др.) в салонах Елагиной и Свербеевых. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории  и богословия, и необыкновенными  диалектическими способностями, Хомяков  был на голову выше западников и  легко опровергал их схемы.

Взгляды Хомякова тесно связаны  с его богословскими идеями и  в первую очередь с экклезиологией. В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви».

В конце второй половины 1840-х годов  он написал "Опыт катехизического  изложения учения о Церкви"; этот труд был издан только после его  смерти в "Православном Обозрении" 1864 г. К 1844–1855 гг. относится переписка  Хомякова с англичанином Пальмером, вызванная желанием последнего оставить англиканскую Церковь. В эти годы Хомяков с особенной обстоятельностью рассматривает Православие в его отношениях к католичеству и протестантству в трех брошюрах, вышедших по-французски за границей в 1853,1855 и 1858 гг. под общим заглавием: "Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях". Во второй брошюре результатом нравственного братоубийства, выразившегося в разделении церквей, выставляется, между прочим, союз Запада с исламом против Православия.

Наиболее полно взгляды Хомякова на природу и роль Церкви раскрыты в знаменитой статье «Церковь одна» (впервые опубликована в Берлине  в 1867 году, в России - в1879 году). При  построении всех философских положений  Хомяков исходил из учения Святых Отцов Православной Церкви.

"Хомяков первый раскрыл основные  черты русского православного  сознания – в категориях, привычных  европейской мысли того времени.  Этот отставной ротмистр, воспитанный  французским аббатом, изучавший  математику в Москве и живопись  в Париже, стал главным проводником  славянофильской философии жизни  и в то же время первым  оригинальным богословом и истинным  глашатаем Русской Церкви."

Славянофильская историософия представлена в основном в «Семирамиде» Хомякова. Название произведению дал Н.В. Гоголь: заглянув однажды в рукопись Хомякова, он увидел там имя древней царицы и пошутил: "Алексей Степанович Семирамиду пишет". В этой незавершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла.

У Хомякова было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и  всемирной задачи России. Эта всемирная  задача, по мнению Хомякова, состояла в  том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного  развития, какое получила история  под влиянием Запада. «Западная Европа, — отмечал Хомяков, —развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т. е. христианства односторонне понятого».

А.С. Хомяков, безусловно, считал православную монархию единственно приемлемой для  России формой государственного устройства, хотя при этом выступал за созыв  Земского собора , связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате западнических реформ Петра I. Как и другие славянофилы, Хомяков был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением, что отразилось в 1854 г. в его стихотворении "России" с обличительными строчками: «В судах черна неправдой черной / И игом рабства клеймена...».

Титульный лист первого номера журнала  «Русская беседа» (1856–1860), созданного по инициативе А.С.Хомякова





В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым ,Л.Н. Толстым и другими, предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп.

С 1856 по 1860 годы славянофилами издается журнал «Русская беседа» (издатель-редактор А.И. Кошелев, соредакторы - Т.И. Филиппов, затем П.И. Бартенев). «Русская беседа»  выступала за сохранение крестьянской общины после реформы, освобождение крестьян с землей за выкуп, за отмену смертной казни; пыталась связать проповедь  религии в народе с распространением всеобщей грамотности.

Важнейшие  философские  статьи  Хомякова  помещены  в  первом томе собрания   его  сочинений  "По  поводу  Гумбольдта",  "По  поводу  отрывков, найденных  в  бумагах  И.В. .Киреевского", "О современных явлениях в области философии",  "Письмо  о  философии  к  Ю.Ф  Самарину". Интересны мысли А.С. Хомякова о необходимости разностороннего, гармонического, университетского образования юношества, изложенные в его статье «Об общественном воспитании в России» (1850г.). «Строй ума ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама – будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода».

Только с 1879 года, по ходатайству  графа Д.Толстого и при содействии великого князя Константина Николаевича, богословские сочинения Хомякова разрешили печатать в России. Положительный отзыв Св. Синоду о Хомякове дал харьковский архиепископ Нектарий.

Поэтический дар

Высокую оценку поэтического (именно лирического) дара Хомякова дали: Пушкин, Гоголь, Тютчев ,Л. Толстой и Достоевский, не говоря уже об оценках близких друзей: Погодина, Аксаковых, Киреевских и др. Пушкин, здраво, трезво и справедливо-объективно указав на отсутствие у Хомякова драматического элемента в его трагедиях (представляющих собой чистую лирику), назвал стихи трагедии «Ермак» «очаровательной прелестью поэзии».

Интересные факты

  • Однажды, в детстве, читая по-латыни средневековую папскую буллу, Хомяков обнаружил грамматическую ошибку и в разговоре с воспитателем подверг сомнению доктрину о папской непогрешимости; иначе каким образом в официальный документ могла вкрасться ошибка? Мальчику было строго выговорено за столь непочтительное отношение к религиозным убеждениям своего учителя. В этом эпизоде уже проявились некоторые черты будущего идеолога славянофильства: способности к языкам, интерес к истории и любовь к дискуссиям
  • Н.В. Гоголь был очень близок к семье Хомяковых и даже был крестным отцом их сына.
  • Будучи Председателем Общества Любителей Российской Словесности (избран в1850-х годах) Хомяков принимал в члены общества Льва Толстого.
  • А.С. Хомяков изобрёл дальнобойное ружье и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением и гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны.

Информация о работе Философия А.С. Хомякова