Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 05:53, реферат
Алексей Степанович Хомяков русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, живописец, поэт и драматург, публицист, основатель славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук и просто гениальнейший человек, философ своего времини!
Введение………………………………………………………………………..3
Фотография…………………………………………………………………….4
Биография………………………………………………………………………5
Основная историческая часть…………………………………………………7
Термины……………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………...13
на тему:
"Философия А.С. Хомякова"
Выполнил: студентка 1 курса Лапытько Ирина
Руководитель: Верстин И.С.
Москва, 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Фотография……………………………………………………
Биография………………………………………………………
Основная историческая часть…………………………………………………7
Термины……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Алексей Степанович Хомяков русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, живописец, поэт и драматург, публицист, основатель славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук и просто гениальнейший человек, философ своего времини!
Биография
Алексей Степанович родился 1 мая (13 мая)
1804 г. В Москве (на Ордынке) в старинной
дворянской семье. Предки его по обеим
линиям принадлежали к родовитым
семьям дворян-землевладельцев. Отец,
отставной гвардии поручик
А.С. Хомяков получил основательное домашнее образование. Особенное внимание обращено было на языки: французский, немецкий, английский и латинский. Последнему его учил французский эмигрант, аббат Boivin.
О фантастической способности А.С. Хомякова к языкам говорят многие исследователи. Хомяков владел 20 иностранными языками. Он постоянно работал над собой и совершенствовал свои и без того огромные познания. Бесподобные знания позволили Алексею Степановичу доказать соответствие русского языка с санскритским, то есть с литературным языком древней и средневековой Индии.
В 1815 г. семья переехала в Санкт-
Образование Хомякова закончилось в Москве, где по зимам жили его родители после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 -1820).
В 1822 г. окончил физико-математическое
отделение Московского
начал печататься (перевод сочинения
Тацита). Проявил большой интерес
к литературному творчеству и
к философии немецкого
Военная служба. Декабристы
Когда в 1821 году началось восстание против турецкого ига в Греции, юный Хомяков, учившийся в Московском университете и получивший там степень кандидата математики, обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился на помощь угнетенным, однако был вскоре задержан и возвращен домой.
Так и не став ученым-математиком, молодой кандидат наук поступил на военную службу. С 1822 г. По 1825 г. он на военной службе: сначала в Астраханском кирасирском полку, в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии Конном полку, в Санкт-Петербурге.
В это время Хомяков
В 1825году Хомяков вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария , Австрия).
В Париже он с увлечением занимался живописью, писал историческую драму "Ермак". Но к Парижу оставался холоден, Францию воспринимал как средоточие всех отрицательных сторон западноевропейской цивилизации. В одном из писем домой, относящихся ко времени его пребывания в Париже, Хомяков мимоходом упоминает, что он строго соблюдает правила Великого поста.
В 1828 г. с началом Русско-турецкой войны вернулся в Россию на службу в Белорусский гусарский полк, служил адъютантом при генерале Мадатове и принимал участие в нескольких сражениях; был дважды ранен и за храбрость получил орден святой Анны с бантом и Владимирский крест. По заключении Адрианопольского мира вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.
В 1836 г. Хомяков женился
на Екатерине Михайловне
После русско-турецкой войны Хомяков
постепенно все больше погружается
в философские раздумья и научные
занятия, в которых огромное место
занимают вопросы соотношения и
взаимодействия русской и европейской
культур. Своеобразным толчком для
кристаллизации его мыслей послужила
публикация в 1836 году в журнале "Телескоп"
первого философического письма
П.Я. Чаадаева, резко критиковавшего
историческое прошлое России и призывавшего
к всецелому копированию
В течение 1830-х годов у мыслителя
сложилась стройная система взглядов,
которую несколько позднее
В начале 1840-х годов славянофильская доктрина получает выработанный и стройный вид во время споров Хомякова с западниками (Герценом, Грановским и др.) в салонах Елагиной и Свербеевых. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими способностями, Хомяков был на голову выше западников и легко опровергал их схемы.
Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией. В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви».
В конце второй половины 1840-х годов он написал "Опыт катехизического изложения учения о Церкви"; этот труд был издан только после его смерти в "Православном Обозрении" 1864 г. К 1844–1855 гг. относится переписка Хомякова с англичанином Пальмером, вызванная желанием последнего оставить англиканскую Церковь. В эти годы Хомяков с особенной обстоятельностью рассматривает Православие в его отношениях к католичеству и протестантству в трех брошюрах, вышедших по-французски за границей в 1853,1855 и 1858 гг. под общим заглавием: "Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях". Во второй брошюре результатом нравственного братоубийства, выразившегося в разделении церквей, выставляется, между прочим, союз Запада с исламом против Православия.
Наиболее полно взгляды
"Хомяков первый раскрыл
Славянофильская историософия представлена в основном в «Семирамиде» Хомякова. Название произведению дал Н.В. Гоголь: заглянув однажды в рукопись Хомякова, он увидел там имя древней царицы и пошутил: "Алексей Степанович Семирамиду пишет". В этой незавершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла.
У Хомякова было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и всемирной задачи России. Эта всемирная задача, по мнению Хомякова, состояла в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, какое получила история под влиянием Запада. «Западная Европа, — отмечал Хомяков, —развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т. е. христианства односторонне понятого».
А.С. Хомяков, безусловно, считал православную монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, хотя при этом выступал за созыв Земского собора , связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате западнических реформ Петра I. Как и другие славянофилы, Хомяков был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением, что отразилось в 1854 г. в его стихотворении "России" с обличительными строчками: «В судах черна неправдой черной / И игом рабства клеймена...».
|
Титульный лист первого номера журнала «Русская беседа» (1856–1860), созданного по инициативе А.С.Хомякова |
В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым ,Л.Н. Толстым и другими, предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп.
С 1856 по 1860 годы славянофилами издается журнал «Русская беседа» (издатель-редактор А.И. Кошелев, соредакторы - Т.И. Филиппов, затем П.И. Бартенев). «Русская беседа» выступала за сохранение крестьянской общины после реформы, освобождение крестьян с землей за выкуп, за отмену смертной казни; пыталась связать проповедь религии в народе с распространением всеобщей грамотности.
Важнейшие философские статьи Хомякова помещены в первом томе собрания его сочинений "По поводу Гумбольдта", "По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. .Киреевского", "О современных явлениях в области философии", "Письмо о философии к Ю.Ф Самарину". Интересны мысли А.С. Хомякова о необходимости разностороннего, гармонического, университетского образования юношества, изложенные в его статье «Об общественном воспитании в России» (1850г.). «Строй ума ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама – будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода».
Только с 1879 года, по ходатайству графа Д.Толстого и при содействии великого князя Константина Николаевича, богословские сочинения Хомякова разрешили печатать в России. Положительный отзыв Св. Синоду о Хомякове дал харьковский архиепископ Нектарий.
Поэтический дар
Высокую оценку поэтического (именно лирического) дара Хомякова дали: Пушкин, Гоголь, Тютчев ,Л. Толстой и Достоевский, не говоря уже об оценках близких друзей: Погодина, Аксаковых, Киреевских и др. Пушкин, здраво, трезво и справедливо-объективно указав на отсутствие у Хомякова драматического элемента в его трагедиях (представляющих собой чистую лирику), назвал стихи трагедии «Ермак» «очаровательной прелестью поэзии».
Интересные факты