Европейское Возрождение как тип философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся раз¬ных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по на¬чало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………...3 стр.
2. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения……………………………………………………………....4 стр.
3. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно…………………….....7 стр.
4. Социальные утопии эпохи Возрождения………………………………......9 стр.
5. Заключение…………………………………………………………………..11 стр.
6. Список литературы…………………………………..…………….………..12 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 37.27 Кб (Скачать)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 По  дисциплине «Философия»

Тема: «Европейское Возрождение как тип философии»

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                    Проверила:

Студентка гр. МБ-11-11у                                                 Киютина Татьяна Николаевна

Дмитриева Татьяна                                        

 

 

 

 

 

 

Красноярск  2012

 

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………………...3   стр.
  2. Антропоцентризм  и гуманизм философской мысли Возрождения……………………………………………………………....4 стр.
  3. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно…………………….....7 стр.
  4. Социальные утопии эпохи Возрождения………………………………......9 стр.
  5. Заключение…………………………………………………………………..11 стр.
  6. Список литературы…………………………………..…………….………..12 стр.

 

 

Введение

Важным этапом развития философской  мысли является философия эпохи  Возрождения. В ней затронут широкий  круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху  Средневековью как периоду темноты  и невежества. Но своеобразие этого  времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры -  против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени  стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов  и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше.

 

 

Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения

Престиж эпохи Возрождения  связан с понятием гуманизма. Примерно с XIX века и до наших дней гуманизм – один из наиболее распространённых терминов, применяемых для обозначения различных морально-социальных характеристик человечества. Но само это слово и главные явления, им обобщаемые, восходят опять же к этой эпохе (итал. слова «humanista», «manista» впервые зафиксированы в документах конца XV). Причём итальянские гуманисты слово «humanitas» (человечность) заимствовали у Цицерона (I век до н.э.), который в своё время стремился подчеркнуть, что понятие человечность как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.

В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали  теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется  принципиально новый подход к  оценке античного наследия. По убеждению  Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных  предшественников, а стремление подняться  до высот античной культуры и в  то же время переосмыслить и в  чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении  гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием  подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями  Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи  Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый  человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его  поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Человек эпохи  Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых  понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Батиста Альберта (1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализма можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины XVв. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его  удивительными творениями, мыслители  эпохи Возрождения неизбежно  приходили к сближению человека с Богом. «Человек укрощает ветры  и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника  ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она  руками человека творит чудеса — как  те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только Бог». В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо Кампанеллы (1568—1639), Пико (1463—1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Присутствие Бога в философии  даже самых радикально настроенных  мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение  к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т.е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.

Пантеизм  Николая  Кузанского и Джордано Бруно

Николай Кузанский (1401 — 1464 гг.) был родом из семьи простолюдинов. Он серьезно увлекался астрономией и математикой, и именно Кузанский предложил переход к Григорианскому календарю.

Пантеизм Кузанский рассматривал с точки зрения математики. Бог является абсолютным максимумом и минимумом. Это есть актуальная бесконечность. Бог разлит повсюду (пантеизм). А природа есть относительный максимум. Он исходит из концепции, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за эти пределы. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Если бог везде и нигде - бог бесконечен, а мир безграничен.  Земля выведена из центра Вселенной. Мир - не изолированный шар в лоне абсолюта, а бесконечен и является бесконечным шаром. Его воззрение уже этим отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не имеет определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя. Природа, включая человека, производна от Бога: «Бог во всех вещах, как они в нем».

 

Джордано  Бруно (1548 — 1600 гг.)  итальянский философ, поэт. Развивал идеи Николая Кузанского.  До Бруно считалось, что Вселенная ограничена небесным сводом, а звезды – это «дыры» в небесном своде, через которые льется небесный свет. Бруно же утверждал, что звезды – это не «дыры», а солнца, они тоже могут иметь свои планеты, на которых есть жизнь! Эта идея Джордано Бруно получила название «Концепция о множественности миров». Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Солнце не является неподвижным по отношению к другим солнечным системам. Бог настолько всемогущ, что он не может создать только один мир, и все они равноправны. Ставит проблемы бесконечного мира, его динамического единства и вечности. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм. Эта способность, удерживающая мир в единстве и в то же время в разнообразии, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри. Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум. Его пантеизм заметно склоняется к материализму.

Движение как внутренний принцип природы является не случайным, но необходимым. Космос - одновременно пустая и одновременно наполненная  бесконечность. Вне космоса нет  ничего иного, является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность  мира не является божественным атрибутом, как это доказывает теология. Бруно  отвергает также представление  о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством или богом.

В 1600 г. Бруно сожгли на костре. Однако сожгли его не за эту идею о множественности миров, а именно за пантеизм! Бруно обвинили в том, что его идеи (пантеистические) противоречат Священному писанию, ведь если бог не личность, он не может быть творцом, управителем, созидателем, собеседником и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная утопия эпохи  Возрождения

В период образования первых зародышей  капитализма, связанных с первоначальным накоплением капитала, возникают  теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся  социальной дифференциацией. И хотя эти теории возникают и начале раннего капитализма, в них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты  капиталистического общественного  строя и выражаются идеи социального  равенства людей. Часто это гениальное Предвидение имеет утопический  и иллюзорный характер, так как  отражает объективно несуществующие Общественные условия и силы тогдашнего общества. Утопические учения XVI в. связаны, прежде всего, трудами английского гуманиста  Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы и немецкого реформатора Томаса Мюнцера.

Томас Мор (1479—1555) был одним из основателей утопического социализма. Как член парламента, смело выступает против финансовых махинаций короля Генриха VIII, против его деспотизма. Этим он способствовал росту своего авторитета среди лондонской мелкой буржуазии. На королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII он становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии был казнен.

Творчество Мора является ярким  выражением гуманистического нравственного  идеала, учением о достоинстве  человека и его свободе. В своем  главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как  и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия»  он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Она написана в  форме диалога, в котором принимаются  и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного  устройства; во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном  острове Утопия.

Мор не удовлетворялся поверхностным  анализом периода начального накопления капитала, которое в Англии проходило  весьма жестоко, но стремился к выяснению  социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся в  частной собственности. Поэтому  следует изменить общественные отношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным  путем. Идеалом, который он конкретно  демонстрирует на примере отношений, на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и  обязаны работать и т. д.

Информация о работе Европейское Возрождение как тип философии