Духовные ценности ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Оглавление

Введение 3
Зарождение и легенда возникновения Ислама 4
Духовные ценности Ислама 6
Распространение Ислама 10
Ислам в сравнении с другими религиями 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Духовные ценности ислама.DOC

— 93.00 Кб (Скачать)

  Иногда  к "столпам ислама" причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей  религии. В большинстве случаев  в средние века это сводилось  к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина - соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.

  Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги  ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по - арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

  Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

  Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.

  Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.

  Несмотря  на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм  и шиизм, среди всех мусульман  существует довольно стойкое представление  о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей  и общими интересами в современном мире.

  Наиболее  значительной и по сей день является система богословия, созданная аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и  основные толки фикха, обычно трактуемого  как "мусульманское каноническое право". Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей  знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье , брак.

  С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.

  Для понимания  исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства  и духовенства. В исламе нет и  церкви, служащей посредником между  человеком и Аллахом, ни духовного  сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике - нераздельны.

  Лозунг  превращения религиозной общности всех мусульман в единство политического  порядка не раз выдвигался и поддерживался  крупными мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.

  3. Распространение  Ислама

 

          Особенности мусульманства, порожденные  самими условиями его возникновения,  облегчили его распространение  среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

          Преемники Мухаммеда — халифы  Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали  в короткое время соседние, а  потом и более отдаленные страны  Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем  ислама — под "зеленым знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.

     В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по  всему  мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама,  представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими  традиционалистами,  и со  сторонниками светских концепций общественного развития.

          Одновременно начинает складываться и международное  исламское  движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс.

          Качественно новый этап в истории  Ислама - вторая  половина  XX  века.

  Широко  развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития       освободившимися странами,  в  ходе которой появляются многочисленные  концепции так  называемого  "третьего пути",  отличного как от капиталистического, так и от социалистического.

          Во многих странах распространения  Ислама действуют мусульманские 

  партии,  играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская  партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

          Концепции "исламского государства"  подразумевают воплощение в   современных  условиях  традиционной  исламской модели политической  организации общества,  в котором  в той или иной форме сочеталась  светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,  регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д.  В целом эти концепции представляют собой модернизацию  политической  и  социально-экономической  доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название "исламизации",  осуществляются как "сверху" - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане  -  введение ушра и заката,  исламизация банковской системы, в Иране – провозглашение "исламского правления"), так и "снизу" - в результате давления религиозно-политических организаций,  среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют "Братья-мусульмане". Под "исламизацией" подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама,  происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который  нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров,  создаваемых преимущественно  на средства нефтедобывающих государств Аравии.

  В конце 70-х - начале 80-х годов определенную  роль  в  международных делах  стали играть международные мусульманские организации,  действующие как на правительственном,  так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ),  созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских  государства,  а  также Организацию освобождения Палестины.  Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств.

  В ряде  стран  распространены  религиозно-политические организации (в том числе и  находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы,  мадраса, мусульманские университеты),   исламские  общества,  миссионерские  организации,  коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

  Среди неправительственных мусульманских  международных организаций на ибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962  году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная  исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций  реакционные,  антикоммунистические  элементы  играют  значительно большую роль,  чем в деятельности ОИК.  Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама,  организацию международных встреч религиозных деятелей,  оказание помощи  мусульманским  общинам  в различных странах. 

  4. Ислам в сравнении  с другими религиями 

  Характерная особенность мусульманской религии  состоит в том, что она энергично  вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

  Поэтому и мусульманское духовенство  выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные  функции. Мулла, состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял – шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

  Обучение  молодежи в мусульманских странах  прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.

  Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Информация о работе Духовные ценности ислама