Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:52, отчет по практике
Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).
Анализ условий
истинного бытия позволяет
Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер и судьбу.
Бог — неподвижен, конечен и имеет форму шара.
Все существует согласно необходимости.
Есть бытие, а небытия вовсе нет.
Небытия ни познать..
Не доказать никогда, что бытие существует.
Бытие — начало всего, бытие есть, а небытия нет, всё заполнено бытием!
ДЕМОКРИТ из Абдеры во Фракии (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) – греческий философ, основоположник атомистического учения. Был родом из богатой семьи и в юности учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот накормил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где в то время мог слушать Сократа и Анаксагора. После возвращения на родину сограждане подали на философа в суд за растрату отцовского наследства, но Демокрит прочитал им две свои главные книги: Большой Мирострой и Малый Мирострой, и был полностью оправдан. Всего Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений, сегодня известных по фрагментам.
Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.
В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).
Всем атомам присуще
свойство непрерывного движения, и
даже внутри макротел, – которые
образованы благодаря сцеплению
атомов между собой, – они совершают
колебательные движения. Первопричиной
этого движения являются соударения
атомов, начавшиеся во время спонтанного
«Вихря», благодаря которому возник
наш космос: в космогоническом
Вихре произошла первичная
Друг от друга
атомы, число которых бесконечно,
отличаются тремя свойствами: «фигурой»,
«размером» и «поворотом» (положением
в пространстве). Например, «В» отличается
от «в» размером, «В» от «Р» –
фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом;
четвертая отличительная
Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле – атомы и пустота». По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.
Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар – наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается – так возникают наши представления.
Этика Демокрита является своеобразным продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики – благодушие (эвтюмия), которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в общественных делах».
Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также он считается одним из источников формирования скептической традиции. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура.
· Приятен старик, который приветлив и серьезен.
· Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.
· Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
· Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости — расцвет рассудительности.
· Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.
· Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.
· Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.
· Истина в глубине.
· Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной — тот потерял и дочь.
· Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.
· Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.
· Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя.
· Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.
· Единомыслие создает дружбу.
· Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.
· Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
· Быть верным долгу в несчастье — великое дело.
· Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.
· Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно.
· Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.
· Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.
· В счастье легко найти друга, в несчастье же — в высшей степени трудно.
· Всякий вид работы приятнее, чем покой.
· Выражение лица в зеркале видится, души же — в беседах проявляются.
· Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.
· Для меня слово мудрости ценнее золота.
· Должно говорить правду и избегать многословия. Должно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайней мере, мы не должны содействовать несправедливому поступку.
· Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни фа-моте, нимузыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд.
Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.
· Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
· Хороший советчик лучше любого богатства.
· Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
· Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
· Я знаю только то, что ничего не знаю.
· Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.
· Женишься ты или нет — все равно раскаешься.
· Заговори, чтобы я тебя увидел.
· Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
· Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.
· Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
· Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
· В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
· Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
· Высшая мудрость — различать добро и зло.
· Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
· Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своихпоступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
· Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
· Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
· Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
· Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?
· Когда слово не убьет, то палка не поможет.
· Красота — это королева, которая правит очень недолго.
· Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
· Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.