Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:32, контрольная работа
Обычно люди, давая определение добра и зла, полагаются на свою совесть. И, несмотря на то, что всем нам присуща совесть, эталон ее различен для разных людей. Если есть тысяча людей, то есть тысяча различных вариантов того, что мы называем совестью. Совесть подсказывает, что хорошо, а что плохо, но может ли совесть человека быть абсолютным критерием для определения этих понятий?
Введение.
Понятия добра и зла.
Категории добра и зла в истории этической мысли.
Проблема борьбы добра и зла.
Справедливость: победа добра и зла
Заключение.
Список используемой литературы.
Зло
противоположно добру.
Зло
- родовое понятие по отношению
ко всем нравственно
Действовать в морали, - значит выбирать между добром и злом. Свободный сознательный выбор человек может сделать лишь тогда, когда он знает, что такое добро и зло, когда он относится положительно к добру и отрицательно ко злу, и когда он, стремясь поступать по линии добра имеет для этого объективные условия и возможности. В то же время нельзя утверждать, что добро это нечто абсолютное, ибо добро и зло взаимосвязаны между собой. Моральная жизнь человека, как правило, противоречива, раздираема противоречивыми стремлениями. С одной стороны человек нацелен на удовлетворение своих желаний, себялюбивых склонностей, частных интересов, с другой стороны, ему присуще сознание долга, ответственности перед другими людьми.
Какие
же теории соотношения добра
и зла существовали? Религиозная
этика утверждала, что добро -
есть выражение воли или
Так
этика гедонизма утверждает, что
добро - это то, что доставляет
удовольствие или ведет к нему.
Добро - это то, что приятно.
Только наслаждение,
Этика
утилитаризма утверждает, что добро
- то, что полезно индивиду, а зло
- то, что вредно. Однако не всегда
человек делает то, что полезно
для него, ибо часто он следует
такому жизненному правилу: "Зная
лучшее, следую худшему". Кроме
того, мы знаем, что в истории
существовали случаи
Релятивистская
этика утверждает, что различие
между добром и злом не
Главный
недостаток релятивистской
Современные этические теории
считают, что определение
Если, под словом «добро», мы подразумеваем «свет», а «зло», это «тьма», то вопрос, «почему добро побеждает зло», становиться более конкретный.
Большинство из нас знают и чувствуют внутри себя в подсознание, что «добро побеждает зло, потому что добро сильнее» или «свет побеждает тьму», но привести какие-то убедительные доводы, факты, аргументы, как правело, мы не можем.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. Это поверье говорит нам о том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.
В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвечает критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия. Этим понятием оценивается соотношение между: а) «ролями» отдельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способностям и возможностям; б) деянием и воздаянием; в) преступлением и наказанием; г) правами и обязанностями; д) достоинством и честью. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расценивается как добро.
Справедливость - это мерило естественных прав человека. В основе понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях. С одной стороны, это замечательно: ведь именно в нашем неравенстве, нетождественности, заложены истоки нашей индивидуальности, уникальности и неповторимости, и разве было бы справедливым мерить всех «на один аршин»? С другой стороны, это смешение понятий порождает массу недоразумений и заблуждений.
Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости «на все времена и для всех народов». Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым выступает степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.
Добро как
намерение не может проявлять себя по
принуждению. Истинное добро безвозмездно.
Необходимо научиться творить Добро, и
первыми шагами на этом пути могут являться
вежливость, благодарность и признательность.
Для того чтобы творить Добро, нужны не
только ум и силы, для этого нужна еще определенная
смелость и отвага. Творить Добро, не ожидая
аналогичного отношения к себе – это путь
сильной личности, осознанный и свободный
выбор. Так давайте же все вместе начнем
мыслить позитивно и творить Добро, и тогда
наша жизнь изменится к лучшему.
Заключение.
Итак, добро и зло – это два
нравственных понятия сопровождающие
человека на протяжении всей его жизни,
это главные, основные понятия морали. Высшее
проявление добра – мир и любовь (к Родине,
к матери, другим близким и далеким людям,
к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.)
Высшее проявление зла – война, убийство.
Добра и зла не было в первозданном мире,
добро и зло явились потом. То, что мы называем
добром и злом, есть результат несовершенства
сознания. Зло начало появляться в мире
тогда, когда появилось сердце, способное
чувствовать злобное, то, что не есть зло
по существу. В тот момент, когда сердце
впервые допускает, что зло есть, зло рождается
в этом сердце, и в нем начинают бороться
два начала. “Человеку задана задача поиска
истинной меры в себе, поэтому среди “да”
и “нет”, среди “добра” и “зла” он борется
с тенью.
Список используемой литературы: