Добро и зло

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Обычно люди, давая определение добра и зла, полагаются на свою совесть. И, несмотря на то, что всем нам присуща совесть, эталон ее различен для разных людей. Если есть тысяча людей, то есть тысяча различных вариантов того, что мы называем совестью. Совесть подсказывает, что хорошо, а что плохо, но может ли совесть человека быть абсолютным критерием для определения этих понятий?

Оглавление

Введение.
Понятия добра и зла.
Категории добра и зла в истории этической мысли.
Проблема борьбы добра и зла.
Справедливость: победа добра и зла
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 32.94 Кб (Скачать)

     Зло  противоположно добру. Категория  зла является обобщенным выражением  представлений обо всем безнравственном,  что заслуживает осуждения и  должно быть преодолено. Например, в отношениях между людьми, зло  - это когда к человеку относятся  не как личности как таковой,  а с целью извлечь выгоду, использовать  в своих корыстных целях. 

     Зло  - родовое понятие по отношению  ко всем нравственно негативным  явлениям - обману, подлости, жестокости, и т.п. Зло проявляется как  в малом, так и в большом. Зло укоренилось в привычках, в нравах, в повседневной психологии. Когда, совершив неблаговидный поступок, мы пытаемся свалить вину на другого, то тем самым мы поступаем неблагородно, мы теряем свое достоинство. Когда ради какой-то выгоды, мы поступаемся своими нравственными принципами - во всех этих случаях мы совершаем поступки, которые могут квалифицироваться как злые - как моральное зло.

     Действовать  в морали, - значит выбирать между  добром и злом. Свободный сознательный  выбор человек может сделать  лишь тогда, когда он знает,  что такое добро и зло, когда  он относится положительно к  добру и отрицательно ко злу, и когда он, стремясь поступать по линии добра имеет для этого объективные условия и возможности. В то же время нельзя утверждать, что добро это нечто абсолютное, ибо добро и зло взаимосвязаны между собой. Моральная жизнь человека, как правило, противоречива, раздираема противоречивыми стремлениями. С одной стороны человек нацелен на удовлетворение своих желаний, себялюбивых склонностей, частных интересов, с другой стороны, ему присуще сознание долга, ответственности перед другими людьми.

     Какие  же теории соотношения добра  и зла существовали? Религиозная  этика утверждала, что добро - есть выражение воли или разума  Бога, зло же фатально присуще  человеку - грех, который совершили  Адам и Ева является источником  существования зла на земле.  Натуралистические теории происхождение добра видели в абстрактной "природе человека", в его стремлении к наслаждению, счастью.

     Так  этика гедонизма утверждает, что  добро - это то, что доставляет  удовольствие или ведет к нему. Добро - это то, что приятно.  Только наслаждение, удовольствие, радость - добро; страдание, горе, неудовольствие - зло. Однако сразу  же можно возразить, что содержание  наслаждения зависит не только  от эпохи, но и от среды,  возраста, образования, следовательно,  сами по себе положительные  и отрицательные эмоции объективно  не несут в себе определений  добра и зла. 

     Этика  утилитаризма утверждает, что добро  - то, что полезно индивиду, а зло  - то, что вредно. Однако не всегда  человек делает то, что полезно  для него, ибо часто он следует  такому жизненному правилу: "Зная  лучшее, следую худшему". Кроме  того, мы знаем, что в истории  существовали случаи самоотверженного  служения человека во имя каких-либо  идей - это поведение трудно объяснить утилитарной этикой.

     Релятивистская  этика утверждает, что различие  между добром и злом не заложено  в природе, а существует только  во мнениях людей. Из этой  точки зрения следует, что существует  столько равноценных моральных  суждений, сколько есть народов  и лиц. 

     Главный  недостаток релятивистской этической  теории заключается в том, что  невозможно выделить общечеловеческое  содержание морали, т.е. то начало  в ней, которое сохраняется  в разные исторические эпохи  у разных народов. К тому  же подобный взгляд часто ведет  к имморализму (отказу от морали  вообще).

      Современные этические теории  считают, что определение добра  практически невозможно (интуитивизм), либо добро целиком зависит  от личного замысла индивида (экзистенциализм) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Справедливость: победа добра и зла.
 

   Если, под словом  «добро», мы подразумеваем «свет», а  «зло», это «тьма», то вопрос, «почему добро побеждает зло», становиться более конкретный.

     Большинство из нас знают и чувствуют внутри себя в подсознание, что «добро побеждает зло, потому что добро сильнее» или «свет побеждает тьму», но привести какие-то убедительные доводы, факты, аргументы, как правело, мы  не можем.

      В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. Это поверье говорит нам о том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

   В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвечает критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия. Этим понятием оценивается соотношение между: а) «ролями» отдельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способностям и возможностям; б) деянием и воздаянием; в) преступлением и наказанием; г) правами и обязанностями; д) достоинством и честью. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расценивается как добро.

  Справедливость - это мерило естественных прав человека. В основе понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях. С одной стороны, это замечательно: ведь именно в нашем неравенстве, нетождественности, заложены истоки нашей индивидуальности, уникальности и неповторимости, и разве было бы справедливым мерить всех «на один аршин»? С другой стороны, это смешение понятий порождает массу недоразумений и заблуждений.

   Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости «на все времена и для всех народов». Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым выступает степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.

   Добро как намерение не может проявлять себя по принуждению. Истинное добро безвозмездно. Необходимо научиться творить Добро, и первыми шагами на этом пути могут являться вежливость, благодарность и признательность. Для того чтобы творить Добро, нужны не только ум и силы, для этого нужна еще определенная смелость и отвага. Творить Добро, не ожидая аналогичного отношения к себе – это путь сильной личности, осознанный и свободный выбор. Так давайте же все вместе начнем мыслить позитивно и творить Добро, и тогда наша жизнь изменится к лучшему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Итак,  добро и зло – это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали. Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла – война, убийство. Добра и зла не было в первозданном мире, добро и зло явились потом. То, что мы называем добром и злом, есть результат несовершенства сознания. Зло начало появляться в мире тогда, когда появилось сердце, способное чувствовать злобное, то, что не есть зло по существу. В тот момент, когда сердце впервые допускает, что зло есть, зло рождается в этом сердце, и в нем начинают бороться два начала. “Человеку задана задача поиска истинной меры в себе, поэтому среди “да” и “нет”, среди “добра” и “зла” он борется с тенью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.
  2. Введение в философию./Фролов И. –М., 1994.
  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – Гардарика, 2000. – с. 241-252.
  4. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. - М.: Республика, 1996. - 479 с.
  5. http://aimakarov.chat.ru/agni/Klizovskii/ch3_7.html
  6. http://truesite.ru/dobro/
  7. http://revolution.allbest.ru/ethics/00058039_0.html
  8. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00065301184864030486

Информация о работе Добро и зло