Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:55, реферат
Проблема познания во все времена рождала множество споров, рассматривалась с разных сторон. Платон, как один из величайших философов, не мог не подвергнуть ее исследованию и внес большой вклад в решение этой проблемы. Его философия вечна, как и выдвинутый им принцип – идея, ведь именно Платон был первым философом-идеалистом, отчего он так же был создателем диалектики как науки о едином – единстве противоположных определений этого принципа
Введение ……………………………………………………………..…..……2
1. Знание как припоминание……………………………….…….......……….3
2. Анализ знания………………………….…………………………………....4
3. Виды знания………………………………………………………………..10
4. Диалектика познания идеи ……………………………………………… 14
Заключение …………..……………………………………………..…..…...18
Библиография ………………………………………………..…......…..…..19
Под «рассудком» Платон
Чувственное знание Платон также делит на две области: на «веру» и «уподобление». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Уподобление» — вид уже не восприятия, а представления вещей, или, иначе говоря, интеллектуальное действие с чувственными образами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что в «уподоблении» нет действия с чистыми эйдосами, и это понятно, ибо «мышление» имеет дело только с умопостигаемыми эйдосами. «Уподобление» отличается и от «веры», которая только утверждает существование, «уподобление» же есть некое мыслительное построение.
Итак, разобравшись с видами знания, можно еще раз понять различие между знанием и мнением. Знает тот, кто любит созерцать истину, прекрасное. А знает истину тот, кто мыслит о самих прекрасных вещах, кто может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему, кто не путает причастное с самим прекрасным. Мысль такого человека надо назвать «знанием».
В отличие от знающего, имеющий мнение любит прекрасные звуки, образы, но его ум бессилен любить и видеть природу самого прекрасного, ее гармонию, которая «спрятана» в этих звуках и образах. «Мнение не есть ни незнание, ни знание, оно темнее знания и яснее незнания, находясь между ними обоими» ( Госуд., V 478 c — d), ведь «Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства…Мнение же направлено на то, чтобы мнить» (Госуд.,V 478). Так, о тех, которые усматривают многое единого, но самого единого и неделимого не видят, правильно будет сказать, что они обо всем мнят, но не знают того, о чем имеют мнение. Напротив: о тех, которые созерцают само неделимое, всегда тождественное и всегда себе равное, справедливо сказать, что они всегда знают все это, но не мнят.
В отличие от мнения, знание есть возможность, некий особый род существующего, характеризующий направленность, «знание по своей природе направлено на бытие с целью постичь, каково оно» (Госуд., V 477).
В особый вид бытия и соответственно в особый предмет знания Платон, позаимствовав у пифагорейцев, выделяет математические предметы и математические отношения. В системе предметов и видов знания математическим предметам принадлежит место между областью «идей» и областью чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отображений, или изображений.
«Идеи» постигаются посредством знания, и знание возможно только относительно «идей». В отличие от «идей», явления изменяющегося и становящегося мира могут восприниматься лишь чувствами, которые дают нам не достоверное, но в лучшем случае только вероятное, гипотетическое знание.
В отличие от идей, математические предметы и математические отношения постигаются, согласно Платону, посредством размышления или рассуждения.
Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно знание, их нельзя постигнуть посредством рассуждения, их можно постигнуть опять же лишь гипотетически.
Размышление, направленное на математические предметы, занимает, по Платону, середину между подлинным знанием и мнением. Почему же математические предметы занимают такое положение? Дело в том, что, по Платону, математические объекты родственны одновременно и вещам, и идеям. Они, как идеи, неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных экземпляров, представляющих их в чувственном мире. Например, сущность треугольника не зависит от того, какой частный конкретный треугольник мы станем рассматривать, эта сущность остается для любого треугольника одной и той же. Но вместе с тем, поясняет Платон, математики вынуждены прибегать для постижения своих предметов к помощи фигур, как это делает геометрия, а эти фигуры рисуются посредством воображения. Именно поэтому математическое знание не есть знание, совпадающее с тем, при помощи которого постигаются, идеи. Оно совмещает в себе части истинного знания с некоторыми частями мнения.
4. Диалектика познания идеи
Платон стал первым греческим философом
- идеалистом. Суть его теории в том,
что мир идей, понятий, мыслей признается
им в качестве первичного по отношению
к миру вещей. Он полагал, что существует
сверхчувственный мир, который представляет
собой идеальную целостность и постигается
только умом. Этот мир есть "идеи
в себе и для себя", которые находятся
"сверх физического космоса", метафизично.
Платон трактовал идеи как некие божественные
сущности, и знанием об этих совершеннейших
идеях самих по себе может обладать только
Бог. Эти идеи - вечные, неизменные, не зависящие
от условий пространства и времени. В них
сосредоточена вся космическая, т.е.
гармоничная жизнь. Идеи обладают своим
собственным существованием в особом
мире, они есть то, что они есть, лишь в
отношении друг к другу, и только в этом
гармонии идеи обладают сущностью, а в
нас находятся лишь подобия этих совершеннейших
идей, которые также называются идеями
и также существуют лишь в отношении друг
к другу, но в область божественных идей
не входят. По отношению к чувственным
вещам, идеи являются одновременно и их
причинами, и целью, к которой стремятся
существа чувственного мира. При этом
между идеями существуют отношения координации
и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного
Блага, источник истины, красоты и гармонии:
«Идея блага – это предел, и она с трудом
различима, но стоит только ее различить,
как отсюда напрашивается вывод, что именно
она – причина всего правильного и прекрасного.
В области видимого она порождает свет
и его владыку, а в области умопостигаемого
она сама владычица, от которой зависят
истина и разумение, и на нее должен взирать
тот, кто хочет сознательно действовать
как в частной, так и в общественной жизни».
(Госуд., VII, 517 b – c).
По Платону, идея «блага» не есть ни бытие,
ни знание, а начало, которым порождалось
бы и бытие, и знание. Платон поясняет свою
мысль аналогией со зрением. Создатель
чувств породил и силу видеть (чувство
зрения), и силу быть видимым. Но чтобы
увидеть, например, цвета, необходимо,
чтобы к этим двум силам, или «родам», присоединился
третий род — свет. Но свет исходит от
Солнца. Хотя Солнце — не само зрение,
оно есть его причина: «И та способность,
которой обладает зрение, уделена ему
Солнцем как некое истечение. Как ни правильно
было считать свет и зрение солнцеобразными,
но признать их Солнцем было бы неправильно,
так и здесь: правильно считать познание
и истину имеющими образ блага, но признать
что-либо из них самим благом было бы неправильно:
благо по его свойствам надо ценить еще
больше». ( Госуд., VI, 508 b —509 a ).
Теперь можно применить сказанное о зрении к познанию. Душа познает, когда она направляется к тому, что озаряется истиной. Но если она находится в том, что покрыто мраком, она рождается и погибает, руководится мнением и тупеет. Именно это, доставляющее истинность познаваемому и сообщающее силу познающему, следует, по Платону, называть идеей блага и причиной знания и истины, поскольку она постигается умом. Рассматривая «идеи», философ может или рассматривать их в мире вещей, где душа использует «идеи» в качестве «предположений», т.е., разделяя род на виды, душа «принуждена искать на основании предпосылок, пользуясь образами из получившихся отрезков и устремляясь поэтому не к началу, а к завершению», или, напротив, подниматься в мысли до «идейного» начала, пребывающего выше всякого знания, т.е. другой раздел душа отыскивает, восходя от предпосылки к началу, такой предпосылки не имеющему. Без образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она себе путь ». (Госуд., VI, 510 b).
Род познаваемого, постигаемый только мыслью, Платон называет «мыслимым». В «мыслимом» имеются две «части». Для отыскания первой из них душа вынуждена основываться на предположениях, и не доходит до начала, «так как не может подняться выше предположений, но пользуется самими образами или подобиями, запечатлевающимися на земных предметах» (Госуд., VI, 511 a). И есть вторая часть мыслимого, второй случай рассмотрения «идей». В этом случае душа идет не к «концу», а, напротив, к «началу»: она сводит все «гипотезы» («предположения») к идее «блага», как к тому, что пребывает выше всякого знания и выше всех предположений. «Узнай же теперь, — говорит Платон, — и другую часть мыслимого... ее касается ум силою диалектики, делая предположения, — не начала, а в существенном смысле предположения, как бы ступени и усилия, пока не дойдет до не предположительного, до начала всего. Коснувшись же его и держась того, что с ним соприкасается, он, таким образом, опять нисходит к концу и уже не трогает ничего чувственного, но имеет дело с идеями через идеи, для идей и оканчивает на идеях» (Госуд., VI, 511).
Это понимание «блага» выводит мысль за пределы одного лишь познания в область диалектики. Платоновское «благо» — и знание, и бытие. По отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится как совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманентно по отношению к бытию и знанию, так как оно — их источник и основная их сила. В то же время оно запредельно по отношению к бытию и знанию: «Пойми же, что вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним». (Госуд., VI, 511 b – c). Здесь и вступает на трон Диалектика, задачей которой является познать единый род всего существующего, знать единое, в этом едином – многое и, наконец – единство единого и многого. «Единое есть, надо полагать, одновременно и единое, и многое, и целое, и части, и ограниченное, и количественно бесконечное…если бы целое находилось в некоторых частях, то большее заключалось бы в меньшем, что невозможно…поскольку единое – это целое, оно находится в другом, а поскольку оно совокупность всех частей – в самом себе. Таким образом, единое необходимо должно находиться и в себе самом и в ином» (Парменид, 164a). Платон делает вывод в «Пармениде», что без единого нельзя мыслить многое, если единое не существует, то и иное не может существовать, и тем более, мыслиться. И соответственно, «если единое не существует, то ничего не существует» (Парменид, 166b). Единое и иное получаются одно и то же по отношению друг к другу. И познать это тождество противоположностей нам только и может помочь диалектика, метод которой очень хорошо описывается в «Государстве»: «Когда кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи одного мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на вершине умопостигаемого» (Госуд., VII, 532). И именно геометрия, астрономия и музыка сами по себе, т.е. как отражающие гармонию, а не воспринимаемые чувствами, могут помочь нам в этом достижении умопостигаемого: «Взятое в целом, занятие теми науками, о которых мы говорили, ведет прекраснейшее начало нашей души ввысь, к созерцанию самого совершенного в существующем» (Госуд., VII, 532). И в завершении дается образное определение Платона по поводу диалектики «Диалектика у нас подобна карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех» (Госуд., VII, 534).
Заключение
В заключение работы можно сформулировать несколько существенных, на мой взгляд, пунктов гносеологии Платона:
Платон был великим философом своего и последующего времен. Его гносеологическое наследие является актуальным и лежит в основе многих последующих философских теорий.