Демиург у Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:08, реферат

Краткое описание

Платон Афинский (427-347 до н. э.), великий древнегреческий философ, основатель Академии. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
ДЕМИУРГ- в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии - один из эпитетов Бога-Творца.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.37 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Реферат.

По философии.

Вариат:№00-03

 

 

 

 

Выполнила: Ямалиева Ильнара

 Группа: ЭК-12

 

1.Демиург у Платона

Платон Афинский (427-347 до н. э.), великий древнегреческий философ, основатель Академии. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

ДЕМИУРГ-  в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии - один из эпитетов Бога-Творца.

 

В философский лексикон термин «Демиург» был введен Платоном, который  впервые называет Демиургом «творца  и отца»  этого видимого космоса . В «Тимее»Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму, создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи(«кормилицы», «восприемницы»). При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, последний выступает всего лишь как причина их соединения, в чем состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости ,мешает ему полностью осуществить свое намерение. Демиург творит только вечные сущности (поскольку все имеющее вечную причину и само оказывается вечным), низших богов, мировую душу и бессмертную часть человеческой души, четыре космические стихии (землю, огонь, воду и воздух), небесные светила и тело космоса в целом; также он создает время как движущееся подобие вечности. Творение смертных существ, необходимых для полноты мироздания, Демиург предоставляет низшим богам, вручая им «семена и начатки созидания».

Источник: 1)http://antique_philosophy.academic.ru

2) В.А Канке «Философия»

 

 

 

 

 

 

2. Софистика 

СОФИСТИКА – это метод рассуждений (выводов, доказательств) основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов,  выдаваемых за правильные. Это сознательное нарушение логических правил, применяемое в споре с целью достичь  превосходства  над  оппонентом,  ввести  его  в  заблуждение. 

Источник: Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.

3. Полития

ПОЛИТИЯ - политическая организация того или иного общества. Полития может означать либо данное государство, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной страной .

Источник: http://politike.ru

4. Перипатетики

ПЕРИПАТЕТИКИ — последователи философии Аристотеля. Название происходит от того, что в философской школе Аристотеля (Ликее), основанной в Афинах в 335 до н. э., обучение обычно происходило во время прогулок. Среди П. культивировался значительный интерес к естествознанию. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529 н. э.) и была крупнейшим центром античной науки. Наиболее выдающимися ее руководителямипосле смерти Аристотеля были: Теофраст из Эфеса, особенно известный своими работами по ботанике; Стратон из Лампсака, развивавший материалистическую тенденцию философии Аристотеля; Андроник Родосский, издавший соч. Аристотеля; Александр Афродизийский, комментировавший философию Аристотеля в духе материализма.

Источник: Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

5. Периодизация античности 

Греческая античная философия  возникла в VII—VI вв. до н.э. Направленностью своего содержания, методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомераи сочинений Гесиода. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержатся в греческой философии.

В развитии античной философии  можно с определенной степенью условности выделить три основных этапа. Первый этап охватывает период с VII до V вв. до н. э. Этот период обычно называютдосократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики.

К этому этапу относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платонаи особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии. К этому этапу относиться и философия софистов.

Третий этап в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Первый период античной философии, связан со становлением и развитием греческого классического рабовладения в VII—IV вв. до н. э. Это было время разложения остатков родового строя и утверждения раннего рабовладельческого общества. Место родовой общины заняла гражданская община — полис, город-государство, — уникальная форма организации социальной и политической жизни древних греков. Культура эллинства — это культура греческих полисов.

Источник: http://www.fillek.ru

6. доказательства существования  Бога у Ансельма

Ансельм Кентерберийский  родился в 1033 г. в г. Аоста (Италия), был монахом, приором (наместником) и затем аббатом бенедиктинского монастыря в Ле Бек, с 1093 г. — архиепископ Кентерберийский. Умер в 1109 г.

 

 

 

 

Ансельм считал веру основой  рационального знания.

Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).

  1. Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо
  2. Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.
  3. Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог.
  4. Бог как совершенство

Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит Он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе).

Источник: http://ru.wikipedia.org

7.Реализм  в  средневековье

РЕАЛИЗМ — философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.).

Реализм в средневековой  философии  один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом  вариантов решения спора об универсалиях, выясняющих онтологический статус общих  понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная  вещь, а универсалия основанное на реальном сходстве предметов обобщение  в понятии, реализм считает, что  универсалии существуют реально  и независимо от сознания.

Источник: Новая философская энциклопедия, 2003 г.

8. Провиденциализм

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – одна из основных установок религиозного мировоззрения (иудаизм, ислам, христианство), толкующая развитие истории (человека и общества) как проявление воли Бога, высшего разума, осуществление заранее предусмотренного ими плана. Провиденциализм наряду с креационизмом, сотериологией, учением о теодицее является краеугольным камнем средневековой философии. Провиденциализм лежит и в основе религиозного фатализма – учения о предопределенности человеческого существования, его судьбы. Он перекликается с телеологическими концепциями (устремленностью всего к высшей цели, например благу, в философии Аристотеля).

Источник: Удовиченко Е.М. Философия: учебное пособие, 2004 г.

9.  Название главной  работы Августа

Августин-(354-430гг.) родился  в г. Тагасте в Северной Африке. Его мать была христианкой, а отец- язычником.

Августин  написал много  книг на латинском языке: « против академиков», где он отвергает скептицизм; « О сводной воле», где обсуждается  проблема зла и свобода воли. «  Исповедь» где Августин рассказывает о перипетии своей духовной борьбы; «О граде Божием» Августин разрабатывает  собственное видение истории  и учение о « Двух градах»-Граде Земном и Граде Божием.

Источник:  В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко « Философия для технических вузов» 2004г.

10. соотношение веры и разума у Ф. Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274) был самым крупным представителем схоластической философии периода  ее расцвета. Он родился в замке  Рокасека близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. 

Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения  веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и  истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии. Ее решение прошло несколько этапов.

Ф. Аквинский создал развернутое  учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:

      • И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.
      • Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.
      • Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

Источник: http://www.fillek.ru

 

 

 

11. периодизация Возрождения

1. Ранний период Возрождения  (XIVв.). В средневековой европейской культуре и философии появляются новые — антифеодальные и аптисхоластические тенденции. В Италии возникает возрожденческий тип культуры.

2. Период расцвета Возрождения  (XV XVI вв.). В XV в. итальянское Возрождение  достигает своего апогея. В философии  доминирует гуманистическая проблематика. В XVI в. Возрождение становится  общеевропейским явлением. На первый  план в философии начинает  выдвигаться натурфилософская проблематика.

3. Закат философии Возрождения  — начало философии Нового  времени (начало XVII в.).

Таким образом, если Возрождение рассматривать  как общеевропейское явление, то оно охватывает XV—XVI века.

Источник: http://a-philosopher.ru

12.Этика Дж. Бруно

Бруно Джордано (1548-1600) итальянский философ, во взглядах которого философская мысль эпохи Возрождения нашла свое полное выражение. Родился в небольшом городке Нола вблизи Неаполя. 

Этика: Этические воззрения в утверждении “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Призывает к борьбе за благородные цели. За добро, которое неограниченно реализуется во вселенной. Истинным мерилом нравственности  является деятельность, земные цели человека.

Источник: http://www.myline.ru

13. социально- политические утопии Возрождения

Для эпохи Возрождения  было характерно не только повышение  интереса к человеку, но и большой  интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений  Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла  отражение в социально-политической философии эпохи .

УТОПИЯ — особый способ социального предвидения, результатом которого является идея или образ совершенного государства, призванного служить образцом общественного устройства. Как особый жанр У существует на грани между собственно литературой, социальной философией и политикой.

Источник: http://epistemology_of_science.academic.ru

14.  «Душа мира» у Н. Кузанского

Николай Кузанский (1401-1464)является крупнейшим европейским мыслителем XV века, родоначальником итальянской натурфилософии.  
Его философская мысль способствовала переходу от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания. 
Главные произведения:  
«О католическом согласии» (1433), «Об исправлении календаря» (1436), «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1444), «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О даре отца светов», «О становлении» (1442 – 1445), «Апология ученого незнания» (1449), «Диалоги простеца» (1450), «О видении Бога» (1453), «О берилле» (1458),  
«О бытии как возможности» (1460), «Об игре в шар» (1463), «Компендий», «Опровержение Корана», «О вершине созерцания» (1464). 
 
Основные идеи: 
Только благодаря непрерывному усилию познать Бога мы приходим к пониманию, что он непознаваем. Истина неуловима и непостижима в своей чистоте, но, несмотря на это, чем больше ученость в «незнании истины», тем ближе мы к ней подходим. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому, как вписанный в круг многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к кругу, но кругом не становится. Так и разум никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет приближаться к ней.

Источник: http://www.countries.ru

15. Периодизация античной философии

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Информация о работе Демиург у Платона