Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:08, реферат
Платон Афинский (427-347 до н. э.), великий древнегреческий философ, основатель Академии. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
ДЕМИУРГ- в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии - один из эпитетов Бога-Творца.
Реферат.
По философии.
Вариат:№00-03
Выполнила: Ямалиева Ильнара
Группа: ЭК-12
1.Демиург у Платона
Платон Афинский (427-347 до н. э.), великий древнегреческий философ, основатель Академии. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
ДЕМИУРГ- в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии - один из эпитетов Бога-Творца.
В философский лексикон термин «Демиург» был введен Платоном, который впервые называет Демиургом «творца и отца» этого видимого космоса . В «Тимее»Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму, создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи(«кормилицы», «восприемницы»). При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, последний выступает всего лишь как причина их соединения, в чем состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости ,мешает ему полностью осуществить свое намерение. Демиург творит только вечные сущности (поскольку все имеющее вечную причину и само оказывается вечным), низших богов, мировую душу и бессмертную часть человеческой души, четыре космические стихии (землю, огонь, воду и воздух), небесные светила и тело космоса в целом; также он создает время как движущееся подобие вечности. Творение смертных существ, необходимых для полноты мироздания, Демиург предоставляет низшим богам, вручая им «семена и начатки созидания».
Источник: 1)http://antique_philosophy.
2) В.А Канке «Философия»
2. Софистика
СОФИСТИКА – это метод рассуждений (выводов, доказательств) основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Это сознательное нарушение логических правил, применяемое в споре с целью достичь превосходства над оппонентом, ввести его в заблуждение.
Источник: Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
3. Полития
ПОЛИТИЯ - политическая организация того или иного общества. Полития может означать либо данное государство, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной страной .
Источник: http://politike.ru
4. Перипатетики
ПЕРИПАТЕТИКИ — последователи философии Аристотеля. Название происходит от того, что в философской школе Аристотеля (Ликее), основанной в Афинах в 335 до н. э., обучение обычно происходило во время прогулок. Среди П. культивировался значительный интерес к естествознанию. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529 н. э.) и была крупнейшим центром античной науки. Наиболее выдающимися ее руководителямипосле смерти Аристотеля были: Теофраст из Эфеса, особенно известный своими работами по ботанике; Стратон из Лампсака, развивавший материалистическую тенденцию философии Аристотеля; Андроник Родосский, издавший соч. Аристотеля; Александр Афродизийский, комментировавший философию Аристотеля в духе материализма.
Источник: Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
5. Периодизация античности
Греческая античная философия возникла в VII—VI вв. до н.э. Направленностью своего содержания, методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомераи сочинений Гесиода. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержатся в греческой философии.
В развитии античной философии можно с определенной степенью условности выделить три основных этапа. Первый этап охватывает период с VII до V вв. до н. э. Этот период обычно называютдосократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики.
К этому этапу относятся милетска
Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платонаи особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии. К этому этапу относиться и философия софистов.
Третий этап в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
Первый период античной философии, связан со становлением и развитием греческого классического рабовладения в VII—IV вв. до н. э. Это было время разложения остатков родового строя и утверждения раннего рабовладельческого общества. Место родовой общины заняла гражданская община — полис, город-государство, — уникальная форма организации социальной и политической жизни древних греков. Культура эллинства — это культура греческих полисов.
Источник: http://www.fillek.ru
6. доказательства существования Бога у Ансельма
Ансельм Кентерберийский родился в 1033 г. в г. Аоста (Италия), был монахом, приором (наместником) и затем аббатом бенедиктинского монастыря в Ле Бек, с 1093 г. — архиепископ Кентерберийский. Умер в 1109 г.
Ансельм считал веру основой рационального знания.
Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).
Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит Он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе).
Источник: http://ru.wikipedia.org
7.Реализм в средневековье
РЕАЛИЗМ — философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.).
Реализм в средневековой философии один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющих онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.
Источник: Новая философская энциклопедия, 2003 г.
8. Провиденциализм
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – одна из основных установок религиозного мировоззрения (иудаизм, ислам, христианство), толкующая развитие истории (человека и общества) как проявление воли Бога, высшего разума, осуществление заранее предусмотренного ими плана. Провиденциализм наряду с креационизмом, сотериологией, учением о теодицее является краеугольным камнем средневековой философии. Провиденциализм лежит и в основе религиозного фатализма – учения о предопределенности человеческого существования, его судьбы. Он перекликается с телеологическими концепциями (устремленностью всего к высшей цели, например благу, в философии Аристотеля).
Источник: Удовиченко Е.М. Философия: учебное пособие, 2004 г.
9. Название главной работы Августа
Августин-(354-430гг.) родился в г. Тагасте в Северной Африке. Его мать была христианкой, а отец- язычником.
Августин написал много книг на латинском языке: « против академиков», где он отвергает скептицизм; « О сводной воле», где обсуждается проблема зла и свобода воли. « Исповедь» где Августин рассказывает о перипетии своей духовной борьбы; «О граде Божием» Августин разрабатывает собственное видение истории и учение о « Двух градах»-Граде Земном и Граде Божием.
Источник: В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко « Философия для технических вузов» 2004г.
10. соотношение веры и разума у Ф. Аквинского
Фома Аквинский
(1225-1274) был самым крупным
Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии. Ее решение прошло несколько этапов.
Ф. Аквинский создал развернутое
учение, обосновывающее возможность гар
Источник: http://www.fillek.ru
11. периодизация Возрождения
1. Ранний период Возрождения (XIVв.). В средневековой европейской культуре и философии появляются новые — антифеодальные и аптисхоластические тенденции. В Италии возникает возрожденческий тип культуры.
2. Период расцвета Возрождения
(XV XVI вв.). В XV в. итальянское Возрождение
достигает своего апогея. В философии
доминирует гуманистическая
3. Закат философии Возрождения — начало философии Нового времени (начало XVII в.).
Таким образом, если Возрождение рассматривать как общеевропейское явление, то оно охватывает XV—XVI века.
Источник: http://a-philosopher.ru
12.Этика Дж. Бруно
Бруно Джордано (1548-1600) итальянский философ, во взглядах которого философская мысль эпохи Возрождения нашла свое полное выражение. Родился в небольшом городке Нола вблизи Неаполя.
Этика: Этические воззрения в утверждении “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Призывает к борьбе за благородные цели. За добро, которое неограниченно реализуется во вселенной. Истинным мерилом нравственности является деятельность, земные цели человека.
Источник: http://www.myline.ru
13. социально- политические утопии Возрождения
Для эпохи Возрождения
было характерно не только повышение
интереса к человеку, но и большой
интерес к проблеме государства,
устройства общества, взаимоотношений
Церкви и государственных институтов,
верующих. Данная проблематика нашла
отражение в социально-
УТОПИЯ — особый способ социального предвидения, результатом которого является идея или образ совершенного государства, призванного служить образцом общественного устройства. Как особый жанр У существует на грани между собственно литературой, социальной философией и политикой.
Источник: http://epistemology_of_
14. «Душа мира» у Н. Кузанского
Николай Кузанский (1401-1464)является крупнейшим
европейским мыслителем XV века, родоначальником
итальянской натурфилософии.
Его философская мысль способствовала
переходу от философии средневековья
к философии Возрождения: последний схоласт
и первый гуманист, рационалист и мистик,
богослов и теоретик математического
естествознания.
Главные произведения:
«О католическом согласии» (1433), «Об исправлении
календаря» (1436), «Об ученом незнании»
(1440), «О предположениях» (1444), «О сокрытом
Боге», «Об искании Бога», «О даре отца
светов», «О становлении» (1442 – 1445), «Апология
ученого незнания» (1449), «Диалоги простеца»
(1450), «О видении Бога» (1453), «О берилле»
(1458),
«О бытии как возможности» (1460), «Об игре
в шар» (1463), «Компендий», «Опровержение
Корана», «О вершине созерцания» (1464).
Основные идеи:
Только благодаря непрерывному усилию
познать Бога мы приходим к пониманию,
что он непознаваем. Истина неуловима
и непостижима в своей чистоте, но, несмотря
на это, чем больше ученость в «незнании
истины», тем ближе мы к ней подходим. Разум
движется к истине, и этот процесс бесконечен,
подобно тому, как вписанный в круг многоугольник
при бесконечном увеличении числа сторон
приближается к кругу, но кругом не становится.
Так и разум никогда не сможет постичь
истину до конца, хотя бесконечно будет
приближаться к ней.
Источник: http://www.countries.ru
15. Периодизация античной философии
Античная философия — философия античности, подразделяется
на древнегреческую и древнерим