Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:49, контрольная работа
Действительно - и в этом состоит ее исключительность - философия этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог - человек. Августин в трактате “О граде Божием” полагал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной фигурой. Все остальные области, традиционно входившие в состав философии - онтология, гносеология, этика, эстетика - рассматривались под этим углом зрения.
1.Характерные черты средневековой философии 3
1.1 Исторические условия развития средневековой философии. 3
1.2. Патристика. Учение Августина Блаженного. 4
1.3. Схоластика. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Философия Фомы Аквинского. 6
2.Человек в системе культурных ценностей. 9
3. Тест 21
Список литературы 23
Правомерно
предположить, что каждая способность
человека имеет специфичное
Между тем именно значение психики в системе деятельности управляющей подсистемой, которой она является, позволяет понять ее строение, рассматривая ее в этой роли (вспомним формулу П. Анохина: "Структура определяется функцией"), т. е. в контексте деятельности, в обусловленности структурой деятельности и, значит, не как природное, а как природно-культурное явление, как плод работы окультуренного, а не естественного, биологического, "аппарата" – человеческого мозга (именно поэтому психология принадлежит не к разряду естественных, а к классу гуманитарных наук или, говоря терминами неокантианцев, к числу "наук о культуре").
Для
методологических установок современной
психологической науки
Но стоит нам увидеть в психике плод преобразования натуры культурой, обретенный в филогенезе и всякий раз воспроизводимый в онтогенезе, поскольку обусловлен он потребностями культурной деятельности человека, и представление о строении психики окажется принципиально иным. В самом деле, поскольку само это преобразование было вызвано необходимостью изменить характер работы мозга, унаследованный человеком от его непосредственных животных предков в соответствии со складывавшейся у него и генетически непрограммируемой практикой жизнеобеспечения, постольку человеческая психика должна была научиться выполнять следующие задачи:
а) собирать с возможной для нее полнотой информацию о среде, в которой действует индивид, и о нем самом в его взаимодействии со средой;
б) перерабатывать эту информацию для ее претворения в реальном поведении и практической деятельности;
в) вырабатывать внебиологические – духовные, культурные – регуляторы общения с другими людьми в совместной с ними жизни и деятельности;
г) восполнять специфическими средствами неизбежный в ограниченной жизненной практике человека дефицит информации;
д) преодолевать ограниченность осознаваемого, рационально обработанного жизненного опыта другими способами его интериоризации;
е) дополнять ограниченный во времени и в пространстве реальный жизненный опыт квазиреальным, иллюзорным, но не знающим никаких границ опытом жизни в воображении;
ж) обобщать всю эту разнородную информацию в специфических духовных конструктах, необходимых для ориентации в многообразии конкретных форм бытия и эмпирического опыта;
з) превращать внеинстинктивным способом внутреннее во внешнее, психическое в практически-поведенческое.[9, c.75]
Каким же оказывается реальный психический субстрат необходимых для решения всего этого ансамбля задач культурных способов духовного управления человека своим поведением?
а) Мир, в котором существует и действует человек, является пространственно-временным континуумом, и потому полнота информации о бытии предполагает знание того, что происходит во всех фрагментах обоих его измерений. Информация о происходящем в пространстве складывается из сведений о "здесь" и о "там", т. е. о том, что я могу непосредственно воспринимать и что я могу только представлять себе; для этих целей психика человека усовершенствовала унаследованные от животных способы чувственного восприятия _ различные ощущения (зрительное, слуховое и т. д.)– и самоощущение (в быту обычно говорят "самочувствие") и существенно развила имеющуюся у животных лишь в зародышевой форме способность представления. Информация о происходящем во времени трехступенчата – она должна содержать сведения о том, что принадлежит прошлому, настоящему и будущему-, соответственно психика должна обладать тремя специализированными механизмами получения информации – о том, что "было", что "есть" и что "будет". И действительно, информацию о прошлом несет нам память^ о настоящем – те же ощущения (ибо "здесь" и "сейчас" нераздельны для восприятия) и о будущем – предчувствие (в осознаваемой форме – предвидение). Для наглядности представлю этот аспект строения психики схематически.
б) Переработка собираемой информации имеет своей целью обеспечить все известные уже нам виды деятельности наиболее эффективным для каждого – в силу его специфичности – психическим инструментом, способным успешно решать данную задачу; вряд ли нужно доказывать, что для познавательной деятельности таким инструментом стало отсутствующее у животных – ибо ненужное им – абстрактное мышление; для ценностной ориентации в мире – переживание (эмоциональная активность в очеловеченной – одухотворенной, следовательно, окультуренной – форме); для преобразовательной деятельности – воображение (И. Кант не случайно добавил эпитет: "продуктивное", ибо ни мышление, ни переживание, ни один другой орган психики не обладает этой специфичной именно для воображения способностью созидать реальное, хотя и в форме идеального; одной из разновидностей воображения является фантазия, создающая образы неосуществимого); для художественного воссоздания (иллюзорного удвоения) реальности – синкретический психический "механизм", в котором слиты воедино воображение, переживание и мышление; его называют обычно художническим талантом или образным мышлением, но можно с таким же правом назвать образным переживанием или художественным воображением. Представлю схематически структуру и этого "блока.
Резюмируя проведенный анализ этого уровня культурной работы человеческой психики, можно ввести – кстати, "потерянное" психологической наукой в ряду других проявлений духовной деятельности – понятие интеллекта, которое точно обозначает целостное единство выработанных историей культуры способов переработки информации, необходимых для внебиологической деятельности людей. Думаю, что появление развитого интеллекта следует считать одним из признаков цивилизации как исторического этапа культуро-генеза и существенным признаком перехода от младенчества к детству в онтогенезе культуры.
в)
Поскольку вся деятельность людей
является коллективной, но потребность
в Другом не заложена в индивиде
генетически и не проявляется
во врожденном инстинкте, как у животных,
она требует прижизненно
Три дополнения, важные не только с чисто психологической, но и с широкой культурологической точки зрения, тут следует сделать. Первое состоит в том, что, как и все предыдущие, описанные выше "механизмы" психики, любовь имеет два вектора – она является и отношением человека к "значимому Другому", и к самому себе: такова психологическая основа нарциссизма, эгоизма, эгоцентризма, если разросшаяся до самовлюбленности эта форма любви становится своего рода патологией; но в принципе любовь к самому себе есть непременное и неотъемлемое свойство человеческой психики, с которым связаны самоуважение, способность дорожить собственной жизнью и получать удовольствие от своего существования. Феноменом культуры это чувство становится постольку, поскольку его соотношение с любовью к Другому является не просто индивидуальной особенностью данного лица, природного эгоиста или альтруиста, но порождением и проявлением особого культурно-психологического состояния общества, которое в одних исторических обстоятельствах делает господствующим умонастроением экстравертную, а в других – интравертную ориентацию любви – скажем, в средние века делает господствующей любовь к Богу, в эпоху Возрождения – любовь к другому человеку (психологическое содержание гуманизма), в эпоху абсолютизма – любовь к своему государству и его символу – королю, царю, императору, из которой вырастает способность жертвовать за него своей жизнью, а в XX веке начинает доминировать, с одной стороны, любовь к вещам (психологический фундамент буржуазного "общества потребления"), а с другой – безграничная любовь индивида к самому себе (психологическое выражение индивидуализма).
Второе
дополнение касается понимания психологической
структуры художественно-
Третье дополнение состоит в том, что любовь есть психологический "механизм", имеющий своего антагониста – ненависть, так же как симпатии противостоит антипатия (сам термин четко выявляет здесь соотносительность этих установок человеческой психики). Подчеркну опять-таки культурологический аспект этой "антитетической парности" чувств, выражающийся в превращении то того, то другого в социально-психологическую доминанту определенного типа культуры – такую роль играла теоретически обосновывавшаяся и идеологически внедрявшаяся в сознание масс и воплощавшаяся в пролетарской культуре классовая ненависть к буржуазии, аристократии, богатым крестьянам ("кулакам"), а в другом типе культуры – "любовь к ближнему", ставшая нравственно-психологической позицией русской гуманистической интеллигенции, воспитанной на идеях нашей классической литературы, и получившая наиболее яркое воплощение в толстовстве, а в культурах ортодоксально-религиозных – противоречивое сочетание провозглашаемой любви к ближнему и культивируемой ненависти к иноверцам и еретикам, вплоть до ее воплощения в терроре инквизиции, в кровавых крестовых походах христиан, в "священной войне" мусульман – джихаде...
Вряд ли нужно специально разъяснять, что в этой антитетической паре "любовь/ненависть" ее составляющие не равноценны – одна является силой созидательной, конструктивной, способствующей творчеству и объединению людей, другая – силой деструктивной, злой, оборотной стороной культурной медали, и потому в аспекте ценностном она должна быть признана, при всей ее неотрывности от любви, явлением антикультурным: не случайно социальные движения, делавшие ненависть своим главным оружием, – сталинизм, гитлеризм, маоизм – были враждебны культуре, уничтожали в концлагерях представителей интеллигенции и издевались над ними в ходе "культурных революций", сжигали на кострах книги, давили бульдозерами картины, запрещали оперы и симфонии...
В свете сказанного можно развить схему, изображающую строение культурных орудий человеческого интеллекта, введя в нее любовь как силу духовного притяжения человека к человеку, обеспечивающую продуктивность всей его предметной деятельности; в результате интеллектуальный треугольник превратится в ромб.
г) И все же представленная здесь сложность сформировавшегося в истории культуры человеческого интеллекта не позволяет ему в полной мере удовлетворять потребность людей в сознательном и самосознательном управлении своим повседневным поведением и практической деятельностью; не позволяла у ее истоков, не позволяет и сейчас, на высокой ступени развития цивилизации, и не будет позволять в обозримом будущем потому, что реальная жизнь человека (и это еще одно существенное его отличие от животного) проходит в условиях постоянного дефицита информации – и о мире, и о себе самом, ибо мы не можем знать то, что произойдет с нами в будущем. Естественно, что с самого начала истории культуры человечество оказалось перед необходимостью выработки специфических способов восполнения этого дефицита; так в человеческой психике появились неизвестные животным культурные способности – вера и надежда.