Человек в потоке времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем.

Оглавление

Содержание:
Введение 2
I. Проблема человека в философии 3
II.Человек как проблема самого себя 5
II.I Пять идеальных типов М. Шеллера 6
III.Проблемы цели и смысле человеческой истории 10
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Четвертая идея человека находится в оппозиции ко всем предыдущим, поскольку они говорят о прогрессирующем homo sapiens, homo faber, или о падшем, но чающем обрести спасение "Адаме" христианства, или о существе вожделеющем, но возрастающем до духовности. Четвертая идея человека предвидит неизбежную деградацию человека и усматривает в ней его сущность. Сторонники этой "идеи человека" (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Т.Лессинг, Ф.Теннис, О. Шпенглер, Э.Гартман, частично А.Бергсон и некоторые психоаналитики) резко разделяют культуру, разум, мир знаков (суррогаты жизни) и самое жизнь, чувства, влечения. Человек деградирует от "естественной" жизни, которой соответствуют символ, традиция, политеизм, магия, - к "разумной" организации жизни, которой соответствуют позитивная наука, монотеизм, государство, право. Естественное заменяется искусственным, организм - бездушным механизмом.

     Пятый "идеальный тип" человека Шелер сложно назвал "постулаторным атеизмом серьезности и ответственности". Это взгляд на человека как на свободное, нравственное существо - "личность". Такое существо может возникнуть только как не запланированное заранее, то есть случайно, без помощи всемогущего существа - Бога. Именно абсурдность, "молчание" мира есть предпосылка человеческой свободы; мир не должен быть родствен, "единосущен" человеку5.

     Свобода человека не должна ни на что опираться - ни на коллективное единство, ни на Бога, ни на "прогресс". Шелер называет сторонником этой позиции Н.Гартмана (1882- 1950), основателя критической онтологии. В полной мере эти идеи можно отнести и к философии экзистенциализма.

     В пяти идеальных типах человека, выделенных М.Шелером, воплощено стремление уловить субстанцию человечности, понимаемую либо как совокупность природных качеств, либо как разум, либо как связь с божественной первопричиной. Человек включен либо в прогрессивную линию развития, либо - в регрессивную. Хотя Шелер относит марксизм к натуралистическим концепциям человека, все же правильнее было бы рассмотрение его как своеобразного сочетания натуралистического подхода и "пятой идеи человека", в которой осуществлен отказ от субстанционализма в подходе к человеку.

     К середине XX века в общественном сознании и бытии происходят такие резкие изменения, что выделение М.Шелером пяти типов, пяти образов человека в истории культуры утрачивает значение исторического исследования. Вторая мировая война вызвала к жизни примеры абсурдного поведения с точки зрения натуралистической идеи человека - примеры героизма, самоотверженности. Интерес к смерти, к болезням духа и тела, поддерживаемый и культивируемый в массовой культуре, казалось бы, подтверждает идею человека как деградации жизни. Распространение различных вариантов "вещного" сознания (отождествления человека с миром желаемых объектов), наступление эпохи "восстания масс" - всеобщей безответственности и потребительской психологии - свидетельствует в пользу утверждения прагматического варианта идеи человека. Успехи науки и техники в изучении и конструировании человека позволяют говорить о позитивистском варианте "идеи человека". Долгое господство социалистической идеи в определенной части земного шара закрепляет в сознании человечества тот вариант "идеи человека", который представляет сочетание натурализма и мысли о всеобщей мощи разума.

     Столкновение  в сознании человека XX века различных "идей человека" привело к актуализации проблемы человека как теоретической  и практической проблемы. "Было время, - замечает современный швейцарский философ Э.Аггаци, - когда одной из наиболее серьезных задач философии считалось доказательство бытия Бога; видимо, уже трудно сомневаться в том, что в наше время важнейшей задачей философии является доказательство бытия человека"6.

    1. Проблемы  цели и смысла человеческой истории

     Исторический  процесс – это длящаяся во времени  коллективная драма, действующими лицами которой являются крупные социальные общности – народы, классы, государства, цивилизации. И поскольку люди являются заинтересованными участниками этой драмы, их неизменно волнует вопрос: какова связь прошлого, настоящего и будущего, что ждёт впереди, т.е. смысл и цели истории7.Так или иначе, ответить на эти вопросы помогает философия истории.

     Философия истории в эпический период греческой мысли была ни чем иным, как философией вечного возвращения. Полисное время углубило эту концепцию, разработало ее в деталях и превратило в философию периодических мировых пожаров у Гераклита и Эмпедокла. Это уже была уже философия материального развития человеческой истории от первобытных времен до тогдашней современности, включая идею бесконечного развития. Недостаточность такой концепции и стали восполнять Платон и Аристотель, опять признавшие слитность времени и вечности.

     В трудах Платона все души каждое тысячелетие по закону необходимости должны сами выбирать свою собственную жизнь на последующее тысячелетие. Перед своим воплощением в новую земную жизнь души испивают воду Леты, т.е. реки забвения, и тут же забывают все то, что они сами для себя выбрали. Та реальная человеческая история, которую мыслит Платон, обязательно есть слияние свободы и необходимости. Однако человеческая свобода необходимым образом ограничена.

     Таким образом, у этого философа оказались  вполне осознанными и идея целостности исторического процесса, и идея его определенной смысловой направленности, и диалектика свободы и необходимости.

     Аристотель выступает продолжателем идеи Платона. И его философия сводится к тому, что время оказывается подвижным образом вечности.

     Философия истории Средневековья, можно сказать, была полностью основана на идее Божественного  провидения. Бог выступал первопричиной  всякого движения и всех процессов. История в концепции Августина  (IV в.н.э.) рассматривается как длительный, целенаправленный процесс "спасения" человечества, обретения им утраченного единства с богом.

     Джамбаттиста Вико: история народов «проходит совершенно одинаково и с полным постоянством через три Века». Век Богов, когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением. Век Героев, когда последние повсюду царствовали на основе превосходства своей природы, отличающих их от плебеев. Век Людей, когда все признали, что они равны по человеческой природе.

     Соответственно  этим трем видам люди приписывали три вида языка. Немой язык посредством знаков или тел – Век Богов. В Век Героев – язык отличался употреблением множественных подобий, сравнений, образов, метафор и т.д. Век Людей - Человеческий Язык, люди общались посредством слов, установленных народным соглашением.

     Считалось, что разные народны (даже не знающие  друг друга) должны иметь одни и те же ценности, основанные на «божественном  провидении».

     Жан Антуан Кондорсе считал, что прогресс человеческого разума подчинен общим законам, которые наблюдаются в развитии наших индивидуальных способностей. Но результат, зависит от результатов, достигнутых в предшествующие моменты, и влияет на те, которые должны быть достигнуты в будущем.

     Иммануил  Кант считал, что историю человеческого рода в целом можно рассматривать как миссию по выполнение тайного плана природы, в котором она может развить все задатки, вложенные ею в человечество…

     Гегель связывал философско-исторические исследования с изучением смысла истории, с поиском закона истории, возможностью предвидения будущего.

     Для его концепции, характерными являются провиденциализм. Однако в учении Гегеля уже ярко проявляется характерная  особенность светской философии  истории: соучастие человека в историческом процессе, поиск субстанции истории, развертывание во времени, преемственность традиции и новаторство в различных культурах и т.д.

     Развитие сознания духа, выражается в том, что оно является рядом ступеней, рядом дальнейших определений свободы, вытекающих из понятия предмета. Всемирная история есть вообще проявление духа во времени, «подобно тому как идея, как природа, проявляется в пространстве».

     К.Маркс  и Ф.Энгельс предложили концепцию материалистического понимания истории. В рамках этой концепции решающее значение в осмыслении общественной жизни придается экономическим и социокультурным моментам, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношением.

     Фридрих Ницше говорил, «Что жизнь нуждается в услугах истории, это должно быть понятно с той же ясностью, как и другое положение – что избыток истории вредит жизни».

     История принадлежит живущему в трояком  отношении: как существу деятельному и стремящемуся, существу охраняющему и почитающему и как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении.

     Карл  Ясперс считал, что история является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но и в котором корни нашей жизни. История – основа, связь с которой мы сохраняем, если хотим внести свой вклад в бытие человека.

     Цель – это путь во времени. Время расчленено. Но каждая эпоха обладает своим особым величием. В значении прошлого были свои вершины и спады. Бывают эпохи покоя, которые как будто создают то, что будет существовать вечно, эпохи больших перемен, которые в своем крайнем выражении проникают едва ли не в самую глубину человеческого бытия.

     Из-за того, что в истории постоянно  действует  незавершенность, все  должно беспрерывно меняться. История  сама по себе не может быть завершена. Она может кончиться лишь в  результате внутренней несостоятельности  или космической катастрофы.

     Карл  Лёвит считал, что в основе всего лежит поиск смысла и  цели. Без этого, история человечества была бы бесцельным движением. Он исчезает в универсуме. Мировая история возникает и рушится вместе с человеком – мир может существовать также без нас, сам по себе: он надчеловечен и абсолютно самодостаточен”.

     Философские мысли Френсиса Фукуямы  имеют не только исторический, но и социально-политический оттенок. Он рассуждает об исчезновении марксизме-ленинизме и говорит, что его крах как жизнеспособной идеологии, будет иметь всемирно-историческое значение. Ее гибель будет одновременно означать расширение международных отношений и снизит вероятность серьезных межгосударственных конфликтов.

     Однако  подчеркивает, что «это ни в коем случае не означает, что  международные конфликты вообще исчезнут. Ибо и в это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая – постистории».

     Френсис Фукуяма  так же утверждал, что  возрастёт уровень насилия на этнической и националистической почве, поскольку эти импульсы не исчерпают себя и в постисторическом мире. На повестке дня останутся и терроризм, и национально-освободительные войны, это актуально и по сей день.

     Однако, как считал Френсис Фукуяма, для серьезного конфликта нужны крупные государства, а они как раз уходят с исторической сцены. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории”.

     Исходя  из выше сказанного, великие мыслители  понимали смысл и цели истории  по-разному, но все они хотели увидеть в чем-то этот смысл. Сами представления об источниках этих гарантий менялись. Гарантия конечного счастливого итога истории покупалась ценой отказа от свободы.

     Сегодня в области философско-исторического  мышления мы наблюдаем ту же диалектику гарантии и свободы. Коммунистическое государство давало определенные социальные гарантии людям, но лишало их свободы выбора. Потом люди получили свободу выбора, но ценой утраты социальных гарантий. В философии истории действует та же дилемма:

  • либо та или иная глобальная историческая концепция обещает нам гарантированную историю – ценой исключения альтернатив, а значит и свободы исторического выбора;
  • либо она открывает имеющиеся в истории альтернативы, а вместе с ним и нашу свободу идти в том или ином направлении.

     Именно  этим переходом от гарантированной  к рисковой, богатой альтернативами истории, характеризуется современное историческое сознание.

     Именно  присутствие человека в истории  не в качестве пассивного продукта среды и обстоятельств, а в  качестве субъекта, действующего в горизонте негарантированного и непредопределенного будущего, делает исторический процесс многовариантным и нелинейным8. 

Заключение: 
 
 

Список  использованных источников и литературы 
 
 
 
 

Информация о работе Человек в потоке времени