Человек в потоке времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем.

Оглавление

Содержание:
Введение 2
I. Проблема человека в философии 3
II.Человек как проблема самого себя 5
II.I Пять идеальных типов М. Шеллера 6
III.Проблемы цели и смысле человеческой истории 10
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 

Содержание:

Введение 2

I. Проблема человека в философии 2

II.Человек как проблема самого себя 4

       II.I Пять идеальных типов М. Шеллера 4

III.Проблемы цели и смысле человеческой истории 4

Заключение 1

Список  использованных источников и литературы 2 
 

Человек в потоке времени

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

     Каждое  время живет своими проблемами. Часть  их уходит корнями в глубину веков  и соединяет различные эпохи  в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому  будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем. Несмотря на внешнюю непохожесть многих философских систем, между ними существует глубокая внутренняя связь, поскольку каждая по-своему, стараются ответить на одни и те же смысложизненные вопросы. Так, несомненна концептуально-смысловая преемственность не только между философскими, религиозными и научными идеями.

     Существует  неразрывное единство между эпохой, временем и мыслью. Мыслитель может быть независимым от власти, но не от времени, в котором он живет и творит. Разумеется, философ может опередить свою эпоху, высказав суждения, которые не будут поняты его современниками и лишь позже привлекут всеобщее внимание. Однако несомненна связь между характером вопросов, осмысливаемых философами, и временем, и вместе с тем имеет место влияние ментальности народа, его культуры на особенности возникающих философских систем.

     Философия вне собственной истории, вне  социокультурного контекста предстает  как игра мыслящего разума абстрактными понятиями, далекими от жизни. И лишь соотнесение философских школ и направлений с эпохой и взрастившими их обстоятельствами помогает наполнить философские рассуждения реальным содержанием, понять их связь с общей культурой, с происходившими событиями, которые могли выступать неявными их детерминантами.

     Философия - не только сфера рационально-понятийного  осмысления первоначал сущего, но и  значительная духовная сила, оказывающая  влияние на мировой процесс. Она  непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия. 

    1. Проблема  человека в философии

     “Познай самого себя!” – призывал Сократ. Кто мы, откуда и куда идем? – вопрошал Ф. Петрарка. Из истории философии  видно, что проблема: что такое  человек? – одна из главных в философии.

     Формула: “Познай самого себя!” связана с определенным оптимизмом, что истинная природа человека добра, разумна и прекрасна и что дурное в жизни – уклонение от истинной сущности человека. Но в истории философии неоднократно утверждалась противоположная концепция о том, что человек недалеко ушел от животных, что он эгоистичен, что ему изначально присуще дурная природа. Интересно, что в китайской философии Конфуций утверждал, что люди от природы одинаковы, но в вопросе о том, каковы они от природы: добрые или злые – в конфуцианстве сложились две противоположные концепции. Так что же человек представляет на самом деле?1

     Человека  изучает  множество наук, каждая из которых рассматривает его с определенной стороны. Философский подход к человеку связан с задачей выявления его сущности. С философской точки зрения мировоззренческое отношение: человек – мир, который складывается из отношения человека к природе, другим людям, к созданной людьми искусственной среде обитания.

     “Философия  выявляет место человека в мире и  его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.”2

     В ходе изучение человека выясняется, что  отдельный человек соединяет  в себе общечеловеческое, присущее ему как члену человеческого  рода, социальные черты, свойственные ему как члену определенной социальной группы, и индивидуальные, присущие только ему. Каково соотношение этих сторон? Что главное, объединяющее все его стороны, выделяющие его из всего другого в мире?

     С древнейших времен, существует представление о том, что человек двойственен, состоит из тела и души. Это представление имеет место и в 21 веке. В течение длительного времени и по сей день, главное в человеке считают – одушевленность, сознание, разум. В религиозно-идеалистическом мировоззрении душа человека понималась как проявление высшего, божественного начала. Тело смертно, душа бессмертна. В материализме древнего мира душа трактовалась как результат специфического соединения вещественных начал (в атомизме – соединения имеющих особую форму атомов). Как правило, душа понималась как “носительница” внутреннего духовного мира человека, его сознания, эмоций, разума.

     В эпоху Возрождения и, особенно в немецкой классической философии, сделан акцент на деятельность, активность, свободу человека. Немецкая классическая философия рассматривала деятельность как неотъемлемую часть человеческого бытия, но при этом деятельность понимала, главным образом, как духовную, мыслительную деятельность. Разумное начало в человеке создается деятельностью субъективного “Я”.

     Диалектико-материалистическая философия, различая материальную и духовную деятельность, утверждает основополагающую роль материальной, практической деятельности. Сама способность к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики. Человек, главным образом, – социальное существо.

     Таким образом, по мере развития философии  выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность. При этом конечно, нельзя забывать, что человек – и биологический организм. Человек формируется и как природно-биологическое и как социальное существо. Говорят, что человек рождается трижды: физически, социально и духовно.

     Хотя  человек всегда был объектом пристального внимания в философии, в XX веке было выдвинуто предложение о необходимости особой философской науки, ориентированной на познание человека – так называемой философской антропологии. Один из ее основателей М. Шелер утверждал, что все главные вопросы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он в мире. Шелер и другие основатели философской антропологии сущностные основания человека видели в духе. Однако в настоящее время философская антропология развивает более широкий взгляд на человека. Здесь и трактовка человека как специфического животного, и концепция взаимосвязи человека и культуры, установка на синтез объективно-научного и ценностного видения человека в мире и т.д. Исходная проблема философской антропологии – проблема становления человека. 

    1. Человек как проблема для  самого себя

     В XX веке мир окончательно утрачивает качество монолитности, становится мозаичным, человеку все трудней связать себя с определенной, устойчивой системой внешних обстоятельств.

     Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о  смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком. Сократовское "познай самого себя" - это не призыв к решению какой-то, пусть и непростой задачи, имеющей ответ в конце задачника, а установка на постоянное задавание этого вопроса, на удерживание его в горизонте всей своей жизни3.

     Проблема  человека не является чисто теоретической  проблемой, это практическая, жизненная  проблема. Оказываясь в критической  ситуации, человек каждый раз "выбирает" себя, решает вопрос о смысле своего существования.

     Таким образом, проблема человека как практическая проблема всегда стояла и будет стоять перед каждым из нас: в определенные моменты жизни человек проблематизирует свое существование, определяет смысл своей жизни, выбирает направление жизненного пути.

     Однако, хотя выбирает всегда сам человек, существует своеобразная "техника" проблематизации  человеком своего собственного существования - философия. Именно философия организует "пространство выбора" человеком самого себя, она как бы предлагает выработанные философской мыслью на протяжении столетий различные системы ценностных координат человечности.

     Философия окончательный выбор "образа человечности" оставляет за самим человеком. Поэтому она не может диктовать человеку, каким он должен быть. Философия не может быть сведена и к науке о сущем - к простой констатации того, каков человек "на самом деле". Философия как "техника" размышления человека о самом себе есть форма теоретического знания о возможном. Правда, философы часто поддавались соблазну дать окончательный ответ на вечные философские вопросы, начинали говорить не с позиций возможного, но с позиций должного и сущего. В этом случае философия из техники свободного выбора превращалась в форму личного смысложизненного выбора философа. Философ как носитель теоретического "чистого" разума и философ как носитель "практического" разума сливались в одно4.

II.I. Пять идеальных типов М. Шеллера

     М.Шелер  выдвинул пять "идеальных типов" философского самовосприятия человека, которые и составляют "пространство выбора". Шелер не связывает их просто с этапами философской мысли. Все они имеют право на существование и в наше время.

     Первая "идея человека", это идея религиозной веры как сущности человека (иудейско-христианский тип). Подлинная история человеческой души - это ее божественное происхождение, грехопадение и будущее спасение. Христианство с его учением о Богосыновстве приписывает человеку "метакосмическое" значение, приподнимая его над природой. Но прочная божественная основа человеческого бытия вступает в противоречие с земной формой человеческого существования. Отсюда - ощущение надлома, первородного греха, отягощенность человека природным, страх перед всем земным.

     Второй  идеальный тип - тип homo sapiens, человека как носителя разума. Логос, сознание, дух возвышают человека над всем сущим уже у греков периода классики. Человек несет в себе божественное активное начало, которого нет в остальной природе. Это начало в человеке родственно Божественному Логосу, оно не меняется в зависимости от обстоятельств, эпохи. Эти учения, по мнению Шелера, могли быть как теистическими (рассматривающими Бога в качестве запредельной миру совершенной личности), так и пантеистическими, растворяющими Бога в мире. Аристотель, Платон, средневековые философы, Кант, Гегель, философа Просвещения - вот вехи движения этой идеи человека. Сплетаясь с первым, христианско-иудейским образом человека, эта идея настолько овладевает массовым сознанием, что становится сама собой разумеющейся, человек к себе начинает относиться только как к рупору разума, тождественного нравственности и красоте.

     Третья  идея человека - это представления о человеке как о homo faber, "человеке работающем", развиваемые в рамках натурализма, позитивизма, прагматизма. Способность к мышлению не специфична для человека, считают сторонники этого представления о человеке. Между человеком и животным существуют только количественные различия. Дух - это пассивное "следствие", сопровождающее желания человека, его инстинктивные влечения. Разум выполняет лишь техническую, приспособительную функцию. Истина и ложь, добро и зло, красота и безобразие - это знаки пользы или вреда вещи, события для человека; никакого особого содержания в себе не заключают. Человек - это существо, пользующееся знаками, использующее орудия, это "мозговое существо", обладающее таким техническим, подсобным орудийным средством, как интеллект. Эта " идея человека" объединяет полностью или частично самые разные философские школы: сенсуализм Демокрита и Эпикура, позитивизм Фр.Бэкона, Д.Юма, Дж.Ст.Милля, О.Конта, Г.Спенсера, эволюционные учения Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка. На эту идею опираются "великие психологи влечений" Т.Гоббс, Н.Маккиавелли, Л.Фейербах, А.Шопенгауэр, Фр.Ницше, З.Фрейд и сам М.Шелер (по его признанию). Эту идею, как считает М.Шелер, разделял и К.Маркс. В человеке нет стремления к самосовершенствованию; все, что кажется таковым, - это лишь бегство от удовлетворения влечения. Существует три основных системы влечений, которым соответствуют три типа человека. В основе первой системы лежит влечение к продолжению рода, в основе второй - влечение к власти, третья во главу угла ставит влечение питания. Первую систему влечений поставил в центр своей концепции З.Фрейд, вторую - Н.Маккиавелли и Ф.Ницше; третья система влечений стала исходным пунктом концепции К.Маркса.

Информация о работе Человек в потоке времени