Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:54, реферат
Одной из важнейших проблем философии является проблема человека. Что такое человек? В чем его сущность? Какое он занимает место в мире? На эти вопросы пытаются ответить многие науки: антропология, психология, социология. Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Средневековое общество и человек………………………………………5
Средневековая философия о человеке……………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………16
Постепенно душа становится наивысшей ценностью и человека, и культуры Древней Руси. Именно душа давала человеку Божественный небесный масштаб видения жизни, принесенный христианством,- «панорамное зрение», по определению Д. С. Лихачева. Этот «взгляд со стороны», вернее, с недосягаемой небесной выси, требовал соотнесенности с определенным нравственно-этическим идеалом, заданным Христом. «По христианской доктрине норма всех норм, «путь, истина и жизнь» - это сам Христос.
После кризиса, вызванного падением Киевской Руси в результате монгольского нашествия, начинается постепенный ее подъем в XIV–XV вв. Философская мысль в XV в. на общем фоне подъема народного самосознания, прогрессировавших феодальных отношений, расцвета культуры значительно продвинулась в понимании мира и человека. Популярными по-прежнему являются сочинения натурфилософского содержания.
Возрос
интерес к внутренней духовной жизни,
что связано с влиянием исихазма
– основанному на аскетизме религиозно-
XVI
столетие явилось вершиной
В XVII в. усложняются представления
людей об обществе, природе и
человеке. Вместо прямолинейного
представления о положительных
и отрицательных персонажах
Волновавшие
русскую мысль проблемы соотношения
души и тела, покаяния, спасения души
и т.п. свидетельствуют о том, что
формирование древнерусской культуры
шло целиком под эгидой души. Она
была центральным персонажем практически
всех литературных и живописных произведений,
не говоря уже о церковно-учительных
и философских сочинениях.
Заключение
Культура – это сложная и независимая в своей основе система взаимосвязей, в центре которой находится человек. Только он определяет и содержательную, и формальную стороны культурного процесса. От решения проблемы человека, от того, какие ответы даются на вопросы: что такое человек, что доминирует в его природе, какова иерархия и гармония его внутренних и внешних качеств, каково его место в природе, мире, обществе и т. п. – зависит и вся окружающая его, как воздух, культура. Человек, таким образом, является и своеобразным антропологическим кодом, и ключом к расшифровке любой культурной системы, в том числе и древнерусской.
Являясь
уникальным феноменом культуры, русская
средневековая философия вместе
с тем типологически
Следует отметить в древнерусской православной философии большое внимание к внутреннему миру человека, нежели к внешним событиям, тягу к проблемам духовного, нежели физического бытия; этически акцентированное нравственное переживание бытия, стремление постичь непримиримую борьбу добра и зла, через которую раскрывается живая диалектика природы, общества и человека.
Православная
христианская мысль открыло в
человеке субъекта, четко отделило
его от объектов окружающего мира
и природы, наделило его свободой
воли (самовластием), поставило перед
ним задачу развития, восхождения
своей души на пути к вечной жизни,
к абсолюту.
Список литературы
Информация о работе Человек и общество в русской средневековой мысли