Арабо-мусульманская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:07, реферат

Краткое описание

Арабо-мусульманская культура была интересна во все времена ее существования и до нынешних времен, своими традициями, обычаями, а также в плане духовного развития буквально изложенного в исламской философии, да именно философии арабо-мусульманского мира. Также как и любая другая страна развивающая и сохраняющая свой духовный мир, страны Востока объединенные исламской религией проповедовали свою духовную мысль (т.е., другими словами исламская философия несла свое религиозное учение и свою философскую истину).

Файлы: 1 файл

Введение философия.docx

— 57.83 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арабо-мусульманская культура

Образование арабо-мусульманского государства  не сразу и не везде изменило культурный облик покоренных народов, тем более  что первоначально завоеватели  противопоставляли себя завоеванным. Но поскольку завоевание шло параллельно  с исламизацией, это влекло за собой  резкое изменение ранее сложившихся  культурных традиций, в том числе  и в странах высокой и древней  культуры (Сирия, Египет, Иран и др.). Исламизация глубоко и серьезно трансформировала мировоззрение, жизненный  уклад, нравственные нормы и идеалы, психологию, семейные отношения, общественные учреждения, модель поведения народов, исповедующих ислам. В ряде случаев  исламизация сопровождалась арабизацией, то есть привела к ассимиляции местного населения арабами, к замещению местных языков арабскими диалектами (Месопотамия, Сирия, Палестина, Египет).

Распространение ислама неразрывно было связано с распространением арабского  языка. Это был не только язык завоевателей, но и язык священной книги мусульман  – Корана. Для всех мусульман, независимо от их родного языка, арабский язык был священным, его надо было знать, чтобы читать Коран и богословскую литературу. Всякий образованный мусульманин  – иранец или тюрок, житель Индии  или Испании – стремился к  тому, чтобы овладеть арабским языком – не разговорным, а литературным, языком Корана. Со временем арабский язык стал не только языком богословия, но и  науки, философии, литературы. Арабский язык способствовал сближению народов, возникновению того комплекса мусульманских  культур, который и называют «арабо-мусульманской  культурой». Это культурно-языковое единство не распалось с распадом Арабского Халифата на множество  государств. Арабский язык обеспечивал  взаимосвязь всех образованных людей  мусульманского мира и способствовал  накоплению общего культурного фонда.

Важнейшей особенностью арабо-мусульманской  культуры было то, что она складывалась как сложный результат синтеза  различных культурных традиций. Основой  этого синтеза была культура арабского  этноса. Но приход арабских кочевников в районы древнейших цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия) способствовал культурному  развитию завоевателей. Многочисленные культурные контакты способствовали обогащению арабо-мусульманской культурной традиции. Следует отметить, что многие города, завоеванные арабами, с древних  времен были крупными центрами эллинистической  культуры: Александрия Египетская, Антиохия, Дамаск и др. Все эти культурные влияния определили быстрые темпы развития арабо-мусульманской культуры, расцвет которой приходится на VIII – XII века. В этот период по уровню развития, блестящим достижениям науки и философии арабская культура намного опережала средневековую Европу.

Существенной особенностью арабо-мусульманской  культуры является её городской характер. Горожане составляли в среднем одну шестую часть всего населения, но эта часть концентрировала в  себе подавляющую часть грамотных. На Арабском Востоке отсутствовали  внегородские центры культуры, какими в Европе были монастыри. Поэтому  вся письменная культура была продуктом  деятельности горожан. В городской  культуре можно выделить два уровня: верхушечный, придворный и бюргерский. Границы между этими уровнями провести довольно сложно, так как  они влияли друг на друга и одни и те же люди оказывались активными  деятелями разных уровней. Популярных учёных-горожан нередко приглашали воспитателями к детям халифов  и знати, а произведения придворной литературы могли стать популярными  в среде горожан.

Одной из характерных черт средневековой  арабской культуры является исключительная любовь к книге. В арабо-мусульманском  мире утвердился высокий престиж  грамоты и книги, что создавало  благоприятную атмосферу для  сочинения, переписки и распространения  книг. Это отразилось и в народном сознании, и в памятниках литературы. Во многих из них можно встретить  специальные разделы, где собраны  афоризмы, пространные высказывания в похвалу книге и письму. Книга (писание, письмо) представляет ценность как источник знания, служит для  преодоления ограниченности человеческого  знания.

Следует отметить, что до появления  ислама аравийские племена оставались практически бесписьменными, хотя с ΙΙΙ-ΙV вв. встречаются отдельные арабские надписи. Обширная поэзия, племенные предания, рассказы, забавные истории и сказки – всё это хранилось в памяти и передавалось изустно. Огромное значение для изменения ситуации имела письменная фиксация Корана, которая растянулась на 30 лет. Грамотность превращается в религиозную добродетель. С увеличением количества грамотных арабов началась фиксация всего, что хранилось в людской памяти.

Выдающаяся роль в письменной фиксации арабской устной словесности принадлежит  не арабской по происхождению интеллигенции  стран Халифата, говорившей и писавшей на арабском языке. Эта же интеллигенция  способствовала переводу на арабский язык произведений, написанной на языке  её предков. Переводы с греческого, сирийского, персидского, индийского языков и письменная фиксация устного арабского  наследия придали литературной и  научной деятельности на арабском языке  небывалый размах.

С VIII по XI века были переведены на арабский язык все основные труды древнегреческих учёных по самым различным отраслям знания – философии, логике, медицине, математике, астрономии, фармакологии, географии, музыке. Особый интерес вызывали сочинения Платона и Аристотеля, многие из которых переводились по несколько раз разными переводчиками. Много раз переводили трактаты по медицине (Гиппократ, Гоген), астрономии (Птолемей). Мусульманские учёные-астрономы считали Птолемея основателем астрономии и географии, одним из величайших учёных древности. Наряду с греческими, правда, в гораздо меньшем масштабе, переводились труды индийских учёных по медицине, математике, астрономии.

На Арабском Востоке работа по переводу велась шире, чем в средневековой  Европе, предназначалась для гораздо  более широкой аудитории средневековой  мусульманской «интеллигенции»  и носила светский характер. Произведения античных авторов не служили пропаганде ислама (как это было в Европе с христианством). Но если европейские  средневековые учёные довольно широко переводили самые разнообразные  произведения различных авторов (в  том числе и литературные), их арабские коллеги переводили греческие  сочинения по практически полезным отраслям знаний и игнорировали почти  всё, что выходило за пределы науки  и философии. Греческое влияние, столь плодотворное в области  точных и естественных наук, философии, в меньшей мере коснулось арабской поэзии и художественной прозы.

 

 

 

 

 

 

Просветители  арабо-мусульманской философии

 

«Наукой наук» в арабо-мусульманском  мире считалась философия. Первоначально  арабских философских трудов было немного. Философские идеи возникали в  среде переводчиков и комментаторов  греческих философов. Первым арабским философом считается аль-Кинди (800-ок. 870). Он пытался осветить широкий круг проблем греческой философии, примирить противоречивые греческие учения и тем самым заложил направление, в котором развивалась вся арабская философская мысль. «Вторым учителем» (после Аристотеля) был признан аль-Фараби (870-950), автор ряда философских и социально-этических трактатов. Философский склад ума отличает ряд учёныхIX-XII вв. Арабо-мусульманские мыслители стремились свести философские системы древних в единое универсальное знание. При всей широте интересов можно наметить основной круг тем, рассматривавшихся ими: разум, материя, сущность божества, душа, общее и единое, добро и зло, загробная жизнь, сущность и метод познания, пророчество, молитва, идеальное государство.

Самый значительный мыслитель и  учёный Средневекового Востока – Ибн-Сина (лат. Авиценна, 980-1037). Он был родом из Бухары, имел энциклопедическое образование. Это философ, учёный-естествоиспытатель, врач, математик и поэт. Главный труд Ибн-Сины – трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», содержащая основы логики, физики, математики, метафизики. Он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание получил трактат «Канон медицины».

Ибн-Сина создал оригинальную классификацию  наук. Он делил науки на теоретические и практические. Теоретические науки – физика, математика и метафизика (переход от конкретных к отвлечённым знаниям). Физика – учение о материи, о формах движения, о растениях и животных, о минералах. Практические науки – учение об управлении государством, весь круг проблем, связанных с семьёй, имуществом и хозяйством. Всем своим отношением к научным знаниям и философии Ибн-Сина показывал возможность самостоятельного существования религии и науки. Особенно крупный вклад он внёс в область естествознания и медицины. Им создана общая теория медицины, разработаны способы лечения различных болезней. По его медицинскому трактату учились и средневековые европейские врачи.

Весьма значительны достижения арабо-мусульманских ученых в области  точных и естественных наук. Они  внесли большой вклад в развитие алгебры, плоскостной и сферической  тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии. Математика и астрономия, основанные главным образом на переводах Евклида, Птолемея и индийских трактатов, были практически направленными. Показательно высказывание Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми (787 – ок. 850), одного из первых арабских математиков, в начале его знаменитого алгебраического трактата: «Я составил краткую книгу об исчислении алгебры…, заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям при дележе наследств, составлении завещаний, разделе имущества и судебных делах, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении каналов, инженерном искусстве и прочем».

Аль-Хорезми впервые в истории науки рассматривает алгебру как самостоятельную отрасль математического знания. Сам термин «алгебра» (араб. «аль-джабр» – «восстановление») обязан его математическому труду «Краткий трактат по расчету восстановления и противоположения». В другом своем математическом сочинении «Об индийском счете» Хорезми познакомил арабов с индийским обозначением чисел. С тех пор позиционная система счета стала называться арабской, и она заменила громоздкую римскую систему цифр, открыв широкие горизонты для развития математики. В XII веке оба трактата были переведены на латинский язык.

Для ученых Арабского Востока было характерно стремление к универсальному охвату всех отраслей знаний – энциклопедизм. Выдающимся энциклопедистом был  Абу Рейхан аль-Бируни (973 – ок. 1050), в сферу интересов которого входили астрономия, математика, физика, ботаника, зоология, география, геометрия, минералогия, этнография, история. Для него, как и для ряда других ученых арабо-мусульманского средневековья, характерно стремление к соединению науки с практикой. Ему принадлежит разработка тригонометрического метода определения географической долготы, способа вычисления длины окружности Земли. Он проводил исследования по географическому и геометрическому изучению Средней Азии; описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов; разработал ряд астрономических приборов. В своих исследованиях широко применял математический анализ. Аль-Бируни высказывался в пользу гелиоцентрической системы.

Географические знания представлены таблицами с координатами стран  и населенных пунктов, с теоретическим  введением и пояснениями; описанием  «путей и стран», маршрутов торговых и почтовых сообщений, конкретных путешествий  и т. д. Географические разделы неизменно  присутствуют в обширных энциклопедиях, в кратких справочниках для чиновников и любителей образованности, а  также во многих исторических и литературных сочинениях. Современная востоковедческая наука оценивает арабскую географическую литературу как едва ли не самый ценный памятник мусульманской культуры. Арабы дали полное описание всех стран от Испании до Туркмении и устья Инда с характеристикой физико-географических и климатических условий, быта, ремесел, культуры, языка, религиозных учений. Во многом благодаря арабским путешественникам, экспедициям Азия стала известна европейцам.

Кроме описательной географии, на Арабском Востоке развивалась астрономическая  и математическая география. При  халифе аль-Мамуне (IX в.) вблизи Красного моря проводилось измерение градуса меридиана с целью последующего определения окружности Земли (в исследовании участвовал аль-Хорезми), и оно оказалось достаточно точным, до нескольких сотен метров. В географических трудах учёных мусульманского мира встречаются правила, по которым можно вычислить координаты местности, таблицы широт и долгот различных пунктов. Эти таблицы («зидж») явились результатом арабских исправлений и добавлений к приводимым в «Географии» Птолемея сведениям. Они также получили известность в средневековой Европе.

Высоко ценилась медицина как область  практических знаний. Медицинские сочинения  переводили особенно охотно. Первым крупным  учёным, который занимался самостоятельной  исследовательской работой и  клинической практикой был Мухаммед ибн Закарийа (X в.). Его медицинская энциклопедия «Всеобъемлющий» объединила в себе содержание многих десятков трактатов античных, византийских, сирийских, персидских авторов, а также его собственную практику. Основные типы медицинских трудов учёных Арабского Востока представляют собой: энциклопедии; трактаты об отдельных болезнях, их симптомах и лечении, об общих свойствах человеческого организма; алфавитные перечни лекарств и снадобий; практические руководства для врачей; руководства по народной медицине.

 

 

Развитие арабо-мусульманской  культуры

Культ знания, царивший в  арабо-мусульманской культуре, способствовал  развитию библиотечного дела. В VIII – IX веках основываются библиотеки, получившие название «сокровищницы мудрости». Прообразом всех библиотек стала библиотека «Дома мудрости» в Багдаде, являющемся столицей Арабского Халифата. Но «сокровищницы мудрости» имелись не только при дворе халифов, они открывались частными лицами – книголюбами: известными поэтами, придворными. Значительные личные книжные собрания были у многих философов, астрономов, врачей, законоведов-теологов. Книжные собрания образуются и при мечетях, но вначале они состояли только из списков Корана.

Начиная с Х века, расширяется  сфера распространение арабской книги. В столицах почти всех государств, возникших на территории Халифата, имелись более или менее крупные  библиотеки. Каждый правитель, стремясь подражать халифам, заводил собственную  библиотеку или преумножал библиотеку своего предшественника. Одной из самых  крупных была Кордовская библиотека (Испания); при аль-Хакаме II она включала около 400 тысяч томов. Библиотеки открывались и при мечетях, медресе, больницах, мавзолеях. С Х – XI вв. и далее вся территория, на которой были распространены арабский язык и ислам, была покрыта сетью больших и малых библиотек.

Информация о работе Арабо-мусульманская культура