Антропологический матиализм Л Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 02:38, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины ((III в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………2
Философия Фейербаха ...………………………………………………………………………..3
Эволюция представлений……………………………………………………………………….3
Философия Духа по Гегелю…………………………………………………………………….4
Философские взгляды…………………………………………………………………………...4
Материализм Фейербаха………………………………………………………………………...5
Антропологический принцип………………………………………………………………….7
Этика Фейербаха………………………………………………………………………………...7
Воззрения Фейербаха на религию………………………………………………………………8
Атеизм Фейербаха……………………………………………………………………………….9
Источники информации………………………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 64.54 Кб (Скачать)

После «Сущности  христианства» Фейербах выпускает  в свет целый ряд произведений: «Основные положения философии  будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) И остальные. В этих произведениях  он дает стройное изложение и обоснование  собственных материалистических взглядов.

Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такового влияния  и глубочайшего действия на читателей, как его первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила практически никакого важного  следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишет свое основное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что рвение к счастью является двигательной силой поведения людей, основой  моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, но, опубликован при жизни  Фейербаха и увидел свет только в 1874 году.  

Антропологический принцип

Антропологизм - взор на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы познания которого дает ключ к её тайнам, т.к. в органическом единстве телесных отправлений человека участвуют все её продуктивные силы. Подчеркивание единства человека и природы было направленно против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. Антропологизм в материализме 17-18в.в. Был частью идейного обоснования буржуазной революции провозгласивший несопоставимость феодального строя и религии с подлинной природой человека.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта сначала формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Конкретно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве  любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, обязана встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно германскому философу, есть только отчужденная, ложная форма подлинной  любви - любви к иным людям.  

Этика Фейербаха

В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских  философов-идеалистов господствовало мнение, что Кант

 неопровержимо  доказал невозможность общеобязательной  этики, построенной на эвдемонистической  основе. В этом сходились столь  различные мыслители, как Фихте

, Гегель

 и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных  защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху. 
 
Между тем, Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла». На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты». 
 
Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: «тумаки его братьев и щипки его сестёр научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно». Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна. Чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счёте ведёт к счастью, ещё не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга — изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.

 
Воззрения Фейербаха  на религию

Важную составную  часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Это учение навеяно отчасти «Речами о религии» Шлейермахера. Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание. 
 
Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры — Бог, свобода воли, бессмертие души — Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу «довольствуйся данным миром» и склоняется к атеизму и натурализму. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII в. в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII в. у представителей «просвещения» (Вольтер, Гольбах) господствовал взгляд, что религия в её исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия, с одной стороны, сознательной мистификации ради политических целей — с другой. 
 
Фейербах противопоставляет этому грубому взгляду описание психогенезиса религиозных чувств и представлений. Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. Не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживают стремление проецировать свои черты вовне. Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма. Лучшие стороны своего «Я» — своих помыслов, чувств и желаний — люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги — дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности. 
 
В настоящее для Фейеребаха время её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивает свой raison d'être. Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому, как теперь золотых дел мастер или поэт не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона, так, можно надеяться, человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов. 
 
Идеи Фейербаха в области психологии религии сообщили толчок плодотворным исследованиям по истории религии в трудах Штрауса, Ренана, Гаве, кн. С. Н. Трубецкого и др. С другой стороны, за ними последовал целый ряд этнографических исследований по первобытной религии (Леббока, Тэйлора, Спенсера, Группе и др.). Наконец, они дали толчок новейшим психологическим работам в этой области, в которых более подробно исследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А. Ланге). Очень напоминают идеи Фейербаха мысли Lesbazeille’я в его статье «Les bases psychologiques de la religion»; он только оттеняет роль коллективного внушения в эволюции мифов. Учение Авенариуса об «интроекции» (в его книге «Человеческое понятие о мире») и о том виде «тимематологической апперцепции», который он называет «антропоморфическим», также навеяны Фейербахом. Есть много общего с Фейербахом в религиозных идеях Конта и Милля, но ни тот, ни другой не были знакомы с сочинениями Фейербаха

Атеизм  Фейербаха.

Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесновато связан с атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и хоть какого материалиста, нельзя сводить лишь к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его философии. Не считая того, нужно иметь в виду, что антирелигиозные взоры Фейербаха начали складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.

Фейербах видел  центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с теологией. Данной борьбой, указывает Фейербах, пронизана вся  философия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал рвение каждого из этих мыслителей высвободить человеческий разум  от религиозного влияния и их несомненный  вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы нового времени признавали веру, но так, как законная супруга признается в качестве уполномоченного лица супруга, когда он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его загадочность, Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, владеет самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум, мышление.

Следует выделить, что для Фейербаха атеизм не сводился к обычному отрицанию бога. Эту  точку зрения он считал характерной  для XVII и XVIII вв. Таковым образом, Фейербаха  не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. Атеизм Фейербаха просит положительного утверждения человека в противоположность его религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека обязано быть не лишь настоящим, но и всесторонним, обхватывающим все сферы его бытия. Фейербах соображал, что немногого стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не в порядке» и «основа человеческого существования повреждена. По Фейербаху, для того чтоб вылечить «болезни головы и сердца», к которым он относил и религиозную идеологию, нужно решение трудности «желудка». Тем самым Фейербах ограничивал свой атеизм узенькими рамками просветительства. Так как к материализму философ пришел через критику религии, а в свою очередь, эта критика становилась более глубочайшей и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха?

Историко-философские  взоры Фейербаха появились и  сформировались в определенных исторических условиях на базе определенного историко-философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха  были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новейших исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и  атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие собственных предшественников ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким.  

И так, исследование историко-философских сочинений Фейербаха указывает, что его путь к материализму и атеизму не был, как выражался он, «случайным» и «произвольным», но «органическим» и «необходимым» и пролегал через его сочинения 30-х годов. Каждое из этих сочинений было ступенью в его духовной эволюции, а от последнего из них, монографии «Пьер Бейль», переход к «Сущности христианства», по словам самого Фейербаха, уже был нетруден.

 

Источники информации.

1.Фейербах Л.  Сущность религии // Избранные  философские произведения. М., 1955.

2.Л. История  философии «Мысль» М, 1974.


Информация о работе Антропологический матиализм Л Фейербаха