Антропологический матиализм Л Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 02:38, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины ((III в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………2
Философия Фейербаха ...………………………………………………………………………..3
Эволюция представлений……………………………………………………………………….3
Философия Духа по Гегелю…………………………………………………………………….4
Философские взгляды…………………………………………………………………………...4
Материализм Фейербаха………………………………………………………………………...5
Антропологический принцип………………………………………………………………….7
Этика Фейербаха………………………………………………………………………………...7
Воззрения Фейербаха на религию………………………………………………………………8
Атеизм Фейербаха……………………………………………………………………………….9
Источники информации………………………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 64.54 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение  …………………………………………………………………………………………2

Философия Фейербаха ...………………………………………………………………………..3

Эволюция  представлений……………………………………………………………………….3

Философия Духа по Гегелю…………………………………………………………………….4

Философские взгляды…………………………………………………………………………...4

Материализм Фейербаха………………………………………………………………………...5

Антропологический принцип………………………………………………………………….7

Этика Фейербаха………………………………………………………………………………...7

Воззрения Фейербаха на религию………………………………………………………………8

Атеизм  Фейербаха……………………………………………………………………………….9

Источники информации………………………………………………………………………..10 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины ((III в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гете, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XYIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии. К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием. Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XYIII в. и предвосхищало перспективы прогрессивного развития Германии. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеалогической жизни всей Европы. Поиски адекватного понимания происходящих изменений наиболее подготовленным к этому немецкими философами увенчалась успешным продвижением по пути разработки диалектого способа мышления. Начиная с Канта, плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развития немецкой философской мысли. Немаловажно, что все мыслители сами считали себя радикальными новаторами в философии.

 Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872) 
немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Сын знаменитого немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха (основателя теории психического принуждения или теории устрашения в учении о наказании). Сперва являлся представителем крайней левой школы Гегелевой философии, позже стал сторонник материализма, антропологизма и гуманизма.
 
 

Философия Фейербаха

Идеалистические умозрительные системы немецких философов Канта и Гегеля в  интересах дальнейшего развития философской мысли требовалось  преодолеть, удержав то ценное, что  в них содержалось. Это в значительной степени было достигнуто Л. Фейербахом (18О4 - 1872). Идеолог радикальных демократических  кругов немецкой буржуазии в период подготовки и совершения революции 1848 г. в Германии, Фейербах восстановил  материализм в его правах. 
Прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии. Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность. Он возродил франко-британские материалистическое мировоззрение. 
Старая, идеалистическая философия, говорил Фейербах, состояла в союзе с теологией, новая философия опирается на достижение естествознания. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. 
В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что 
сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. 
Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. 
Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях. При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.
 

Эволюция  представлений

Существуют  различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории  человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие.

По классификации Конта, научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества. 

Фейербах так сказал о смене своих идей:

«Бог  был моей первой мыслью, разум —  второй, человек — третьей и  последней.»

Из представлений  Фейербаха идея эволюции философии и социума перешла также в марксизм.

 От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. 
 

Философия Духа по Гегелю.

Вопросы, на которые философия  не даёт ответов, не до́лжно ставить подобным      образом.
  Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

 

 
 
 

  • В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.
 

Сенсуализм (от фр.

 sensualisme, лат.

 sensusвосприятие

, чувство, ощущение) — направление в теории познания

, согласно которому  ощущения и восприятия — основная  и главная форма достоверного  познания. Противостоит рационализму

. Основной принцип  сенсуализма — «нет ничего  в разуме

, чего не было  бы в чувствах». Принцип сенсуализма  относится к чувственной форме  познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

 
Философские взгляды.

Фейербах 

убеждён, что  чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно  приводит его к отрицанию существования  общих понятий и к признанию  истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, ошибки сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается над подробным исследованием того, как чувственность может сама по себе быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

В этом отношении он очень напоминает Огюста Конта

, у которого  сенсуализм точно так же уживается  с математическим складом ума  в духе Декарта, стремящимся  к установлению на твёрдых  основах незыблемо достоверного  познания. Другая характерная особенность  теории познания Фейербаха заключается  в его учении о теизме. Для  него достоверность бытия определяется  не только его доступностью  собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное, реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

 

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных  заблуждений нужно понять, что  человек - не творение бога, а часть - и притом более совершенная - вечной природы.  

Материализм Фейербаха.

Материализм - начальное философское направление противоположность идеализму Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существование внешнего мира и как философское мировоззрение, представляет собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализм. Философский Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира утверждая таким образом познаваемость природы

Материализм Фейербаха  значительно различается от материализма XVIII века, поскольку, в различие от последнего, не сводит всякую действительность к  механическому движению и разглядывает природу не как механизм, а быстрее  как организм. Он характеризуется  как антропологический, так как  в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное  понятие материи, как у большинства  французских материалистов, а человек  как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такового понимания  человека, Фейербах отвергает его  идеалистическую трактовку, при  которой человек рассматривается до этого всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той действительности, которая именуется организмом. Человеческая природа, таковым образом, толкуется Фейербахом в большей степени биологически, и отдельный индивидуум для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Конкретно в этом году он совсем порывает с гегелевской философией и становится материалистом.

Критикуя идеалистическую  трактовку познания и будучи недоволен  абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что чувство составляет единственный источник нашего познания. Лишь то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - владеет, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния остальных людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной действительности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией. Именитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже реальным триумфом материалистической философии. Мишень данной книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как неувязка проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не мысль человечества, а настоящий человек, который, до этого всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в данной работе назначил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть база, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть только умопомрачительное отражение человеческой сущности. Такая основная мысль этого произведения. Имя Фейербаха стало для того периода эмблемой борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.

Информация о работе Антропологический матиализм Л Фейербаха