Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:29, реферат
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».
Введение_____________________________________3
Античная мысль и средневековое философское мышление
1.1 Античная мысль__________________________5
1.2 Средневековое философское мышление_______10
Заключение__________________________________14
Список литературы____________________________15
Религиозная ориентация философских
систем средневековья диктовалась
основными догматами
Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.[2]
В связи с тем, что первоначально
христианское вероучение формировалось
как движение недовольных масс рабов
и свободной бедноты, то оно давало
им утешение и надежду на комфортную
жизнь в посмертной жизни. Кроме
этого распад античного общества,
основанного на труде рабов, породил
идейно – теоретический и
Материю неоплатоники понимают как бесформенное пассивное начало, противостоящее божественному началу. С другой же стороны, они характеризуют материю, как абсолютную тьму и полное отсутствие божественного света. Но материя у неоплатоников так же вечна, как и Единое.
Патристика. Понятие,
обозначающее совокупность
Высшей точки патристика достигает в деятельности каппадокииского кружка в лице Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Заканчивается этот период деятельностью Иоанна Дамаскина, заложившего основы схоластики.
Схоластика. Тип религиозной
философии, характеризующийся
В средневековье возник и
ряд еретических учений, подрывавших
авторитет христианского
* Учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт);
* Учение о свободе воли
и её относительной
* Учение о соотношении
вещей и понятии о них:
* Учение об опыте как критерии истинности понятий (У. Оккам).
А учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры при приоритетности веры над разумом является невероятно актуальным и в наше время.[6]
Заключение
Прекратив свое существование, античная философия стала значимым фактором развития европейской философской мысли (ближайшим образом повлияв на формирование христианского богословия и средневековой схоластики) и остается таковым вплоть до сегодняшних дней. Язык античной философии не утратил живости звучания. В то время как одни термины навсегда остались техническими терминами только философии греков (орете, атараксия, майевтика, демиург, диэреза, калокагатия, анамнесис, гомеомерия, нус), другие пополнили словарь философов позднейших эпох и приобрели дополнительно содержание (ср. автаркия, пневма, логос, энтелехия, эпохе, эидос, эфир). В названиях ряда современных научных дисциплин слышны греческие корни—это не просто присутствие греческого языка в научном лексиконе, это также указание на истоки формирования этих наук, имевших свою особую историю в рамках античности (среди них—логика, физика, этика, психология).[3]
В заключение следует подчеркнуть,
что средневековая философия
внесла существенный вклад в дальнейшее
развитие гносеологии, разработав и
уточнив все логически
Список литературы
1.Философия под ред. Лавриненко В.Н. 2-е изд. испр.и доп.- М.:Юристь,2004.-511с.
2. Орлов С.В История философии СПб.:Питер,2009.-192с
3. Солопова М.А. Материалы по истории античной философии. М.: ИФ РАН. 2000 (программа курса лекций, краткий очерк истории античной философии планы семинарских занятий).
4.Философия Спиркин А.Г. 2-е изд.-М.:Гардарики, 2006.-736с.
5.Чанышев А.Н. История философии Древнего мира:Учебник для вузов-2-е изд.-М.:Академический Проект:Парадигма,2011.-608с.
6.http://www.ayurvedaplus.ru/
Информация о работе Античная мысль и средневековое философское мышление