Античная мысль и средневековое философское мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:29, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Оглавление

Введение_____________________________________3
Античная мысль и средневековое философское мышление
1.1 Античная мысль__________________________5
1.2 Средневековое философское мышление_______10
Заключение__________________________________14
Список литературы____________________________15

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.52 Кб (Скачать)

Религиозная ориентация философских  систем средневековья диктовалась  основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого  догмата связана в первую очередь  с именем Августина.[6]

Особенностью средневековой  философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое  мышление средневековья в своей  основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.[2]

В связи с тем, что первоначально  христианское вероучение формировалось  как движение недовольных масс рабов  и свободной бедноты, то оно давало им утешение и надежду на комфортную жизнь в посмертной жизни. Кроме  этого распад античного общества, основанного на труде рабов, породил  идейно – теоретический и мировоззренческий  кризис. Типичным проявлением упадка античной философии в Риме является неоплатонизм. Наиболее заметным представителем неоплатонизма был Платон (205 - 270). Неоплатонизм – это попытка обновить философию Платона, препарируя её. Бог  у неоплатоников становится идеей  и предметом философии, а философия  становится подлинной теологией. Бог  у неоплатоников является разумным началом, доминирующим над мистическим. Бог также есть безличное Единое, находящиеся не за пределами мироздания, а внутри мира, эманентен ему. Способ проникновения бога в мир принято определять как "эманацию" ("истечение"). Различные формы бытия это есть нечто иное как результат истечения. Но эманация Бога в мир происходит в форме отражения.

Материю неоплатоники понимают как бесформенное пассивное начало, противостоящее божественному началу. С другой же стороны, они характеризуют  материю, как абсолютную тьму и полное отсутствие божественного света. Но материя у неоплатоников так  же вечна, как и Единое.

 Патристика. Понятие,  обозначающее совокупность философских,  религиозных и политико – социологический доктрин христианских мыслителей II – YIII веков. Их ещё называли отцами церкви. Начальный период патристики связан с именем Оригена (185 - 253). Сотворение мира Богом Ориген понимал как вечно длящийся процесс: до этого мира и после него были и будут другие миры. В учении о конечных судьбах мира и человека (эсхатологии) Ориген высказал мысль об апокалипсисе, т.е. О "конце света", о борьбе между Иисусом Христом и антихристом, "страшном суде", "тысячилетнем царстве божьем". Мир сотворен Богом из нечего. Однако сам процесс творения является вечным. Иначе Бога до до сотворения мира нельзя признать Творцом.

Высшей точки патристика достигает в деятельности каппадокииского кружка в лице Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Заканчивается этот период деятельностью Иоанна Дамаскина, заложившего основы схоластики.

 Схоластика. Тип религиозной  философии, характеризующийся подчинением  примату теологии. Схоластика как  разновидность философии Средневековья  представляла собой одновременно  и как религия, и как форма  любого иного типа мировоззрения.  Одна формулировка Петра Дамиани много значит: "Философия есть служанка богословия". В центре внимания схоластики является характер отношений между разумом и догматом. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня – сверхъестественное знание, обнаруживаемое в "откровении", содержащимся в текстах Библии и естественном знании, таящимся в человеческом разуме, идеалом которого являются тексты Платона и Аристотеля. Как в Библии, так и в работах Платона и Аристотеля, содержится "вечная истина".

В средневековье возник и  ряд еретических учений, подрывавших  авторитет христианского вероучения и положивших начало философии Нового времени:

* Учение о двух истинах:  истине веры и истине знания (Д. Скотт);

* Учение о свободе воли  и её относительной детерминированности  (Ж. Буридан);

* Учение о соотношении  вещей и понятии о них: номинализм (реально существуют только вещи, а понятия – лишь их имена)  и реализм (общие понятия существуют  реально, независимо от реальных  вещей);

* Учение об опыте как  критерии истинности понятий (У. Оккам).

А учение Фомы Аквинского о  гармонии разума и веры при приоритетности веры над разумом является невероятно актуальным и в наше время.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прекратив свое существование, античная философия стала значимым фактором развития европейской философской  мысли (ближайшим образом повлияв  на формирование христианского богословия и средневековой схоластики) и  остается таковым вплоть до сегодняшних  дней. Язык античной философии не утратил  живости звучания. В то время как  одни термины навсегда остались техническими терминами только философии греков (орете, атараксия, майевтика, демиург, диэреза, калокагатия, анамнесис, гомеомерия, нус), другие пополнили словарь философов позднейших эпох и приобрели дополнительно содержание (ср. автаркия, пневма, логос, энтелехия, эпохе, эидос, эфир). В названиях ряда современных научных дисциплин слышны греческие корни—это не просто присутствие греческого языка в научном лексиконе, это также указание на истоки формирования этих наук, имевших свою особую историю в рамках античности (среди них—логика, физика, этика, психология).[3]

В заключение следует подчеркнуть, что средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и  уточнив все логически возможные  варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже  не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и  философского знания. Философия эпохи  зрелого средневековья, начиная  с XI-XII вв., пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Дунса Скота, Роджэра Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последующих времен.[4]

 

Список литературы

1.Философия под ред. Лавриненко В.Н. 2-е изд. испр.и доп.-                    М.:Юристь,2004.-511с.

2. Орлов С.В История философии СПб.:Питер,2009.-192с

3. Солопова М.А. Материалы по истории античной философии. М.: ИФ РАН. 2000 (программа курса лекций, краткий очерк истории античной философии  планы семинарских занятий).

4.Философия Спиркин А.Г. 2-е изд.-М.:Гардарики, 2006.-736с.

          5.Чанышев А.Н. История философии Древнего мира:Учебник для вузов-2-е изд.-М.:Академический Проект:Парадигма,2011.-608с.

          6.http://www.ayurvedaplus.ru/

 

 


Информация о работе Античная мысль и средневековое философское мышление