Античная мысль и средневековое философское мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:29, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Оглавление

Введение_____________________________________3
Античная мысль и средневековое философское мышление
1.1 Античная мысль__________________________5
1.2 Средневековое философское мышление_______10
Заключение__________________________________14
Список литературы____________________________15

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.52 Кб (Скачать)

Содержание

Введение_____________________________________3

Античная мысль и средневековое  философское мышление

1.1 Античная мысль__________________________5

1.2 Средневековое философское мышление_______10

Заключение__________________________________14

Список литературы____________________________15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

 Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

 Знаменитый древнегреческий  мыслитель Платон (428/427—347 до н.  э.) полагал, что задача философии  заключается в познании вечных  и абсолютных истин, что под  силу лишь философам, которые  от рождения наделены соответствующей  мудрой душой. Философами поэтому  не становятся, а рождаются.

 По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии  – постижение всеобщего в самом  мире, а ее предметом являются  первые начала и причины бытия.  При этом философия является  единственной наукой, которая существует  ради самой себя и представляет  «знание и понимание ради самого знания и понимания».

 Следует отметить, что  понимание предмета философии  связано и с социально-историческими  условиями. Так, например, разложение  античного общества, безусловно, повлияло  на появление концепций, согласно  которым философия призвана освободить  человека от страха перед будущим  и страданий и способствовать  достижению счастья и душевного  здоровья.    

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным  интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить  обществу и человеку и т. д. Все  это доказывает, что философию  отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует  о ее плюралистическом (множественном) характере.[1]

 

 

1.1 Античная мысль.

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся  философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет - с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия  вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно  поучительное. Она развивалась не изолированно - она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где  еще до греков происходило становление  цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и  развивались собственно философские  воззрения. Это относится к таким  странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние  и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные  поучительные заимствования греческих  мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны  и теперь. Кто не знает истории  философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать  и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о  поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения  гениальных умов часто куда более  поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для  нас, чем просто здравый смысл  в суждениях среднего человека.

В развитии античной философии  можно с некоторой долей условности выделить несколько этапов:

Античная предфилософия, которая охватывает период с 8 до 7 вв. до н.э.

 

Досократический период - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию.

Философы задумывались о  причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром  разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.

 Классический период охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.

 Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель  Академии, учитель другого крупнейшего  мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

 Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения. И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после Платона систему воззрений объективного идеализма, полны противоречий. Учения эти — не только два фазиса в истории борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные математические исследования. Аристотель создает грандиозную энциклопедию всей современной ему науки.

Но и в области философии  Платон и Аристотель — не только творцы реакционных доктрин идеализма. Платон разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии.

Эллинистический период в  развитии античной философии  - конец 4 в. - 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

 Стоики представляли  мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый  огненным разумным началом, эпикурейцы  – как различные образования  атомов, скептики призывали воздерживаться  от какого-либо утверждения о  мире. Различно понимая пути к  счастью, все они сходно усматривали  блаженство человека в безмятежном  состоянии духа, достигаемом путем  избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих  к страданиям. Соответственно в  римской философии можно выделить  три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.

Следующий этап античной философии (1 в. до н. э. - 5 - 6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).

Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале  всего сущего – Едином, которое  превыше бытия и мысли и  постижимо только в единении с  ним (экстазе). Как философское направление  неоплатонизм отличался высоким  уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).

В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и  борьба. Первоначальное единство философии  и расширяющихся специальных  научных познаний, их системное выделение  объясняют весьма наглядно взаимосвязь  философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю  духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.[5]

 

 

 

1.2Средневековое философское  мышление.

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской  империи до эпохи Возрождения - почти  целое тысячелетие. Раннее средневековье  в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Длительное время в  истории философии господствовало представление, согласно которому между  античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской  мысли и вообще какого-то мрака. Этим в значительной степени объясняется  тот факт, что не только философская  мысль средневековья, но и эпохи  Возрождения долго оставалась вне  серьезного и объективного внимания исследователей. А между тем это  богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков  и находок в области философии.

Информация о работе Античная мысль и средневековое философское мышление