Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 06:56, контрольная работа
Задание первое. Выпишите из философского словаря и уясните смысл следующих понятий.
Архэ, атом, атараксия, Бытие, гедонизм, диалектика, диалог, детерминизм, душа, знание, идеализм, кинизм, космос, логос, майевтика, материализм, понятие, разум, скептицизм, стоицизм, фатализм, эйдос, эпикуреизм, этический рационализм.
Задание второе. «Философия Сократа» (Сочинение).
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
«Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)
1.В чем основной смысл этого высказывания философа?
2.Как в нем раскрылась судьба Сократа?
3.Как вы оцениваете поступок Сократа (его самоубийство
Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.
Для достижения истины имеются разные способы. Главным из них Сократ считал майевтику. Ее сущность заключалась в том, чтобы путем следующих друг за другом вопросов заставить собеседника сначала испытать чувство замешательства (ощутить проблемность), отойти от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине. Иначе говоря, сайевтика – это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по гречески называлось «мэевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания. Нередко при этом использовалась ирония. Сократ спрашивал» «Да?», что звучало как «Разве?, и это побуждало собеседника продолжать беседу, искать нужный ответ. Сократ часто имел представление, чем завершится беседа, но нередко беседа была способом совместного нахождения ответа. Нередко беседа была способом совместного нахождения ответа. Нередко прямого ответа и истины не требовалось. Нужно было, прежде всего, посеять в душе сомнение, вызвать недоумение, побудить к дальнейшим размышлениям. В любом случае Сократ держался не высокомерно, а скромно, убежденный в верности положения «Я знаю, что ничего не знаю». Назидание ему было чуждо.
Для Сократа важным являлось формирование общего понятия. Общие понятия нужны, как считал Сократ, каждому человеку. На основе общего понятия могут быть предприняты действия.
Знание общего – основа конкретного действия. В дальнейшем, правда, Аристотель заметит, что можно знать общее понятие – «добродетель» и т.п., но действовать противоположным образом. И все же непрерывные беседы Сократа с самыми разными представителями афинского общества вели к формированию повышенного интереса к общим понятиям.
Помимо философского своего значения, деятельность Сократа имела и политическое содержание. Он не был апологетом существующего строя и высказывал суждения, касающиеся справедливости, законности, добра, зла и т.п. применительно к существующим тогда общественному строю и отношениям между людьми. Сократ же своими с виду простыми и невинными вопросами разоблачал не только пошлость обывательских представлений, но и ни на чем скованною самоуверенность сторонников тогдашнего демагогического режима. Его деятельность для таких людей была разрушительной. И вот случилось так, что власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор – такой, какого до тех пор еще никому не выносили в Афинах в случаях отвлеченных идейных разногласий. Было решено его казнить.
Сократ занимает важное место в истории античной философии. «Диалектика, и притом диалектика в ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и от старой натурфилософии, и от софистки (Платон. Указ. Соч. С. 19). И далее имея в виду не только Сократа, но и софистов и Платона, А.Ф, Лосев справедливо заключает: «Без этой диалектики, вечного искательства правды и истины не сложились бы античная философия и античная литературы в том виде, в каком они воздействовали на всю последующую культуру и в каком мы ощущаем их еще и в XX веке» (Платон. Указ. Соч. С. 23)
Этический рационализм
– это концепция, согласно которой рационализм
следует рассматривать главным образом
как оппортунистическое направление внутри
революционного рабочего движения, осуществляющее
антинаучный пересмотр коренных положений
марксизма-ленинизма
Задание
третье. Соотнесите
следующие понятия и
имена по принципу, указанному
в таблице: вода, число,
воздух, апейрон, Бытие,
человек и его мышление,
огонь, атом, Анаксимен,
Анаксимандр, Пифагор,
Демокрит, Сократ, Гераклит,
Парменид, Фалес.
Понятие, обозначающее первооснову | Философская школа | Ее представитель |
1.Апейрон | Милетская | Анаксимандр |
2.Человек и его мышление | Афинская | Сократ |
3.Вода | Милетская | Фалес |
4.Число | Пифагор | |
5.Воздух | Милетская | Анаксимен |
6.Огонь | Милетская | Гераклит |
7.Бытие | Элейская | Парменид |
8.Атом | Демокрит |
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
«Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)
Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией. Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, -эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию.
Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были. Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!) рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.
Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем.
"
Я знаю только то, что ничего
не знаю." Это излюбленное выражение,
кредо сократовской собственной
позиции. " Я ничего не знаю"
- это значит, что как бы
далеко я ни продвинулся в
одиссеях мысли, я не
Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость ?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?" Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.