Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:33, контрольная работа
1. Основные формы идеализма и материализма античной философии.
2. Развитие диалектических идей в античной философии.
3. Дать сравнительную характеристику Древнего Востока и Древней Греции (в восточной и западно-европейской традициях). В чем состоят их различия и сходства?
Санкхьяики и йогины склонялись к дуализму:
они признавали непроявленное пракрити,
обладающее не поддающимися определению
элементами – гунами. Последние условно
можно соотнести с такими свойствами,
как стабильность, активность и инерция.
Упрощенным представляется взгляд на
восточную синтетическую концепцию бытия
с точки зрения европейской традиции,
ставящей научно-рациональное его видение
выше мифологического и религиозного,
а подчас и философского взгляда. И мифология,
и религия, и философия, и наука — формы
и одновременно продукты культурного
самоопределения человека, которые не
субординированы по степени истинности,
а координированы как самостоятельные,
в определенном отношении несоизмеримые
концептуальные структуры.
Исторически усложнение созданных ранее ценностно-мировоззренческих представлений и появление новых форм не всегда приводило к полному вытеснению прежних, кажущихся архаичными, способов интерпретации бытия. Скорее имело место доминирование тех или иных форм рационально-духовного освоения мира с сохранением на периферии культурного пространства предшествующих форм. В определенных социокультурных ситуациях эти, казалось бы, отжившие cпoсобы духовно-практического освоения мира человеком могут актуализироваться, стать доминирующими. Такова сложная диалектика развития различных социокультурных форм освоения мира человеком.
Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной философии еще в значительной степени мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку. Поэтому для этого периода характерны ассоциативность, гилозоизм, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека — миру. Мир и человек рассматривались как творения богов. Однако уже в первых письменных источниках Древнего Китая, в частности, в «Книге перемен» (III-IV вв. до н.э.), в учении Конфуция осмысливаются специфические характеристики человека. Быть человеком, считал Конфуций, значит любить людей. Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ Поднебесной.
Последователь Конфуция Мэн-цзы полагал, что человек от природы добр, а проявление зла — утрата им врожденных добрых качеств. Подчеркивая важность человекознания, Мэн-цзы утверждал, что лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо. Принципиальное отличие человека от животного Мэн-цзы видел в том, что человек соблюдает определенные нормы взаимоотношений между людьми. Противник конфуцианства Мо-цзы полагал, что человек отличается от животного умением трудиться, а Лао-цзы и все представители школы даосов были убеждены, что главное в жизни человека - это недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао.
В древнеиндийском же учении существовал "индивидуалистическая" модель совершенного человека, которая отличалась от нормативной "социальной" тем, что не находилась в прямой зависимости от критериев благочестия, принятых в обществе. Совершенство определялось не сравнением с достоинствами других людей, а соотнесенностью с абсолютом, степенью близости к нему. "Тяжелая работа" по совершенствованию – многоступенчатый путь. Он начинается с соблюдения общечеловеческих норм морали, по существу включенных в кодекс поведения, предусмотренный каждым из вероучений. Далее следуют отречения от земных страстей, искушений, аскетический образ жизни.
Отключенность
от мирских дел позволяет сосредоточить
все физические и психические силы на
созерцании, на углубленном как бы вглядывании
в себя, позволяющем в конечном счете ощутить
свое "единение" с Истиной. Восхождение
по пути совершенствования в буддизме
завершается состоянием нирваны (в древнекитайском
учении – это состояние «дао»).
Таким
образом, можно сказать, что взгляды древневосточных
философов на сущность человека и его
отношение к миру, носят интровертивный
характер. По Юнгу интровертивность заключается
«во внутреннем содержимом» человека,
в способности к осмыслению окружающего
мира, любви к нему, «поиску субъективных
ценностей» каждого, стремлении («интересе»)
узнать суть вещей, в «терпимости». Все
перечисленные качества свойственны мировоззрению
философов Древнего Востока.
Вообще
для древнего Востока характерна мистическая
аскеза в обществе, свидетельствующая
о многовариантности социальных функций.
В ней выражена неудовлетворенность мироустройством
и содержится вызов общественному порядку,
но она же может демонстрировать смирение,
проявляющееся в "бегстве" от жизни.
Ей присущ пессимистический настрой по
поводу возможности изменения мира к лучшему
и в то же время оптимистическая вера в
достижимость спасительного единения
с абсолютом.
Мистическая аскеза свидетельствует об эгоизме, рассчитывающем на индивидуальное освобождение от страданий, но она же демонстрирует высшую степень альтруизма: отказ от земных благ, жертвенность служат для других примером бескорыстия, постоянным укором стяжательству, низким страстям и бездуховности. Миро- и жизнеотрицание нередко оказывается отрицанием лишь мира зла, но не жизни как таковой. Напротив, в постоянном стремлении к самосовершенствованию, в неустанном поиске истины проявляется подлинное утверждение жизни как вечно изменяющегося процесса, потока нескончаемых перемен.
Теперь рассмотрим философию Древней Греции .
Греческая философия античности явилась первой попыткой рационального постижения окружающего мира. Это культура общества, в котором ведущая роль принадлежала преимущественно рабскому труду.
Мировоззрение античной Греции в основном сохранило религиозно-мифические представления, в основе которых находились сначала боги, а позже герои-родоначальники, покровители общины.
Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, пока еще наивная, но стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности.
Новые идеи, материалистические, возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время малоазийской Ионии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – милетские философы). Они сводились к тому, что все возникает и возвращается в вечно движущуюся первичную материю (воду, воздух и т.п.), в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был Пифагор.
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.
В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской школы, ярким представителем которой стал Гераклит. Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Стихия, из которой все возникает, это - огонь, представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь.
Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим словом "логос", в философском смысле обозначающем "закон". Известно приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей" - все течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность его философии.
Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан и его ученики. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию.
Таковы были первые шаги древнегреческой
философии, возникшей и развивающейся
в борьбе со старым религиозно-философским
мировоззрением. V в. до н.э. был временем
дальнейшего развития греческой науки
и философии. В этот период на фоне классовой
и политической борьбы возникают политические
теории. Философия этого времени с одной
стороны – материалистична (Аристотель,
Демокрит, Анаксагор, Левкипп), с другой
– идеалистична (Платон). Оба течения рассмотрены
нами в первом вопросе.
Усложнение
общественных отношений в связи с быстрым
развитием рабовладения и социальным
расслоением свободных заставило значительную
часть философов, начиная с середины V
в. до н.э., обратить внимание на изучение
деятельности человека. Накопление разнообразных
знаний, с другой стороны, требовало их
систематизации. Вплотную этими вопросами
занялись философы-софисты (так назывались
странствующие учителя, обучавшие за плату
красноречию и другим наукам), наиболее
известным среди которых был Протагор.
Софисты не представляли собой какого-либо
единого направления в греческой философской
мысли. Для их философских построений
было характерно отрицание общеобязательного
в познании. Если софисты пришли к заключению,
что дать положительный ответ на поставленный
ими вопрос о критерии истины невозможно,
то их современник - философ-идеалист Сократ
считал это возможным и даже полагал, что
критерий истины он нашел. Он учил, что
истина познается в споре. Известен "сократический"
метод ведения спора, в котором мудрец
при помощи наводящих вопросов незаметно
внушает спорящим свою идею. Целью человека,
по Сократу, должна быть добродетель, которую
нужно осознать.
Философия в этот период частично изменила
содержание и свои основные цели. Эти изменения
были обусловлены социально-экономическими
и политическими процессами, которые вызвал
и самый факт отделения от философии ряда
специальных наук. Философы главное внимание
обратили на решение проблем этики и морали,
проблемы поведения отдельного человека
в мире. Две старые авторитетные школы
Платона и Аристотеля постепенно теряли
свое лицо и авторитет.
Параллельно с упадком старых философских
школ классической Греции в период эллинизма
(поздней античной философии) возникали
и развивались две новые философские системы
- стоиков и эпикурейцев. Основателем стоической
философии был Зенон. Стоицизм был до известной
степени синтезом греческих и восточных
воззрений. Создавая свою философию, Зенон
в особенности использовал учения Гераклита,
Аристотеля, учение киников и вавилонские
религиозно-философские представления.
Стоицизм был не только самой распространенной,
но и самой долговечной эллинистической
философской школой. Это было идеалистическое
учение. Стоики все называли телом, в том
числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению
стоиков, была особого рода легким телом
- теплым дыханием.
Для философских школ, возникших и развившихся
в период эллинизма, характерно признание
за рабами их человеческого достоинства
и даже возможности наличия у них высших
моральных качеств и мудрости.
Рассмотрев философию Древнего Востока
и Древней Греции можно сделать следующие
выводы: их сходство, во-первых, состоит
в том, что философии сохранили религиозно-мифические
представления об окружающем мире и человеке;
во-вторых, обе философии становились
в рабовладельческом периоде, который
сопровождался экономическим прогрессом,
первым появлением и развитием государств;
в-третьих, и восточная философия и древнегреческая
имеют схожие представления о первоначале,
коим является Бог.
При этом важно отметить, что и в восточной
философии (преимущественно конфуцианство)
и в древнегреческой (Сократ, Платон) человек
должен стремиться к истинности (мудрости),
к добродетели, ибо добро – есть главная
цель, поскольку сам Бог – есть добро;
в-четвертых, тождественна их мифологическая
картина мироздания, которая одушевляла
человека, очеловечивая его; наконец, философии
имеют некоторые материалистические представления
о миро-устройстве, а именно: всё возникает
и возвращается в вечно движущуюся первичную
материю.
Однако, помимо сходств, существуют различия
данных философских систем.
Рассмотрим три основных:
Первое различие, являющееся первостепенным,
состоит в объяснении происхождения и
развития мира. Так, древневосточная философия
является религиозно-мифологической:
весь мир уподоблялся человеку, а человек
– миру и Богу. Что же касается философии
Древней Греции, то здесь возникают материалистические
и идеалистические идеи миропонимания.
В поздней античности возникает метафизика
(Аристотель).
Во-вторых,
в рассматриваемых философиях по-разному
трактуется роль человека. В философии
Древнего Востока человек, уподобляясь
божественному, приходит в мир для совершения
красоты, для добродетели, для внутреннего
познания (индивидуалистическая модель)
и совершенствования. Древнегреческая
же философия рассматривает человека,
напротив, как мыслителя, искателя мировой
истины, как философа, ищущего ответ на
вечные и вновь возникающие вопросы. Человек
рассматривается здесь с научной точки
зрения, а его роль в обществе представляет
некую социальную субординацию, описанную
Платоном в трактате «Государство», а
затем Аристотелем.
В-третьих, обе системы имеют различные диалектические идеи, а также взгляды на бытие, небытие, проблемы материи и ее форм. Точнее сказать, восточная античная философия занимается данным вопросом с позиции религии. Философы же Древней Греции, разделившись на материалистов и идеалистов, рассматривают бытие с научной точки зрения, поскольку в это время появляется метафизика, диалектика.