Аналитическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Развитие и нарастающее влияние аналитической философии по праву считается одной из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия. У истоков этого направления философского знания стояли английские философы Джордж Эдвард Мур (1873 —1958) и Бертран Рассел (1872 —1970), а также немецкий логик и математик Готлоб Фреге (1848—1925). Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания — как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме.

Оглавление

1. Аналитическая философия 3
2. Джордж Эдвард Мур (1873-1958) 4
3. Бертран Рассел (1872-1970) 9
4. Людвиг Витгенштейн (1989—1951) 16
Литература 24

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ  ХОЗЯЙСТВУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ДИСЦИПЛИНА ФИЛОСОФИЯ

 

Контрольная работа

Тема: Аналитическая философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса ФЗО Экономика

и управление на предприятии АПК

Шахназарян  А.В. шифр:101977

     Проверил:

 

Благовещенск 2012

 

     Содержание

    1. Аналитическая философия                                                                 3
    2. Джордж Эдвард Мур (1873-1958)                                                4
    3. Бертран Рассел (1872-1970)                                                           9
    4. Людвиг Витгенштейн (1989—1951)                                                       16

     Литература                                                                                         24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1. Аналитическая философия

Развитие и нарастающее  влияние аналитической философии  по праву считается одной из отличительных  черт интеллектуальной культуры XX столетия. У истоков этого направления  философского знания стояли английские философы Джордж Эдвард Мур (1873 —1958) и  Бертран Рассел (1872 —1970), а также  немецкий логик и математик Готлоб Фреге (1848—1925). Аналитическая философия  наследует традиции изучения оснований  знания — как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме. Ее предшественниками  считают Гоббса, Локка, Беркли, Юма, Д.-С. Милля, Маха, а также Аристотеля и средневековую схоластику, Р.Декарта, Лейбница, Канта и др. Наработанные в прежние века идеи и методы анализа  человеческого опыта развиваются  в аналитической философии в  тесной связи с исследованием  языка, в котором выражается и  осмысливается этот опыт.[1, c. 51]

Термин "логический анализ" ввели  в употребление Мур и Рассел. Он характеризовал метод исследования, но впоследствии определил и название философского направления, практиковавшего  этот метод. Круг философов "аналитической" волны несколько размыт: Г.Фреге, Дж.Э.Мура, Б.Рассела, Л.Витгенштейна, Р.Карнапа, Г.Райла, П.Стросона и других объединяет не столько тематика или тип философских  концепций, сколько стиль философствования. Его общая характерная черта  — детальное исследование языка (с учетом новейших достижений логики и лингвистики) с целью решения  философских проблем. Главные цели философии анализа — выявление  структуры мысли, прояснение всего  смутного, невнятного, достижение "прозрачного" соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и  пустых выражений, осмысленных и  бессмысленных фраз.

Внутри аналитической философии  выделяют два направления: философию  логического анализа и философию  лингвистического анализа (или лингвистическую  философию). Приверженцы первого  направления в основном занимаются философией и логикой науки в  русле сциентизма. Сторонники второго  направления считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский  кругозор. С их точки зрения философия  укоренена в реальном человеческом разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка.

В основу философии логического  анализа легли идеи Фреге и  Рассела, а также концепция "Логико-философского трактата" Витгенштейна, сыгравшая  важную роль в формировании принципов  всей аналитической философии. Истоки лингвистической философии связывают  с деятельностью Мура. Зрелая же концепция этого направления  тоже была разработана Витгенштейном  — во второй период его творчества.[1, c. 52]

 

2. Джордж Эдвард Мур (1873-1958).

Дж.Э.Мур — английский философ, один из основоположников англо-американского  неореализма и "лингвистической" ветви аналитической философии. В ранние студенческие годы в Кембридже  он специализировался по классической филологии и это повлияло на характер его философских изысканий. Первые публикации философа были написаны в  духе абсолютного идеализма его  учителей Ф.Брэдли и Дж.Э.Мак-Таггарта. Но развивая их критику психологизма, Мур тщательно проанализировал  аргументы английского эмпиризма (от Локка до Милля), и это привело  его к размежеванию с абсолютным идеализмом. Его новая позиция  — "концептуальный реализм" —  была впервые изложена в статье "Природа  суждения" (1899). В ней намечены основные ориентиры зрелого философского творчества Мура — позиции неореализма, принцип антипсихологизма (в трактовке логики и теории познания) и др. Работа "Природа суждения" впоследствии повлияла на формирование концепции "логического атомизма" Рассела и Витгенштейна. Процедуры анализа предложений естественного языка (их логической и грамматической формы, их отношения к фактам, критерии их осмысленности и др.) окажутся в центре внимания всех школ аналитической философии.[2, c. 321]

Позитивные аспекты теории познания Мура развернуты в статьях "Защита здравого смысла", "Доказательство внешнего мира" и ряде других сочинений. Главные темы этих работ: обоснование  знания о других людях и о физических объектах. Философ обращается к уверенности  человека в том, что существует и, стало быть, является реальным нечто, отличное от него самого и непосредственно  им воспринимаемое. В круг таких  реалий входят и другие люди ("Природа  и реальность объектов восприятия"). В работе "Некоторые основные проблемы философии" Мур перечисляет  множество конкретных вещей, которые  большинство людей "знает достоверно". Так, каждый знает о существовании  собственного тела, как знает и  то, что оно родилось, развивалось, соприкасалось с Землей, что многие из живших умерли, что Земля в  прошлом уже долгое время существовала. Мы знаем, что во вселенной были и  есть материальные объекты и акты сознания, а также то, что множество  объектов существует и тогда, когда  мы их не осознаем. Мур подчеркивал, что истинность наиболее общих предложений  — о существовании физических объектов, других людей и прочее — неявно заложена в общем способе  нашего мышления, в присущей нам  во многих случаях уверенности: это  мы знаем. Философ подмечает, что  даже отрицание таких положений  уже неявно подразумевает существование  того (или тех), кто их отрицает. А  это допущение невольно тянет  за собой и многое другое. Повинуясь  здравому смыслу, подытоживает Мур, люди приходят к ряду взаимосвязанных убеждений, несовместимых с идеалистическим отрицанием физических объектов, реальности времени и многого другого.

Продвигаясь далее в обосновании  существования внешнего мира на основе познанных фактов, Мур устанавливает  тесную смысловую (аналитическую) связь  понятий "быть внешним по отношению  к сознанию", "встречаться в  пространстве" и др. В пределе  его обоснований обнаруживаются очевидные факты, которые уже  не поддаются критике и не нуждаются  в защите. Человек не знает, откуда ему ведомы многие простые и бесспорные истины, он их просто с очевидностью знает. И это знание не может быть поколеблено. Отрицанию очевидного противятся весь здравый смысл и  даже сам язык, ввергая нас в  противоречия, становясь невнятным  и запутанным. В подтверждение  этого Мур приводил парадоксальные утверждения, например, "Идет дождь, но я в это не верю" и др. Размышления  Мура на эти темы продолжались долгие годы. Он вновь и вновь возвращался  к ним в лекциях, дискуссиях, публикациях, сохраняя опору на очевидность и  здравый смысл. Важное значение для  решения волновавших его проблем  философ придавал анализу ощущений и других форм чувственно опыта.

Анализ чувственно данного. Много внимания Мур уделил вопросу  о соотношении чувственных данных и физических объектов. Он полагал, что чувственно данное может иногда существовать без физического объекта. Его излюбленный пример такого ощущаемого — остаточное изображение после  длительного взгляда на светящийся предмет. В связи с этим философа больше всего занимал вопрос: можно  ли рассматривать чувственные данные при восприятии физических объектов как части их (этих объектов) поверхностей? В поиске ответа Мур постоянно  колебался между противоположными точками зрения. [2, c. 324]

Сложность старинной проблемы, за решение которой взялся Мур, известна. Ведь предметы внешнего мира, включая  других людей и даже наше собственное тело, даются нам только посредством ощущений, восприятии. Выйти за их пределы — понять, как выглядит предмет, когда его никто не видит, или как звучит мелодия, когда ее никто не слышит — людям не дано. А это значит, что уверенность в существовании предметов, мира, людей независимо от нашего сознания, должна опираться прежде всего на сами формы чувственного опыта человека, их внутреннюю многомерность, варьируемость и вместе с тем устойчивость, инвариантность определенных форм опыта, знаний. Такой подход в XVII—XVIII вв. был опробован великими британскими философами-сенсуалистами. Немало тонких аналитических наблюдений завещал своим продолжателям в XX век, в частности, Дж. Беркли.

Мур понимает, что ключ к  различению "чувственного опыта" и "реальности" дает анализ ощущений. С помощью такого анализа, прослеживая  и сопоставляя вариации ощущений, ему удается выявить "зазор" между ощущением и ощущаемым, их несовпадение. Скажем, один и тот  же предмет, в зависимости от сопутствующих  обстоятельств воспринимается то как  холодный, то как теплый. Один и тот  же цвет простым глазом воспринимается иначе, чем под микроскопом. Предмет  в целом может восприниматься как одноцветный, даже если его элементы многоцветны. С помощью таких  различий улавливается, косвенно заявляет о себе то, что Мур называет объектом и благодаря чему познавательное отношение между субъектом и  объектом выступает как "осведомленность", а не греза. [2, c. 333]

Вместе с тем Муру ясно, что анализ чувственно данного применим лишь в известных пределах и не может служить универсальным  методом решения философских  проблем. Для него не секрет и то, что истинность многих высказываний постигается без опоры на такой  анализ, что порой мы просто не можем  его провести. Например, неоспорим  факт познания реальных физических объектов. Между тем в процессе анализа  осознается: познать такие объекты только на основе чувственно данного невозможно. Стало быть, помимо чувственных данных процесс познания объектов включает в себя еще нечто, благодаря чему в какой-то момент (память подсказывает это) свершается "чудо" перехода от данного образа к уверенности, что этот образ к чему-то относится, — хотя трудно сказать, что это нечто собой представляет. Не ограничиваясь анализом чувственно данного, Мур разрабатывал также процедуры концептуально-речевого прояснения философских понятий, тезисов, парадоксов, придавая все большее значение смысловому анализу языка.

Метод анализа. С определением понятия анализа дело обстоит  непросто. Даже у Рассела, одного из величайших приверженцев аналитического метода, это понятие не получило четкого разъяснения. Не вполне удалась  эта задача и Муру. После почти 50 лет применения метода анализа  он пояснил, что под анализом понимает метод определения одних понятий  или высказываний с помощью других, логически эквивалентных первым. Анализ, по Муру, предполагает употребление языка с присущим ему различением  слов и понятий, предложений и  высказываний. Это делает возможным  своего рода "перевод", замену одних  выражений другими, тождественными им по смыслу. Суть анализа, — прояснение понятий и высказываний, а не открытие новых фактов о мире. Философ указал некоторые условия правильного  анализа, в частности, требование тождества  анализируемого и анализирующего понятий. Но такое требование ведет к парадоксу  анализа, что затрудняет его строгую  дефиницию. Уже этот штрих показывает, что философский анализ в понимании  Мура мыслился скорее как практика, а не теория. Слушавшие его лекции, выступления свидетельствуют: систематически выявляя важные различия (например, между "физическим" и "визуальным" пространством), Мур помогал устранять  характерные философские ошибки и замешательства. Его анализ вносил ясность в само философское рассуждение. [2, c. 341]

Придавая анализу большое  значение, Мур вовсе не считал, что  философия сводится только к анализу. Он отчетливо различал философское  утверждение истин здравого смысла и философский анализ этих истин, процесс доказательства философских  высказываний и анализ посылок, заключений этого доказательства. Иными словами, Мур не ставил под сомнение ценность самой философии, а ее важнейшим  делом считал стремление описать  универсум в целом.

Воздействие Мура на развитие философской мысли в Англии первой половины XX в. общепризнанно. Но главным  результатом его труда стал совсем не свод текстов, не собрание философских  мыслей. Профессору из Кембриджа удалось  большее: он оказал весьма заметное влияние  на сам стиль философствования. Его  ученики отмечают: "Философия  после Мура никогда не сможет стать  такой, какой она была до Мура, —  из-за стандартов точности и утонченности, которые он внес в философствование, и, что еще важнее, из-за направленности, которую он задал философским  исследованиям". Не только аргументы, изложенные в текстах (их не так уж много), но и постоянное общение Мура с коллегами и учениками, его  лекции, участие в дискуссиях способствовали "закату" английского гегельянства и усилению позиций философского реализма. Мур возродил исконно английскую философскую традицию эмпиризма  и здравого смысла, придал ей обновленный  облик, отмеченный печатью пристального внимания к языку. Это и послужило  истоком аналитической философии. Мур дал импульс аналитическому движению в философии. Вслед за ним  на эту стезю вступил Б.Рассел, внесший решающий вклад в формирование философии логического анализа. [4, c. 158]

3. Бертран Рассел (1872-1970).

Бертран Рассел — всемирно известный  английский ученый, философ, общественный деятель. В шестнадцать лет он прочитал "Автобиографию" своего крестного отца, Милля (1806—1873), произведшую  на него большое впечатление. Перу Милля  принадлежал и первый теоретический  труд по философии, прочитанный Расселом в восемнадцать лет. Эта работа ("Система  логики") определила заметное влияние  идей Милля и Д.Юма, мысли которого, развивал Милль, на будущие философские  позиции Рассела.

В творчестве Рассела выделяются три  периода. Первый, отданный освоению математики и философии, длился — вместе с  учебой — около десяти лет (1890— 1900). Следующий, наиболее плодотворный период (1900—1910), был посвящен логическому  исследованию основ математики. В  это время Рассел написал книгу "Принципы математики" (1903), статью "Об обозначении" (1905) и, в соавторстве  с А.Уайтхедом, — фундаментальный  труд "Начала математики". Последняя  работа, завершенная к 1910 г., принесла авторам мировую известность. Сорокалетний Рассел вступает в третий период, основным содержанием которого стала разработка широкого круга философских тем  и публикация популярных работ. [3, c. 90]

Переломным в своей философской  эволюции Рассел считал 1898 г., когда  он, по его собственным словам, вместе с Муром поднял бунт против Канта  и Гегеля. Рассел вспоминал: "Мур  начал бунт, я верно за ним последовал. ... В дальнейшем мы отказались от многих тогдашних идей, однако критическую  часть, а именно то, что факт в  общем и целом независим от опыта, продолжаем, — полагаю, что  оба — считать правильной." В последующие два года, к рубежу столетий, Рассел приходит к основным идеям аналитической философии  и новой логики.

Информация о работе Аналитическая философия