Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:19, контрольная работа
Развитие и нарастающее влияние аналитической философии по праву считается одной из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия. У истоков этого направления философского знания стояли английские философы Джордж Эдвард Мур (1873 —1958) и Бертран Рассел (1872 —1970), а также немецкий логик и математик Готлоб Фреге (1848—1925). Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания — как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме.
1. Аналитическая философия 3
2. Джордж Эдвард Мур (1873-1958) 4
3. Бертран Рассел (1872-1970) 9
4. Людвиг Витгенштейн (1989—1951) 16
Литература 24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
ДИСЦИПЛИНА ФИЛОСОФИЯ
Контрольная работа
Тема: Аналитическая философия.
Выполнил: студент 2 курса ФЗО Экономика
и управление на предприятии АПК
Шахназарян А.В. шифр:101977
Проверил:
Благовещенск 2012
Содержание
Литература
1. Аналитическая философия
Развитие и нарастающее
влияние аналитической
Термин "логический анализ" ввели
в употребление Мур и Рассел. Он
характеризовал метод исследования,
но впоследствии определил и название
философского направления, практиковавшего
этот метод. Круг философов "аналитической"
волны несколько размыт: Г.Фреге,
Дж.Э.Мура, Б.Рассела, Л.Витгенштейна, Р.Карнапа,
Г.Райла, П.Стросона и других объединяет
не столько тематика или тип философских
концепций, сколько стиль
Внутри аналитической
В основу философии логического
анализа легли идеи Фреге и
Рассела, а также концепция "Логико-философского
трактата" Витгенштейна, сыгравшая
важную роль в формировании принципов
всей аналитической философии. Истоки
лингвистической философии
2. Джордж Эдвард Мур (1873-1958).
Дж.Э.Мур — английский
философ, один из основоположников англо-американского
неореализма и "лингвистической"
ветви аналитической философии.
В ранние студенческие годы в Кембридже
он специализировался по классической
филологии и это повлияло на характер
его философских изысканий. Первые
публикации философа были написаны в
духе абсолютного идеализма его
учителей Ф.Брэдли и Дж.Э.Мак-Таггарта.
Но развивая их критику психологизма,
Мур тщательно проанализировал
аргументы английского
Позитивные аспекты теории познания Мура развернуты в статьях "Защита здравого смысла", "Доказательство внешнего мира" и ряде других сочинений. Главные темы этих работ: обоснование знания о других людях и о физических объектах. Философ обращается к уверенности человека в том, что существует и, стало быть, является реальным нечто, отличное от него самого и непосредственно им воспринимаемое. В круг таких реалий входят и другие люди ("Природа и реальность объектов восприятия"). В работе "Некоторые основные проблемы философии" Мур перечисляет множество конкретных вещей, которые большинство людей "знает достоверно". Так, каждый знает о существовании собственного тела, как знает и то, что оно родилось, развивалось, соприкасалось с Землей, что многие из живших умерли, что Земля в прошлом уже долгое время существовала. Мы знаем, что во вселенной были и есть материальные объекты и акты сознания, а также то, что множество объектов существует и тогда, когда мы их не осознаем. Мур подчеркивал, что истинность наиболее общих предложений — о существовании физических объектов, других людей и прочее — неявно заложена в общем способе нашего мышления, в присущей нам во многих случаях уверенности: это мы знаем. Философ подмечает, что даже отрицание таких положений уже неявно подразумевает существование того (или тех), кто их отрицает. А это допущение невольно тянет за собой и многое другое. Повинуясь здравому смыслу, подытоживает Мур, люди приходят к ряду взаимосвязанных убеждений, несовместимых с идеалистическим отрицанием физических объектов, реальности времени и многого другого.
Продвигаясь далее в обосновании
существования внешнего мира на основе
познанных фактов, Мур устанавливает
тесную смысловую (аналитическую) связь
понятий "быть внешним по отношению
к сознанию", "встречаться в
пространстве" и др. В пределе
его обоснований обнаруживаются
очевидные факты, которые уже
не поддаются критике и не нуждаются
в защите. Человек не знает, откуда
ему ведомы многие простые и бесспорные
истины, он их просто с очевидностью
знает. И это знание не может быть
поколеблено. Отрицанию очевидного
противятся весь здравый смысл и
даже сам язык, ввергая нас в
противоречия, становясь невнятным
и запутанным. В подтверждение
этого Мур приводил парадоксальные
утверждения, например, "Идет дождь,
но я в это не верю" и др. Размышления
Мура на эти темы продолжались долгие
годы. Он вновь и вновь возвращался
к ним в лекциях, дискуссиях, публикациях,
сохраняя опору на очевидность и
здравый смысл. Важное значение для
решения волновавших его
Анализ чувственно данного.
Много внимания Мур уделил вопросу
о соотношении чувственных
Сложность старинной проблемы, за решение которой взялся Мур, известна. Ведь предметы внешнего мира, включая других людей и даже наше собственное тело, даются нам только посредством ощущений, восприятии. Выйти за их пределы — понять, как выглядит предмет, когда его никто не видит, или как звучит мелодия, когда ее никто не слышит — людям не дано. А это значит, что уверенность в существовании предметов, мира, людей независимо от нашего сознания, должна опираться прежде всего на сами формы чувственного опыта человека, их внутреннюю многомерность, варьируемость и вместе с тем устойчивость, инвариантность определенных форм опыта, знаний. Такой подход в XVII—XVIII вв. был опробован великими британскими философами-сенсуалистами. Немало тонких аналитических наблюдений завещал своим продолжателям в XX век, в частности, Дж. Беркли.
Мур понимает, что ключ к различению "чувственного опыта" и "реальности" дает анализ ощущений. С помощью такого анализа, прослеживая и сопоставляя вариации ощущений, ему удается выявить "зазор" между ощущением и ощущаемым, их несовпадение. Скажем, один и тот же предмет, в зависимости от сопутствующих обстоятельств воспринимается то как холодный, то как теплый. Один и тот же цвет простым глазом воспринимается иначе, чем под микроскопом. Предмет в целом может восприниматься как одноцветный, даже если его элементы многоцветны. С помощью таких различий улавливается, косвенно заявляет о себе то, что Мур называет объектом и благодаря чему познавательное отношение между субъектом и объектом выступает как "осведомленность", а не греза. [2, c. 333]
Вместе с тем Муру ясно, что анализ чувственно данного применим лишь в известных пределах и не может служить универсальным методом решения философских проблем. Для него не секрет и то, что истинность многих высказываний постигается без опоры на такой анализ, что порой мы просто не можем его провести. Например, неоспорим факт познания реальных физических объектов. Между тем в процессе анализа осознается: познать такие объекты только на основе чувственно данного невозможно. Стало быть, помимо чувственных данных процесс познания объектов включает в себя еще нечто, благодаря чему в какой-то момент (память подсказывает это) свершается "чудо" перехода от данного образа к уверенности, что этот образ к чему-то относится, — хотя трудно сказать, что это нечто собой представляет. Не ограничиваясь анализом чувственно данного, Мур разрабатывал также процедуры концептуально-речевого прояснения философских понятий, тезисов, парадоксов, придавая все большее значение смысловому анализу языка.
Метод анализа. С определением
понятия анализа дело обстоит
непросто. Даже у Рассела, одного из
величайших приверженцев аналитического
метода, это понятие не получило
четкого разъяснения. Не вполне удалась
эта задача и Муру. После почти
50 лет применения метода анализа
он пояснил, что под анализом понимает
метод определения одних
Придавая анализу большое значение, Мур вовсе не считал, что философия сводится только к анализу. Он отчетливо различал философское утверждение истин здравого смысла и философский анализ этих истин, процесс доказательства философских высказываний и анализ посылок, заключений этого доказательства. Иными словами, Мур не ставил под сомнение ценность самой философии, а ее важнейшим делом считал стремление описать универсум в целом.
Воздействие Мура на развитие
философской мысли в Англии первой
половины XX в. общепризнанно. Но главным
результатом его труда стал совсем
не свод текстов, не собрание философских
мыслей. Профессору из Кембриджа удалось
большее: он оказал весьма заметное влияние
на сам стиль философствования. Его
ученики отмечают: "Философия
после Мура никогда не сможет стать
такой, какой она была до Мура, —
из-за стандартов точности и утонченности,
которые он внес в философствование,
и, что еще важнее, из-за направленности,
которую он задал философским
исследованиям". Не только аргументы,
изложенные в текстах (их не так уж
много), но и постоянное общение Мура
с коллегами и учениками, его
лекции, участие в дискуссиях способствовали
"закату" английского гегельянства
и усилению позиций философского
реализма. Мур возродил исконно английскую
философскую традицию эмпиризма
и здравого смысла, придал ей обновленный
облик, отмеченный печатью пристального
внимания к языку. Это и послужило
истоком аналитической
Бертран Рассел — всемирно известный английский ученый, философ, общественный деятель. В шестнадцать лет он прочитал "Автобиографию" своего крестного отца, Милля (1806—1873), произведшую на него большое впечатление. Перу Милля принадлежал и первый теоретический труд по философии, прочитанный Расселом в восемнадцать лет. Эта работа ("Система логики") определила заметное влияние идей Милля и Д.Юма, мысли которого, развивал Милль, на будущие философские позиции Рассела.
В творчестве Рассела выделяются три периода. Первый, отданный освоению математики и философии, длился — вместе с учебой — около десяти лет (1890— 1900). Следующий, наиболее плодотворный период (1900—1910), был посвящен логическому исследованию основ математики. В это время Рассел написал книгу "Принципы математики" (1903), статью "Об обозначении" (1905) и, в соавторстве с А.Уайтхедом, — фундаментальный труд "Начала математики". Последняя работа, завершенная к 1910 г., принесла авторам мировую известность. Сорокалетний Рассел вступает в третий период, основным содержанием которого стала разработка широкого круга философских тем и публикация популярных работ. [3, c. 90]
Переломным в своей