Аксиологические аспекты философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Определить предпосылки аксиологии;
2. Определить понятие ценностей;
3. Рассмотреть виды ценностей;
4. Рассмотреть ценности как категорию философии;
5. Рассмотреть аксиологические аспекты в философии

Оглавление

Введение 3
Предпосылки аксиологии 4
Ценности 6
Виды ценностей 8
Ценности как категория философии 9
Становление философской теории ценности в XIX –XX в.в. 12
Аксиологические аспекты философии 15
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Понимание бытия как деятельности означает, что философия становится преимущественно учением о ценностях. Но быть учением о ценностях – значит создавать ценности, значит быть этикой. Философия есть этика, т.е. она ответственна за определенные основания человеческой деятельности. Такая постановка вопроса является, конечно, неожиданной и даже дерзкой, и все-таки она имеет опору в реальном опыте философской мысли. Чем необходимо руководствоваться при изменении мира в той части, в какой оно не вытекает из его объяснения – вот вопрос, перед которым оказалась философия. Можно сослаться еще на Ницше, который, пожалуй, резче всех обозначил новые – этические горизонты философии. «Для воспитания истинного философа, быть может, необходимо, чтобы и сам он стоял некогда на всех ступенях, на которых остаются и должны оставаться его слуги, научные работники философии; быть может, он и сам должен быть критиком и скептиком, и догматиком, и историком, и, сверх того, поэтом и собирателем, и путешественником, и отгадчиком загадок, и моралистом, и прорицателем, и «свободомыслящим», и почти всем, чтобы пройти весь круг человеческих ценностей и разного рода чувств ценности, чтобы иметь возможность смотреть различными глазами и с различной совестью с высоты во всякую даль, из глубины во всякую высь, из угла во всякий простор. Но все это только предисловие его задачи; сама же задача требует кое-чего другого, она требует, чтобы он создавал ценности». Еще одна выдержка из Ницше: «Философу надлежит решить проблему ценности… ему надлежит определить табель о ценностных рангах».

Философия, как установили еще древние греки, расчленяется на физику, логику и этику. Это деление является самым общим и полным. Оно охватывает и материальные объекты, подчиняющиеся законам природы, и человеческие поступки, подчиняющиеся законам природы, и человеческие поступки, подчиняющиеся неприродным, сверхприродным законом (закон свободы) и само познание, показывая тем самым, что философия имеет дело с реальностью в целом во всех ее качественно своеобразных проявлениях. Поскольку, однако, философия пытается рационально осмыслить предельные, последние основания мира, раскрыть его бытийное единство, то неизбежно встает проблема соотношения и соподчинения выделенных трех наук или аспектов философии. Они не могут быть рядоположенными. Исторически, как мы видели, развитие философии шло таким образом, что первоначально она понималась по преимуществу как натурфилософия (физика) и уже в рамках натурфилософии получали объяснение и познание и этика. Впоследствии она стала пониматься по преимуществу как гносеология, т.е. канон разума или логика и в этих рамках интерпретировались и природа и этика. И только после этого на первый план стало выходить понимание философии по преимуществу как этики, без опоры на которую не могут быть поняты ни природа, ни познание. Говоря грубо, философия отождествляла бытие последовательно с законами природы, с законами познания и, наконец, с законами свободы.

Нужно разоблачить скрытый антропологизм онтологии – говорил Н.А. Бердяев. Я бы добавил: и гносеологии. И одновременно уточнил: не скрытый антропологизм, а скрытый аксиологизм, что, собственно, скорее всего, Бердяев и имел в виду. Скрытый аксиологизм онтологии состоит в том, что само стремление дойти до последних оснований знания, от наличного бытия пробиться к бытию, понять мир в его единстве является превращенной формой человеческого стремления к осмысленной жизни, к единству, имея в виду как единство человека с самим собой, так и единство людей в обществе. Философская онтология всегда содержит в себе скрытую аксиологическую предпосылку, противопоставляющую космос – хаосу, бытие – ничто, созидание – разрушению. Это значит, что она, философская онтология уже как бы ответила на вопрос еще до того, как начала отвечать на него. Скрытый аксиологизм гносеологии состоит в самом различении, рассечении знания на истинное и ложное и рассмотрении истины в качестве высшей ценности. «Что собственно в нас хочет «истины» … Мы спросили о ценности этого хотения. Положим, мы хотим истины, – отчего же лучше не лжи» – так говорил Ницше. И в словах этих заключена своя убедительность.

Словом, человеческое сознание в самих своих философских основаниях сковано аксиологическим обручем. Человек не может мыслить без того, чтобы не рассекать мыслимое на неравные части – неравные именно с точки зрения близости к человеку, не рассекая его на хорошее и плохое. Сама мысль состоит в этом рассечении. Более того, даже сциентистская установка на объективность, на внечеловеческое восприятие мира, восприятие, свободное от оценок имеет ценностную подоплеку и является моментом совершенствования человека. Человек развивает себя, развивая в себе способность объективного (внечеловеческого) взгляда на мир. Даже если такая установка гипертрофируется и выступает как отрицание ценностно-оценочного отношения к миру, она становится превращенной формой последнего. Отрицание оценки само является оценкой.

Скрытый аксиологизм онтологии и гносеологии может быть интерпретирован таким образом, что аксиология, сфера ценностей и есть основная компетенция и ответственность философии. Наука пытается смотреть на мир объективно, т.е. так, как если бы в нем не было человека. Религия пытается смотреть на мир глазами Бога. Философия смотрит на мир человеческим взглядом. Что это за взгляд? Наука утверждает человека в качестве демиурга, полагая, что он может решить свои проблемы на пути познания, что он, следовательно, может возвыситься над миром Религия является смертельным ударом по гордыне человека, его способности самому справиться со своими проблемами. Философия понимает, что на человеке лежит чрезмерный, неподъемный груз бытия, но она в то же время понимает, что ему не на кого переложить этот груз.


Заключение

Подводя итог, можно сказать что:

Ценность — это и идея и нечто совершенно иное — веление, обращенное к действительности, закон, предписывающий ей совершенство. Это некая движущая сила, ко­торая вот-вот осуществит себя в реальности. Но это и не закон самой действительности, в которой все происходит по причинам и естественной необходимости, без какого бы то ни было вмешательства велений добра и справедливости.

Проблема ценности позволяет понять уникальную природу человека, его исключительное положение в мире. Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Ценности активно воздействуют  на действительность, не вмешиваясь в естественные законы бытия неудивительно, что проблеме ценностей в литературе уделено достаточное количество внимание. Острее эта проблема становилась в переходные периоды общественного развития (социальные сдвиги, нестабильность).

Аксиологическая теория всегда играет определённую роль в борьбе между силами прогресса и реакции, между ценностями новой жизни и ценностями, уходящими в прошлое. Ведь тот, кто исследует, сам даёт оценки. Он судит настоящее и рисует будущее таким, каким он его хочет или надеется увидеть.

Желания делятся на желания аспекта сон-сан и желания аспекта хён-сан и, как следствие, различают также ценности аспекта сон-сан и ценности аспекта хён-сан.

"Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм".

 

 

Список использованной литературы

 

1. Каган М. С. Философия теории ценностей. – Санкт-Петербург, ТОО ТК “Петрополис”, 2004.

2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 2005.

3. Орлов В.В. Современная форма научной философии, Новые идеи в философии. Пермь, 2003.

4. Риккерт Г. О системе ценностей. - М., 2000.

5. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. - М.: Логос, 2000.

6. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения Конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1998.

7. Харчева А. Г. Проблема ценности  в философии. – Москва-Ленинград, Издательство «Наука», 1999.

 

2

 



Информация о работе Аксиологические аспекты философии