Структура и функции морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:03, реферат

Краткое описание

Слова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребляют как синонимы, но в философии их принято различать. Этику следует рассматривать как самостоятельную философскую науку, предметом изучения которой является мораль. Но так как этика еще и формирует само моральное состояние субъекта, ее называют учением о морали и нравственном освоении человеком действительности, или, как считает ряд ученых - этиков, - теоретической рефлексией морального сознания человека о самом себе.

Файлы: 1 файл

структура и функции морали.docx

— 26.02 Кб (Скачать)

Конечно, необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется несколько иначе, нежели познание в науке. Оно в значительной степени образно, размыто, в нем  гораздо большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.

3. Мировоззренческая функция  морали. Как мы уже отмечали, мораль  не может быть сведена к  простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать,  во имя чего они должны выполняться,  то есть моральное сознание  неизбежно выходит на высшие  ценности, на вопросы о смысле  жизни. Но для решения последних очень важно выявить место человека в мире. А последнее невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о мире в целом. С.Н. Булгаков отмечал, что человек, для того чтобы понять самого себя, должен знать, «что же представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т. д.».

Представление о мире в  целом (мировоззрение) невозможно построить  на одних лишь выводах науки, ибо  они неполны. Научная картина  мира и мировоззрение — это  совсем не одно и то же. Мировоззрение  формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму  чувств, представляет из себя своеобразный образ мира. В моральном сознании (прежде всего, в нравственной философии) мировоззрение формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит понимание вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.

4. Воспитательная функция  — одна из важнейших функций  морали. Без процесса воспитания  — непрерывного, довольно интенсивного  и целенаправленного — невозможны  существование общества и становление  отдельной человеческой личности. Однако необходимо подчеркнуть,  что в центре воспитания стоит  воспитание нравственное, которое  и формирует духовный стержень  личности. Более подробно нравственное  воспитание будет рассмотрено  в соответствующей лекции.

5. Регулятивная функция  морали является своеобразным  синтезом всех других функций,  ибо в конечном итоге задача  морали состоит в направлении  помыслов и действий отдельного  человека. Но, как известно, поведение индивида регулирует не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры, именно моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают большое воздействие на ее политические позиции, на отношение к существующему праву (правосознание), на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.

Специфику регулятивной функции  морали можно выделить в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически  все сферы жизнедеятельности  человека (чего нельзя сказать о  праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к  человеку максимальные требования, требует  от человека «равнения» на нравственный идеал, который сам по себе (по определению, в противном случае он просто не идеал) недосягаем. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с  опорой на авторитет общественного  мнения и моральные убеждения (прежде всего — совесть) человека.

Отмечая важность регулятивной функции морали, в то же время  необходимо признать, что и мораль не всесильна. Об этом свидетельствует  и многочисленные преступления и  повседневная грубость, бестактность. Причин этому немало. Отметим, что  и моральное сознание отдельных  индивидов имеет явно недостаточный  уровень развития, и общественное мнение может ошибаться, обуреваемое  далеко не моральными устремлениями (говорят  же об эффекте толпы). Кроме того, условия жизни порой подавляют  моральные чувства. Можно ли требовать  строгой честности от женщины, у  которой дети умирают от голода? Бывают и другие обстоятельства подобного  рода.

 

4. Заключкние.

Таким образом, в этике  подвергаются осмыслению разнообразные  вопросы, в том числе вопросы  о том, откуда взялись нравственные предписания, способен ли человек жить по заповедям, которые он сам провозглашает? Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать возможными этически (нравственно) правильные поступки. Она  воспитывает в человеке призвание  соотносить сущее с должным. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осуществлении этических ценностей. Этика помогает пробуждению оценивающего сознания.


Информация о работе Структура и функции морали