Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:01, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть стресс как фактор, снижающий эффективность трудовой деятельности.
Задачи работы:
• Изучить сущность стресса
• Рассмотреть последствия стресса

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы стресса 4
1.1Понятие стресса и его особенности 4
1.2Динамика стресса 5
1.3Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки 6
2.Анализ дисфункциональных последствий стресса 10
2.1Влияние стресса на психофизиологию работника 10
2.2 Вред и польза стресса 11
3.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала 13
3.1 Пагубное влияние стресса на профессиональную деятельность 13
3.2 Управление стрессом 14
Заключение 18
Список использованной литературы: 19

Файлы: 1 файл

Стрессы.docx

— 55.50 Кб (Скачать)

Можно выделить три физиологических  механизма подобного стресса:

Во-первых, в коре головного  мозга сформировался интенсивный, стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое старается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влияние АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие, физиологические активные вещества, которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, кровяное давление повышается. В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. У человека долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса при помощи физкультуры, интенсивной мышечной нагрузки.

В-третьих, из-за того, что  стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.

Нужно отметить взаимосвязь  между темпераментом человека и  его реакцией на стресс. Специалисты указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Флегматики в стрессовых ситуациях много едят, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта как память и внимание.

Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено  тем, что в коре больших полушарий  человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени  страдает функция памяти. Тем не менее, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и  поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

2.2 Вред  и польза стресса

 Стресс — неотъемлемая  часть жизни, и его нельзя избежать. Важно, по мнению Селье, то, что каждый из нас — с учетом того, что он собой представляет, и какие испытания в жизни готов перенести, — способен поддерживать оптимальный для себя уровень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно. Если некоторые люди с трудом могут преодолевать ситуации, лишающие их обычного спокойствия и выводящие из привычного мирного окружения, то другие ищут действий и большего жизненного простора, где могут полностью реализовать свои возможности, учась преодолевать связанные с этим опасности.

 

3.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала

3.1 Пагубное  влияние стресса на профессиональную  деятельность

Психологические проблемы, вызванные стрессом, приводят к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указания руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса  оказывает также  не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Командная работа, а именно таковой является деятельность в организации, полагается на сильные стороны руководителя, авторитетного лидера, и является фактором успеха работы организации. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они  чувствуют, что не соответствуют  ожиданиям, связанным с занимаемой должностью и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений.

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса,  может вызвать “неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы”. Это определение данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частыми невыходами на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно вязанным со здоровьем.

3.2 Управление  стрессом

В США менеджеры считают  причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий. Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.

Все эти причины, а также  потери работодателей, вызванные стрессами  работников, заставляют организации  разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к  стрессовой нагрузке.

Управление индивидуальными  стрессами представляет собой способы  адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней  управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке  четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях  и в отдельных отечественных  банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

 

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

• Учитесь правильно распоряжаться  своим временем.

• Умейте переключать свою деятельность.

• Заставьте стресс работать на вас.

• Посмотрите на ситуацию со стороны.

• Все проходит, пройдет  и это.

Рассмотрим подробные  приемы индивидуальной борьбы со стрессом. 1. Учитесь правильно распоряжаться  своим временем. Умение правильно  организовать свое время – важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

• при составлении списка необходимых дел перечисляйте в  нем, кроме необходимых, такие, какие  хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

• все дела разносите  по категориям: главные и те, что  можно сделать позже; важно уметь  ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

• избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

• четко уточните для  себя разницу между активностью  и продуктивностью: активность – проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность– выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

• проанализируйте причины  потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество  технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать  свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать  на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

• постарайтесь принять  негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

• отнеситесь к стрессу  как источнику энергии.

4. Посмотрите на ситуацию  со стороны.

В спокойном состоянии  вы не могли бы столько сделать, в  возбужденном состоянии успели несравненно больше:

• воспринимайте проблему как вызов;

 

• не думайте о прошлых  событиях как о поражении;

 

• вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное – победа над эмоциями.

5. Все проходит, пройдет  и это.

• Постарайтесь видеть будущее  в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

 

• Учитесь приемам физического  расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

• При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной  мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

• Не разрешайте себе утонуть  в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

• Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет  и у вас.

 

 

 

 

Заключение

Не всегда являясь отрицательным  явлением, как и для конкретного  лица, так и для организации  в целом, стресс все же представляет собой одну из наиболее важных и  серьезных проблем в сфере  организационного поведения. Среди  причин стресса можно выделить несколько  групп факторов: внеорганизационные, организационные, групповые и индивидуальные. Взятые в комбинации или по отдельности, они в потенциале могут стать причинами сильнейших стрессовых воздействий, которым подвергается современный работник на любом уровне и в каждой организации. Результаты подобных стрессов могут вызвать проблемы, как физического характера, так и психологические проблемы и проблемы поведенческого характера. Для борьбы с проблемами, вызванными стрессом разработан ряд индивидуальных и организационных методов. Как для отдельного лица, так и на уровне всей организации необходимо принять конкретные меры для предотвращения и снижения стресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Аширов  Д.А. Организационное поведение: учеб. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 360с.;
    2. Громова О.Н. Организационное поведение: учебник для вузов;
    3. Карташова Л.В.; Никонова Т.В. Поведение в организации: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004 с. 124-135;
    4. Коган Б.М Стресс и адаптация. – М.: Знание, 2003.-64с.
    5. Хохлова Т.П. Организационное поведение: учебное пособие. – М.:Экономистъ,2005.-167с.

 

 


Информация о работе Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации