Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:01, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть стресс как фактор, снижающий эффективность трудовой деятельности.
Задачи работы:
• Изучить сущность стресса
• Рассмотреть последствия стресса

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы стресса 4
1.1Понятие стресса и его особенности 4
1.2Динамика стресса 5
1.3Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки 6
2.Анализ дисфункциональных последствий стресса 10
2.1Влияние стресса на психофизиологию работника 10
2.2 Вред и польза стресса 11
3.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала 13
3.1 Пагубное влияние стресса на профессиональную деятельность 13
3.2 Управление стрессом 14
Заключение 18
Список использованной литературы: 19

Файлы: 1 файл

Стрессы.docx

— 55.50 Кб (Скачать)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ)

 

Экономический факультет

 

Кафедра «Управление  человеческими ресурсами»

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Организационное поведение»

на тему: «Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации»

 

 

 

Студента дневного отделения

группы 2.13

Специальность «Управление  персоналом»

Говша Н. А.

Проверила: Меньшенина Е.А.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 г.

 

Оглавление

Введение 3

1.Теоретические  основы стресса 4

1.1Понятие  стресса и его особенности 4

1.2Динамика  стресса 5

1.3Причины  возникновения стресса на рабочем  месте  и его признаки 6

2.Анализ дисфункциональных  последствий стресса 10

2.1Влияние  стресса на психофизиологию работника 10

2.2 Вред и  польза стресса 11

3.Влияние  стрессов на эффективность трудовой  деятельности персонала 13

3.1 Пагубное  влияние стресса на профессиональную  деятельность 13

3.2 Управление  стрессом 14

Заключение 18

Список использованной литературы: 19

 

 

Введение

Слово «стресс», так же как  «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Сегодня стресс стал одной из самых популярных тем. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивление организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% работников – почти ежедневно.

 С точки зрения управления, наибольший интерес для нас  представляют организационные факторы,  которые вызывают стресс на  рабочих местах. Знание этих факторов  и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

 Цель данной работы  – рассмотреть стресс как фактор, снижающий эффективность трудовой деятельности.

 Задачи работы:

 • Изучить сущность  стресса

 • Рассмотреть последствия  стресса

 

1.Теоретические основы стресса

 

1.1Понятие стресса и его особенности

Стресс – состояние  психического напряжения, возникающее  у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями. Впервые стресс исследовал и описал Г.Селье в работе “Стресс без дистресса”. Ученный дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование».

Есть и другое определение  стресса, подчеркивающее необходимость  его для организма: Стресс – это  одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция  организма направленная на обеспечение  самосохранения.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество. Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений). Острый стресс – состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми). Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума). Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

    1. Динамика стресса

 

Для определения наиболее рациональных способов воздействия  на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения

Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения  или мобилизация;

2) адаптация;

3) истощение, спад внутренней  активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация.

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности  реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации возникает  при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при  сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

 

   1.3Причины возникновения стресса на рабочем месте  и его признаки

 

Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стрессы возникают под  действием стрессоров – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности  внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Можно привести следующую классификацию стрессоров:

  • По характеру:
  1. Физиологические (это экстремальные воздействия внешней среды неприемлемые для организма уровень температуры, освещения, давления, болевые ощущения, непосильная физическая нагрузка и т.д.);
  1. Психологические (психологическое напряжение, отрицательные эмоции, конфликтные ситуации и т.д.);
  • По содержанию:
  1. Организационные (перегрузка или недогрузка работника, конфликт или неопределенность ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью);
  2. Личностные (события личной жизни негативного или позитивного характера);
  • По источнику:
  1. Внешние (находятся за пределами организации - международные события, экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы напряженность в обществе и др.);
  2. Внутренние (связаны с организацией и самим работником – несовершенная организационная структура и стиль управления, специфическое восприятие, различия в опыте);
  • По специфике воздействия:
  1. Общие (характерны для типичных ситуаций – хронические, часто повторяющиеся проблемы);
  2. Специфические (связанные с особенностями личности, ситуации).

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

• Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые  технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

• Взаимоотношения в организации  – построение и поддержание хороших  отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

• Недостаточно ясное понимание  работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

• Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику  не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

• Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково  срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена  в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

• Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

• Карьерное продвижение  – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое  карьерное продвижение.

• Физические условия труда  – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

• отсутствия работы или  длительного ее поиска;

• конкуренции на рынке  труда;

• кризисного состояния  экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются  под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных  причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия  предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

 

2.Анализ дисфункциональных последствий стресса

 

2.1Влияние стресса на психофизиологию работника

 

В настоящее время ни у  кого не вызывает сомнения, что при  стрессе включаются сложнейшие нервные  механизмы.

Например, произошла ссора  или какое-то неприятное событие: человек  возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он хотел бы отвлечься от этих мыслей, но не получается.

Информация о работе Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации